«Вокруг света» рассказывает о четырех выдающихся женщинах, которые внесли большой вклад в успех мужей, оставшись в их тени, хотя вполне могли добиться славы и в одиночку.
Йоко Оно
«Жена Джона Леннона», «развалившая The Beatles» — под такими «титулами» многие знают Йоко Оно. Некоторые, может, вспомнят, что она еще и художница, но мало кто знаком с ее работами. Сам Леннон в свое время называл супругу «самым известным неизвестным художником» — имея в виду, что всем известно ее имя, но никто понятия не имеет, чем она занимается.
Жизнь Йоко Оно с детства была полна контрастов: переезды из Японии в США и обратно, бомбардировки Второй мировой, голод, лишения; а еще уроки музыки, элитная школа и будущий (сегодня уже бывший) японский император Акихито в одноклассниках.
Оно была дочерью представителей двух влиятельных банкирских семейств, но не желала быть «правильной» наследницей. Она стала первой женщиной, зачисленной на факультет философии престижного университета Гакусюин (Оно отучилась два семестра и бросила).
Йоко Оно стояла у истоков концептуализма, перфоманса, течения флюксус. Она была в самом центре нью-йоркской арт-сцены начала 1960-х: в ее лофте на Чамберс-стрит, где не было ни отопления, ни электричества, проходили концерты и перфомансы, там собирались Джон Кейдж, Ла Монте Янг, Марсель Дюшан. Йоко Оно была единственной женщиной в этой группе.
Она же стала одним из первопроходцев феминистского искусства, которым на тот момент мало кто занимался. Показателен ее перфоманс Cut Piece, в рамках которого зрители могли отрезать куски от одежды художницы, которая неподвижно сидела на полу. Одним из его толкований является иллюстрация объективизации женского тела.
Во время брака с Ленноном Оно, пусть уже и попавшая в тень своего знаменитого супруга, продолжала творить — они вместе устраивали «постельные протесты», основали группу Plastic Ono Band, создали песню Imagine, ставшую наиболее успешным произведением Леннона из написанных после распада The Beatles.
Альма Ревиль
Все знают Альфреда Хичкока — прославленного режиссера и сценариста, «мастера саспенса». Кто знает его жену, Альму Ревиль?
Между тем, Ревиль пришла в киноиндустрию на несколько лет раньше: она начинала как «чайная леди» — подавала напитки на площадке, но уже в 16 лет была повышена до монтажера. К 1920 году, когда сам Хичкок делал первые шаги в кинопроме как дизайнер интертитров, Альма уже успела поработать ассистентом режиссера Мориса Элви и даже сыграла роль в его картине «История жизни Дэвида Ллойда Джорджа». Она была опытным монтажером и помощником режиссера по работе со сценарием.
Впервые Ревиль и Хичкок работали вместе над фильмом «Женщина женщине» в 1923 году — он был помощником режиссера, она отвечала за монтаж. Поженились они спустя три года и прожили вместе до смерти Хичкока в 1980 году.
Хичкок высоко ценил свою жену как профессионала: во время съемок своих первых работ он часто оглядывался на Альму и спрашивал, все ли в порядке с кадром. Они вместе работали над фильмами «Кольцо», «Леди исчезает», «Психо» и другими лентами Хичкока.
Альма также успевала сотрудничать и с другими режиссерами: писала и редактировала сценарии, занималась монтажом. Ревиль и самой пророчили режиссерскую карьеру, но этого не случилось. Сама она объясняла это тем, что у нее неподходящий темперамент, но свою роль сыграло рождение дочери Патриции, за которой нужно было ухаживать.
Отойдя на второй план, Ревиль продолжала вносить значительный вклад в творчество своего мужа: он советовался с ней, когда хотел взять в работу сценарий, и просил проверять окончательные версии фильмов на предмет недостатков. Как писал кинокритик Чарльз Чамплин, «у Хичкока было четыре руки, и две из них принадлежали Альме».
Франсуаза Жило
Не жена, но возлюбленная Пабло Пикассо, мать двух его детей, — эта женщина известна как «непокорившаяся» любовь великого художника. Их десятилетний роман, начавшийся, когда ей был 21 год, а ему уже за 60, завершился ее решением уйти вместе с сыном и дочерью.
Последний шанс освободить собственное имя от ассоциации с бывшим любовником Жило потеряла, написав книгу «Моя жизнь с Пикассо». Это произведение, публикации которого Пикассо пытался препятствовать через суд и из-за которого он разорвал отношения с детьми, окончательно закрепило за Франсуазой Жило ярлык «женщины Пикассо». А ведь она могла прославиться как художница.
Творческий путь Жило начался в детстве: мать, тоже художница, рано начала знакомить девочку с искусством. Она показывала дочери, как работать с тушью и акварелью — Франсуаза училась превращать помарки в часть произведения. Отец же хотел, чтобы Франсуаза стала юристом, но после двух лет учебы она бросила юридическую школу и стала ученицей художника Эндре Розда.
Во время отношений с Пикассо Жило продолжала творить — кубизм возлюбленного оказал влияние на ее работы, но все же Франсуаза предпочитала использовать более органические фигуры в противовес угловатым формам Пикассо. Впрочем, биограф художника Джон Ричардсон писал, что сам Пикассо «взял у нее гораздо больше, чем она взяла у него».
Этот роман открыл Франсуазе двери в мир большого искусства: она познакомилась с Анри Матиссом, Марком Шагалом, Жаном Кокто и другими знаменитостями. После ухода Жило Пикассо попытался использовать свое влияние в мире искусства, чтобы разрушить ее карьеру, но не преуспел.
Франсуаза Жило переехала в США, а ее картины по-прежнему пользовались спросом. О расставании с Пабло Пикассо она никогда не жалела. «Если бы я не думала, что я готова к этому, я бы не сделала этого. Я бы осталась», — говорила сама художница.
Симона Мельхиор
Жак-Ив Кусто бороздил океаны на своем знаменитом судне «Калипсо», изучал подводную жизнь и снимал фильмы про морские глубины. Он был удостоен нескольких орденов и целого ряда премий. За его спиной стояла Симона Мельхиор.
Они познакомились, когда ей было 17 лет, ему — 26. Вскоре они поженились. Симона, дочь директора компании Air Liquide, занимавшейся промышленными газами, свела избранника с нужными людьми: ее отец предоставил финансирование, его сотрудник, инженер Эмиль Ганьян, — свои разработки, и теперь Жак-Ив Кусто считается изобретателем акваланга.
Но Симона и сама была исследовательницей. Когда «Калипсо» был взят в аренду, Мельхиор продала фамильные драгоценности и шубы, чтобы купить топливо, компас и гироскоп для будущего научного судна. И сама выходила в море, будучи единственной женщиной в команде.
На «Калипсо» она была врачом и медсестрой, психологом и парикмахером для своего экипажа, который прозвал ее La Bergere — «пастушкой». Она была первой женщиной-гидронавтом, сама спускалась в глубины с аквалангом и жила в подводном доме. Также Симона, вероятно, стала первой женщиной в роли подводного видеооператора: она сняла некоторые кадры для оскароносного документального фильма «В мире безмолвия».
При этом Симона предпочитала не попадать в объективы. Как говорил Кусто, «счастливее всего она была вне поля зрения камер, в вороньем гнезде „Калипсо“, наблюдая за морем в поисках китов». А их сын, Жан-Мишель, описывал мать как «настоящего капитана» судна. «Она провела на „Калипсо“ больше времени, чем мой отец, брат и я вместе взятые», — вспоминал он.