Вряд ли молодой арабский путешественник, носивший имя Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абдаллах аль-Лавати ат Танджи ибн Баттута, отправляясь в 1325 году из родного дома совершить хадж в Мекку, мог предполагать, что имя его войдет в историю Востока, а сам он вернется домой спустя четверть века.
Биографические сведения о ранней молодости Ибн Баттуты довольно скудны, однако известно, что родился он в феврале 1304 года в марокканском городе Танжере и что его отец изучал право. Когда юноше исполнился 21 год, он, будучи правоверным мусульманином, решил во исполнение воли Аллаха поклониться святыням исламского мира.
Первое паломничество в Мекку
Отправившись в путь в полном одиночестве, он вскоре с караваном паломников добрался до небольшого алжирского города Биджая, где внезапная болезнь едва не лишила его возможности продолжить путешествие. Но несмотря на все уговоры своих спутников, он все-таки решил двигаться вперед к желанной цели. Через некоторое время Ибн Баттута достиг Константины.
Там местный правитель, случайно заметивший молодого паломника, измученного дорогой и изрядно пообносившегося, милостиво подарил ему деньги и новую шерстяную одежду, чтобы тот смог продолжить свой нелегкий путь. Достигнув Туниса, он остановился в медресе, здесь он проводил время в беседе с мудрецами. Два месяца спустя Баттута вновь присоединился к паломникам, которые выбрали его судьей (кади).
По пути в Египет в небольшом городе Триполи Баттута женился на дочери ученого паломника из Феса. По прошествии года он наконец достиг Александрии, которую впоследствии вспоминал как один из пяти могущественнейших городов. Там ему довелось полюбоваться на одно из семи чудес света — Фаросский маяк. Уже в то время он был значительно поврежден землетрясением 1323 года, а вскоре от него и вовсе остались одни руины. Из Александрии Батутта отправился в Каир.
Столица Египта встретила странника празднично — султан аль Назир Мухаммад отмечал свое счастливое выздоровление. А сам город буквально ошеломил Баттуту великолепной архитектурой, базарной толчеей и необыкновенной многолюдностью. Но самое большое впечатление на него произвел здешний маристан (больница), являвшийся наглядным проявлением милосердия и благотворительности. А помощь беднякам у мусульман всегда считалась одним из пяти столпов ислама. Изучив город, Ибн Баттута и его спутники спустя месяц двинулись дальше по течению Нила.
После трехнедельного путешествия он встретил провидца, возвестившего паломнику, что Мекки он достигнет только после того, как попадет в Сирию, другие же пути для него закрыты. Молодой человек, поначалу не обративший на предзнаменование никакого внимания, вскоре вынужден был повернуть назад. Причиной тому послужило начавшееся восстание бедуинских племен. Возвратившись в Каир, пилигримы на этот раз решили идти через Дамаск, а оттуда с караваном, раз в год уходящим из сирийской столицы, пользуясь покровительством мамелюков, добраться до Мекки.
По дороге в Сирию паломники получили возможность посетить и те святые места, которые находились в Хевроне: могилы почитаемых мусульманами патриархов Авраама, Исаака и Иакова, место упокоения правнучки Мухаммада Фатимы. Побывали они также в Иерусалиме и Вифлееме. Дойдя наконец до Дамаска, Баттута провел там несколько недель, успев не только побеседовать со многими учеными мужами, но и вновь жениться, а заодно узнать о рождении сына от первой жены.
Затем он двинулся в путь и через 2 месяца благополучно достиг Медины, где совершил поклонение могиле пророка Мухаммада. И вот наконец его мечта сбылась — он, облаченный в белоснежный ихрам, осенью 1326-го вступил на священную землю Мекки. Там он семь раз обошел священный Кааба и поцеловал Черный камень, посетил гробницу с отпечатками ступней Авраама и исполнил все остальные необходимые благочестивые ритуалы. После этого паломник получил титул хаджи.
Путешествие в Персию
По всей вероятности, тяжелейшее полуторагодовое путешествие не отбило у Ибн Баттуты желания продолжить странствия, а потому спустя три недели он покинул Мекку и отправился во владения монгольской династии Хулагуидов, дабы увидеть мусульманские святыни Месопотамии. В Эн-Наджафе он посетил священный для мусульманшиитов мавзолей имама Али, построенный по приказу халифа Гарун-аль-Рашида еще в VIII веке. Али был не только четвертым халифом, но также племянником и зятем Мухаммада.
Оставив позади больше сотни километров, Баттута добрался до Багдада, бывшей столицы мусульманской империи Аббасидов. Почти за 100 лет до появления здесь Ибн Баттуты цветущие земли Персии едва ли не дотла были выжжены ордами Чингисхана, Багдад значительно разрушен и школы лежали в руинах, лишь одна из них, выстроенная в 124-м, была открыта. Однако в городе Баттуту ожидал вполне радушный прием — один из спутников пригласил его в чудом уцелевшие городские бани — хамам. Марокканец был восхищен их роскошью и чистотой.
Там же, в Багдаде, ему выпала счастливая возможность присоединиться к каравану ильхана Абу Саида, направлявшегося в свою летнею резиденцию. Абу Саид, который был всего годом моложе Баттуты, произвел на него неизгладимое впечатление, так как был не только красивым человеком, но и весьма мудрым правителем.
Сопровождая хана, Баттута посетил Тебриз. В те времена Тебриз был богатым торговым городом, через который пролегал Великий шелковый путь, являвшийся одним из главных мест скопления множества купцов из Армении, Китая и Италии.
Вернувшись в Багдад, Баттута присоединился к каравану паломников, идущих в Мекку, и уже во второй раз посетил священный город. На сей раз ему пришлось задержаться в нем на целый год — причиной тому явилась тяжелая болезнь, ставшая серьезным препятствием в его дальнейших передвижениях. Едва оправившись от недуга, неутомимый странник, обратившись к помощи Аллаха, вновь решил отправиться в незнакомые исламские земли.
Йемен и Восточная Африка
В 1328 году началось его двухлетнее путешествие в Восточную Африку, причем теперь уже морским путем. Из города Джедда, находящегося на побережье Красного моря, он пустился в плавание, таившее в себе множество опасностей из-за большого количества коралловых рифов и скал. Воистину, жизнь путешественников того времени находилась в руках Аллаха, и он им помогал…
Ибн Баттута посетил многие прибрежные города. В Таизе, йеменском городе, расположенном недалеко от побережья, местный султан подарил ему лошадь. Вскоре он добрался до Адена и, покинув Йемен, продолжил путь вдоль восточного побережья Африки и наконец добрался до Зайлы — портового города эфиопского царства, бывшего христианским. Зловоние, наполнявшее город из-за огромного количества пойманной рыбы, а также крови зарезанных верблюдов, внушило путешественнику такое отвращение, что он даже не захотел сойти на берег, чтобы взглянуть на этот город.
После дальнейшего двухнедельного плавания он прибыл в Могадишо — богатейший порт Африканского побережья.
Во время своих странствий Баттута не только общался с единоверцами, живущими обособленными общинами, но и с интересом наблюдал жизнь коренного африканского населения. Город Килва восхитил его своей роскошью: местные правители, полностью контролирующие торговлю зимбабвийским золотом, могли позволить себе вкушать пищу на китайском фарфоре, носить шелковые одежды и, о чудо, даже иметь во дворце водопровод.
Из Килвы он, опять же морем, отправился в Южную Аравию. А прибыв туда, понял, что его неудержимо влечет в Мекку — святой город, положивший когда-то начало его многолетним и многотрудным странствиям.
Здесь он в благочестивых размышлениях провел еще один год своей жизни. Но ни молитвы, ни книги не помогли ему утолить неуемную жажду новых впечатлений. И Баттуту, сполна познавшего прелесть ветра странствий, вновь потянуло в дорогу. К тому же он слышал, что мусульманские правители Индии щедро платят за хорошую работу, и надеялся на то, что эта сказочная страна станет тем местом, где он наконец обретет покой и начнет вести оседлую, размеренную жизнь. Но при этом Баттута, видимо, не считал, что делать это нужно как можно скорее, ведь и в жизни паломника есть немало приятных моментов, и прежде всего уважение и материальная поддержка единоверцев. А потому он отправляется в очередное странствие и добирается до Малой Азии.
В Анатолии (современная Турция) его ожидали самые приятные впечатления: ему очень понравились местные женщины, его восхитила мудрость суфиев, его радовала щедрость правителей. И все же Баттута оставил и эту прекрасную страну, решив отправиться на север. Там, на холодных степных просторах, лежало государство хана Узбека, правителя Золотой Орды, принявшего ислам.
Константинополь и Золотая Орда
Осенью 1331 года, простившись с гостеприимной Анатолией и совершив плавание по Черному морю из Синопа в генуэзскую колонию Каффа, бесстрашный путешественник, присоединившись к каравану могущественного повелителя Орды, попадает в Хаджи-Тархан (нынешняя Астрахань). Пробыв там совсем недолго, он примкнул к свите жены Узбек-хана, направлявшейся в Константинополь.
Третья жена хана, ожидавшая рождения ребенка, была дочерью византийского императора, а потому муж позволил ей повидать родных и остаться в столице империи до разрешения от бремени. Для Баттуты же это явилось прекрасной возможностью посетить совершенно новую страну, будучи к тому же под самой надежной защитой. Трехмесячное путешествие, начавшееся в июле 1332-го, закончилось не только разнообразием новых впечатлений, но и встречей с самим императором Византии Андроником III Палеологом.
Возвращение в северный край стало для теплолюбивого уроженца юга еще одним испытанием. От пронизывающего осеннего холода многочисленная теплая одежда его не спасала, и он не единожды мысленно прощался с жизнью, скорбя о том, что еще раз увидеть родной Танжер он уже не сможет.
Едва живой, по льду замерзшей Волги он все-таки добрался со спутниками из города Сарай Берке до Булгара. Покинув вскоре земли Золотой Орды, Баттута попал во владения хана Чагатая — потомка великого Чингисхана. И в этих землях, недавно принявших ислам, Баттута провел несколько зимних месяцев 1333 года. Там он получил в подарок 700 динаров, пару верблюдов и роскошное соболье одеяло. Весной он снова тронулся в путь, оставив позади знаменитые города Средней Азии, и, пройдя горными дорогами Афганистана, в 1334 году наконец добрался до Индии, страны его мечты, мысль о которой поддерживала странника в самые трудные минуты.
Жизнь в Индии
И надо сказать, Индия его не разочаровала. С первых же дней своего пребывания на ее земле Баттута почувствовал со стороны правителей явный интерес к своей персоне. Похоже, что Судьба решила подарить ему достойное вознаграждение за многие годы странствий и лишений. Дело в том, что в те времена мусульманские правители Индии очень нуждались в преданных образованных людях, каковым как раз и являлся Ибн Баттута. Так что не удивительно, что вскоре он стал одним из приближенных султана Мухаммада Туглака, получил по владение несколько деревень и должность судьи.
Жизнь вечного странника, ложившегося порой спать совершенно голодным, подложив под голову лишь холодный камень, переменилась, словно по волшебству. Он, наконец, обрел надежную пристань, получил ежегодное жалованье в 5 000 динаров, выстроил собственный дом, а вскоре женился, и у него родилась дочь.
Его советы, его мнение далеко не безразличны великому правителю. О чем еще можно было мечтать? День шел за днем, неделя за неделей, вот уже позади 9 лет благополучной жизни. Даже тяга к странствиям как будто забыта, и ничто уже не зовет в дорогу. Он пребывает в надежде, что, возможно, здесь он и найдет свой последний приют, окруженный любящим семейством.
Но, как оказалось, эта полоса везения была лишь временной передышкой, показав, насколько хрупко и непрочно мирское благополучие. Баттута совершенно неожиданно для себя оказался во власти событий, поставивших под угрозу не только все его имущество, но и саму жизнь. Дело в том, что мусульманским правителям Индии в те времена приходилось довольно часто подавлять выступления местного населения и разоблачать различные заговоры. Так случилось и на этот раз, более того, пока султан усмирял восстание, вспыхнувшее на юге, еще одна волна недовольства поднялась непосредственно в Дели.
В этот заговор был вовлечен тесть Баттуты, который вскоре после разоблачения был арестован и казнен. Но гораздо большую опасность для путешественника представляла его дружба с почтенным суфием, который, устранившись от всех мирских проблем, просто не считал нужным повиноваться воле султана. Тогда непокорного старца призвали ко двору и там буквально по волоску выщипали всю его бороду.
Степень его унижения не знала предела, а потому второй раз идти во дворец по вызову оттуда он категорически отказался. Его приволокли силой и после жесточайших пыток отрубили голову. А вскоре гнев султана пал и на Баттуту — сначала он лишился своей должности, а затем и вовсе был арестован. Но несколько поостыв, правитель одумался и в память о прежних заслугах освободил своего судью из-под ареста.
И все же пережитые потрясения не прошли для оскорбленного до глубины души Баттуты бесследно. Он принял решение раздать все нажитое им имущество беднякам и, видимо, желая очиститься от мирской суеты, удалился от двора и прожил в отшельничестве несколько месяцев.
После того как события, связанные с восстаниями и заговорами, приняли более спокойный поворот, султан вновь вспомнил о своем преданном и верном слуге и, желая загладить свалившиеся на него неприятности, предложил Баттуте возглавить дипломатическое посольство, которое он был намерен отправить к монгольскому двору в Китае.
Долгий путь в Китай по Индийскому океану
В 1341 году Ибн Баттута после долгих лет оседлой жизни вновь пустился в странствие. Его сопровождение состояло из 15 китайских посланников, а багаж — из сокровищ, предназначенных в дар императору Поднебесной. Тогда еще никто не знал, что ждет каждого в предстоящем путешествии…
Караван, едва покинувший Дели, был атакован индуистскими повстанцами. Несмотря на численное превосходство нападавших, отряд воинов, сопровождавший караван, расправился с ними. Но, к несчастью, Баттута в ходе сражения был отрезан от своих спутников и взят в плен повстанцами. За ночь, проведенную в пещере, он совсем уже было приготовился к смерти, но наутро ему каким-то чудом удалось убедить злоумышленников обменять свою свободу на одежду. Измученного и почти нагого Баттуту спас отряд мусульман, которые к тому же помогли марокканцу вновь присоединиться к посольству.
Благополучно добравшись до побережья Камбейского залива, он и его спутники на четырех кораблях отплыли в порт Каликут. Но в этом городе путешественника настигла новая беда, обернувшаяся для него в итоге благословенным спасением. Пока Баттута в мечети возносил молитвы Аллаху, поднялся сильный шторм и капитан принял решение срочно выйти в открытое море. Когда же Баттута пришел на берег, то с ужасом увидел, как разбушевавшаяся стихия погубила практически все корабли — как с посольством, так и с ценнейшими дарами императору.
Единственный же уцелевший корабль — тот, на котором находилась рабыня, носящая во чреве его ребенка, уплыл со всем имуществом в неизвестном направлении. О их судьбе Баттуте суждено будет узнать лишь через некоторое время, когда он доберется до Индонезии. Здесь его будут ждать печальные известия о том, что его недавно родившийся ребенок мертв, а рабы и имущество, оставшиеся на уцелевшем корабле, перешли в собственность короля Суматры.
Он, конечно, понимал, что все происходящее в этой жизни в руках Аллаха, но бесконечные потери и неудачи все больше и больше ранили его душу. Но все это ожидало его в будущем, а пока ответственнейшая миссия была под серьезной угрозой, Баттута же был не из тех, кто позволяет себе менять планы даже в том случае, если Судьба сталкивает его с самыми неблагоприятными обстоятельствами.
Не рискнув вернуться в Индию, он принял решение продолжить свой путь в Китай в одиночестве. По дороге ему пришла мысль посетить Мальдивские острова. Там он пришелся вполне ко двору — его познания были крайне ценны для этого небольшого государства. Щедрые подарки, преподносимые ему во множестве, и редкие по красоте женщины убедили его в необходимости… остаться. На сей раз он женился на близкой родственнице королевы, а значит, у Баттуты вновь появилась возможность стать судьей и принять самое непосредственное участие в политике Мальдивского королевства.
Почти 9 месяцев, проведенные на островах, изрядно утомили его бесконечными интригами и заговорами. Единственное, что его утешало в этой безрадостной обстановке, — это браки, ставшие для него своеобразным хобби. Вскоре после первой женитьбы он взял еще трех жен, но через некоторое время развелся с ними, затем еще двух, но и их постигла та же участь.
Окончательно разочаровавшись не только в политике, но и в семейной жизни, он отправился на Цейлон. На этом острове находилась одна из почитаемых святынь мусульман — Пик Адама, или Серендиб. По легенде, на этом месте Адам оставил след своей ступни, буддисты же убеждены, что этот след, длиной 1,5 метра и шириной 80 см, оставил не Адам, а Будда.
По прибытии Баттуты на Цейлон здешний король, заинтересовавшись рассказами о необыкновенных странствиях, устроил в его честь роскошный пир, продолжавшийся три дня, после чего щедро вознаградил драгоценностями и многочисленными рабами.
И Баттута отправился дальше. Вскоре путешественнику вновь пришлось испытать на себе превратности судьбы. На небольшое судно, на котором он плыл, напали 12 пиратских кораблей. Разбойников, к счастью, интересовало только недавно полученное Буттутой в дар ценное имущество. Потому они и сохранили марокканцу жизнь, а также надежду на то, что все еще может перемениться к лучшему. Но мысли о Китае по-прежнему не давали Баттуте покоя.
Достигнув бенгальского города Читтагонга, он, отметив, что этот город полон всяческой еды и более чем дурных запахов, отправился в Силхет на поиски некого благочестивого мужа, обладающего способностью предсказывать будущее. Очевидно, Баттута надеялся уяснить для себя, какие еще сюрпризы преподнесет ему Судьба и стоит ли вообще продолжать свои странствия.
Он был несказанно удивлен тем, что ученики старца вышли ему навстречу в совершенно определенное время — именно по предсказанию учителя о прибытии странника из Северной Африки. У них он отдыхал и пировал несколько дней. После возвращения в Читтагонг Баттута отплыл на Суматру, где султан оказал ему теплый прием, после чего на собственном судне отправил его в Китай, куда тот наконец прибыл в 1345 году.
В Китае
В те времена в Китае правили потомки Чингисхана и представители монгольской династии Ян. И Поднебесная придерживалась политики «открытых дверей», что позволяло многочисленным мусульманским купцам создавать там свои общины, строить мечети и базары. И хотя в Китае Баттута вполне мог рассчитывать на гостеприимство, не опасаясь при этом за свою жизнь, встреча с чужой культурой на восточной окраине мусульманского мира не принесла ему надлежащего удовлетворения. А объяснялось это прежде всего религиозным рвением путешественника, желавшего, чтобы весь мир был обращен в ислам.
Пребывание в этой огромной стране принесло Баттуте множество удивительных открытий. Он был потрясен тем, что там даже самые последние бедняки носят шелковую одежду и едят на фарфоровой посуде. А поскольку в Поднебесной в то время царил мир, эта страна произвела на него впечатление самой безопасной и гостеприимной в мире, во всяком случае, здесь ему не грозили бессовестные и жестокие разбойники, готовые отобрать у несчастного мусульманина последние сбережения.
Здешние единоверцы приняли его крайне радушно. В Фучжоу ему даже удалось встретить человека, с которым он был знаком еще в Индии. Баттута от души порадовался его нынешнему богатству, а его старый знакомый в свою очередь не преминул наградить путешественника щедрыми дарами.
Баттута наслаждается великолепными образцами китайского искусства, так же как, впрочем, многочисленными пирами, устраиваемыми в его честь. А потому дни, проведенные в Китае, он впоследствии вспоминал как самые приятные в жизни. В своей книге, написанной гораздо позже, он описал собственное путешествие из Ханчжоу по Большому каналу до самого Пекина, однако современные исследователи предполагают, что на самом деле он вряд ли мог его совершить, а приведенное им описание было, скорее всего, заимствовано из каких-то других источников.
Так оно было или иначе, но, достигнув пределов Поднебесной и в полной мере насладившись ее прелестями, Баттута, наконец, решил вернуться домой. То ли он устал от долгих странствий, то ли осознал, что, изучая другие страны и восхищаясь ими, он до сих пор еще не видел красот собственной родины. Но после года, проведенного в Китае, он все-таки отплыл… в Индию.
Путь домой
Там он долго не задержался. Султан Туглак воевал тогда на севере с повстанцами, и Баттута счел целесообразным не испытывать лишний раз судьбу, так как султан, бывший его прежним повелителем, отличался крайней эксцентричностью и в принципе мог как простить неудавшегося посла, так и казнить его. И тогда Баттуте никогда бы уже не пришлось увидеть родной Танжер.
По дороге домой он решил совершить хадж в четвертый раз. Теперешний его путь в Мекку лежал с восточного побережья Аравийского полуострова через Хормуз и Багдад. Попав в Персию, он обнаружил, что могущественная империя, в которой он побывал более 10 лет назад, распалась на части, а султан Абу Саид, оказавший ему в прошлый раз гостеприимство и дружеское расположение, отравлен собственной женой.
Все это не вызвало у Баттуты желания оставаться здесь даже ненадолго. Пустившись снова в путь из Багдада после утомительного перехода через Сирийскую пустыню, он достиг Дамаска зимой 1348 года. Там он узнал от караванщиков, что 15 лет назад умер его отец, так же как и его 10-летний сын, которого он, правда, никогда не видел.
Баттута прожил в Дамаске около года, пока чума, ежедневно косившая тысячи жителей, не заставила его спасаться бегством. Эпидемия Черной Смерти бушевала на Востоке уже несколько лет, и именно оттуда спустя некоторое время была занесена в Европу. Жуткие картины повальных смертей, увиденные им в непосредственной близости, еще больше укрепили его в желании вернуться домой. Но перед этим он должен был совершить очищение.
Посетив Мекку и уже в четвертый раз за свою жизнь поклонившись ее святыням, Баттута, покинув священный город, добрался до Египта, а оттуда отплыл в Тунис, затем у берегов Сардинии попал в плен к пиратам, третировавшим Средиземноморье. Но ему снова удалось откупиться. И, наконец, после долгих лет отсутствия он достиг Северной Африки.
Аль-Андалус и Мали
В Танжере Баттута узнал о том, что его мать, так и не дождавшись возвращения сына, умерла всего за несколько месяцев до этого дня. Побывав на ее могиле и отдав дань памяти той, которая дала ему жизнь, весной 1350 года он отправился в Андалусию, еще входившую тогда в состав арабского Магриба. И снова в путь его влекли благочестивые помыслы.
Этот, уже вполне зрелый и много испытавший в жизни 45-летний мужчина, узнав о том, что кастильский правитель Альфонсо XI угрожает Гибралтару, решил принять участие в священной войне — джихаде. Но этому порыву не суждено было осуществиться — испанское войско поразила чума и угроза войны отступила. Баттута провел некоторое время в Гранаде и вскоре возвратился домой, но на месте ему никак не сиделось. Решив, наконец, познакомиться со своей родиной, он в течение целого года путешествовал по Марокко, пока, наконец, осенью 1351 года не остановился в столице страны Фесе.
Из Феса Баттута снова пустился в дорогу, ко двору короля Мали — Манса Муса, который в 1324 году совершил паломничество в Мекку, «буквально наводнив город своей щедростью». В XIV веке в Мали добывали две трети мирового объема золота, и потому эта страна, в представлении современников, являла собой едва ли не рай на земле. К тому же для Мали тот период был временем особой приверженности исламу — здесь во множестве строились мечети и минареты, а сам король получил религиозное образование.
На этот раз Баттуте предстояло преодолеть почти 2 500 км. Его путь пролегал через горы и пустыню, и уже немолодому путешественнику пришлось собрать все свое мужество, чтобы выдержать тяготы этого пути. Перезимовав в оазисе Тафилалт, он в феврале 1352 года отправился в глубь Сахары. После 25 дней пути в условиях изнуряющей жары и раскаленного песка он наконец достиг поселения Тегазза, расположенного в Западной Сахаре. Здесь добывали соль, ценившуюся в средневековом мире на вес золота.
Безусловно, Баттута был впечатлен увиденным здесь. «Стенами домов и мечетей служат соляные глыбы, а крыши сделаны из верблюжьих шкур. Там нет деревьев, лишь сплошной песок, в котором находятся огромные глыбы соли, нагроможденные одна на другую».
После двухмесячного перехода по безводной пустыне караван, вместе с которым путешествовал Баттута, достиг Валаты. Здесь его, правоверного мусульманина, привыкшего к тому, что женщины всегда закрыты от взглядов посторонних на своей половине дома, ожидало потрясение. Сначала в доме кади его встретила женщина, оказавшаяся возлюбленной хозяина, а затем в жилище другого ученого мужа он обнаружил его жену за абсолютно свободной беседой с незнакомым мужчиной.
Покинув город недостаточно целомудренных, с его точки зрения, женщин, он отправился дальше на юг. Здесь он проводит некоторое время в гостях у короля (младший брат скончавшегося Манса Муса, Манса Сулайман), а затем отбывает в Томбукту — город, бывший в те времена процветающим центром ислама.
Собираясь в обратный путь, он получил приказ марокканского султана, предписывающий немедленно прибыть в Фес, и в сентябре 1353 года Баттута отправился в путь в сопровождении «каравана» из 600 черных рабынь. По дороге ему вновь пришлось заплатить выкуп вождю одного из берберских племен, напавших на путников, но впереди его ожидало еще одно тяжелое испытание.
Заснеженные перевалы алжирских гор стали серьезным препятствием для продвижения каравана. Впоследствии Баттута опишет это путешествие как самое тяжелое в своей жизни. Однако и это испытание было благополучно завершено, и весной 1354-го Баттута, прибыв в Фес, предстал перед султаном Марокко.
Поведав правителю о своем путешествии в Мали и рассказав о бесчисленных диковинах мусульманского мира, которые ему пришлось увидеть за почти тридцать лет странствий, он получил приказ обосноваться в столице. Султан посчитал, что подобные приключения должны быть запечатлены для будущих поколений.
Молодой историк Ибн Джузайе, с которым Баттута познакомился в Гранаде, взялся записать рассказы путешественника под диктовку, и через два года на свет появилась книга под названием «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах путешествий», в которую помимо подлинных событий, происходивших с главным героем, были включены описания Мекки, Медины и Дамаска, заимствованные из описаний путешественника XII века Ибн Джубайры.
Некоторое время спустя эта книга была почему-то забыта, и вновь обнаружить ее удалось лишь в XIX веке. Она привлекла самый широкий интерес множества людей и вскоре была переведена на французский, немецкий и английский языки.
Сам же Баттута прожил еще немало лет. Точная дата его смерти до сих пор неизвестна. Одни считают, что он умер в 1368 году, другие — в 1377-м. Известно только, что провел он их, наслаждаясь покоем и достатком, как, видимо, и положено человеку, долго исследовавшему мир с самыми благочестивыми намерениями.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, 3, февраль, март 2002, частично обновлен в январе 2024