Женщины-воины появились в Японии еще до зарождения самурайского сословия: они обучались искусству владения оружием для защиты общин и деревень, где не хватало бойцов-мужчин.
Первой онна-бугэйся принято считать легендарную императрицу Дзингу, занявшую престол в начале III века н. э. Как гласит миф, она возглавила страну после внезапной гибели своего мужа, четырнадцатого императора Тюайя, и правила долгих 70 лет.
Беременная императрица во главе армии
Самым воспетым достижением императрицы стал поход на «землю обетованную» — территорию на юге Корейского полуострова. По легенде, Дзингу, будучи беременной, лично пересекла море и повела свою армию в бой, облаченная в мужскую одежду. Древние источники гласят, что войску под предводительством императрицы удалось покорить заветные территории, не пролив ни единой капли крови.
Впрочем, современные историки сомневаются в самом факте существования императрицы и, следовательно, в ее блистательном походе на Корейский полуостров — свидетельств о нем нет в корейских источниках. Одни ученые полагают, что Дзингу могла быть собирательным образом, другие считают ее вождем одного из кланов, а третьи отождествляют с другой легендарной фигурой — шаманской правительницей раннего японского государства Яматай.
Достоверно установить, кем была — и была ли — легендарная императрица Дзингу, невозможно, но ее образ однозначно стал для Японии культовым: в 1881 году она удостоилась чести стать первой женщиной, изображенной на японской банкноте.
Женщины самурайского сословия
В феодальной Японии девочек из самурайских семей, как и мальчиков, обучали владению оружием, только предпочтение отдавалось не мечам, а нагинате — своего рода «посоху» с лезвием на конце. Также женщины скрывали в рукавах или поясе кимоно кайкэны — небольшие кинжалы.
Ключевая разница между мальчиками и девочками в самурайских кланах заключалась в цели обучения: сыновей готовили к войнам и сражениям во имя своего господина, а дочерей — к защите собственной неприкосновенности и семьи.
Когда девочка становилась взрослой, ей в подарок преподносился тот самый кайкэн, которым в случае необходимости она могла убить врага или, что не менее важно, себя, совершив дзигай — аналог мужского сэппуку.
Это умение считалось очень важным для японских женщин-самураев. При ритуальном самоубийстве женщина должна была предварительно связать себе ноги, чтобы во время агонии сохранить пристойную позу — целомудрие считалось главной добродетелью и воспитывалось в девочках с раннего детства.
Следуя кодексу, женщины-самураи приучались к самоотречению и самопожертвованию, к служению: как мужчина-самурай служил своему господину, так женщина служила мужу, а навыки ее были предназначены для защиты очага и обучения детей. Обычно навыки женщин-самураев не находили применения на поле боя, но случались и исключения.
Война — дело женское
Две знаменитые женщины-самураи появились в Японии во время противостояния влиятельных кланов Минамото и Тайра в 1180–1185 годах (война Гэмпэй), которое привело к появлению первого в Японии сёгуната.
Первой из них была Томоэ Годзэн, которая принимала непосредственное участие в войне на стороне сил Минамото. Она служила генералу Минамото-но Ёсинаке и, по некоторым сведениям, была его любовницей или даже женой.
Томоэ описывали как прекрасную женщину с длинными черными волосами и белой кожей, но красота не была ее единственным оружием — она в совершенстве владела мечом и луком, прекрасно держалась в седле и «стоила тысячи мужчин» на поле боя. Так, в битве при Йокотагаваре она лично обезглавила семерых воинов, а при Тонамияме вела в бой войско в тысячу бойцов.
Преданная своему господину, как истинный самурай, Томоэ Годзэн последовала за Ёсинакой в последний бой — их армия сражалась со значительно превосходящим войском двоюродных братьев Минамото. Онна-бугэйся осталась в числе последних воинов Ёсинаки, и тот, осознавая близкое поражение, приказал ей бежать, так как не хотел вступать в свою последнюю битву в компании женщины.
Томоэ подчинилась, но напоследок снесла голову одному из сильнейших командиров армии противника, доказав свою верность и силу. Господин Годзэн погиб в той битве, а ее дальнейшая судьба покрыта завесой тайны.
Вторая знаменитая воительница — Хангаку Годзэн — отличилась на поле боя уже после победы клана Минамото в войне Гэмпэй и установления сёгуната. Женщина происходила из клана Дзё, преданного клану Тайра, который потерпел поражение в гражданской войне. После победы Минамото брат Хангаку Годзэн поднял восстание и был убит, из-за чего онна-бугэйся повела трехтысячную армию против десятитысячного войска нового сёгуна.
По легенде, она искусно владела луком и нагинатой и яростно сражалась в заведомо проигрышной битве, пока не была ранена и захвачена в плен. Стойкость и сила Хангаку так поразили воинов противника, что один из них захотел жениться на храброй онна-бугэйся — и сёгун дал согласие на этот брак.
Пример этих воительниц веками вдохновлял японских женщин браться за оружие: они защищали деревни, открывали школы боевых искусств, воспитывая новые поколения воинов.
Еще не раз онна-бугэйся вставали во главе войска. Одной из них стала «японская Жанна д’Арк» — Охори Цурухимэ, которая подняла воинов на защиту родного острова и одержала не одну победу над угрожавшим ее сюзерену клану Оути. Сравнение с Жанной д’Арк Цурухимэ заслужила благодаря божественному вдохновению, которое якобы вело ее в бой.
Наконец, славу последней онна-бугэйся заслужила Накано Такэко, погибшая в битве за Айдзу в 1868 году. Это было время войны Босин между сторонниками сёгуна и императорской армией: после падения сёгуната верные ему войска продолжали сражаться. Одним из очагов сопротивления стал замок Айдзу-Вакамацу.
Во время обороны замка Накано Такэко, повела в бой против императорских сил отряд воительниц, вошедший в историю под названием «женская армия».
Они действовали сами по себе — местные чиновники запретили женщинам сражаться, но это не остановило Такэко. В яростном бою она забрала жизни нескольких мужчин, вооруженных огнестрельным оружием, но не смогла избежать пулевого ранения. Накано не могла позволить врагам отнять ее голову в качестве трофея, и попросила родную сестру обезглавить ее.
Верные сёгунату силы потерпели поражение в битве за Айдзу. В Японии была восстановлена власть императора, что ознаменовало закат эпохи самураев.