Когда в кино у героя останавливается сердце, а на мониторе сердечной активности отображается прямая линия, медики констатируют смерть, выходят из палаты и дают пролиться слезам родственников. В жизни все происходит иначе.
Остановка сердца и дыхания вовсе не означает мгновенную смерть. Какое-то время все остальные органы тела и мозг еще живы. Этот период называется клинической смертью. Он длится до момента, пока клетки не начинают постепенно погибать. Пациент будто зависает на тонкой ниточке между жизнью и смертью, перед тем как отправиться в царство мертвых или… очнуться и жить дальше. Врачи проводят реанимацию в течение 30 минут после остановки сердца или до момента гибели мозга, за работой которого следят по электроэнцефалограмме. Если активность мозга прекращается, наступает биологическая смерть: в теле останавливаются все физические и химические процессы.
Что происходит во время клинической смерти
Когда сердце останавливается, человек перестает дышать, его кожа бледнеет, зрачки расширяются и перестают реагировать на свет. Ткани и органы испытывают кислородное голодание. Через 3–6 минут у большинства людей начинается гибель клеток коры головного мозга. Если после начала этого процесса пациента удастся вернуть к жизни, то, скорее всего, он потеряет часть навыков или вообще проживет остаток жизни в вегетативном состоянии.
Абсолютное большинство людей после наступления клинической смерти умирают. Только каждая десятая реанимация бывает успешной. 6–7% пациентов так и не восстанавливаются до конца. И лишь 3–4% счастливчиков переносят это происшествие без последствий для здоровья. Однако правило первых шести минут действует не всегда. В истории медицины известны случаи, когда людей возвращали к жизни спустя много часов после остановки сердца и за это время с мозгом не случилось никаких необратимых изменений. Отсрочить гибель клеток и продлить период клинической смерти могут особые условия, в которых находился человек до реанимации. К ним относятся утопление, удар током или сильное переохлаждение.
Смерть в ледяной ловушке
Невероятная история произошла с 29-летней шведкой Анной Богенхольм в мае 1999 года. Девушка училась на медика и работала в норвежской больнице. Однажды вечером она вместе с двумя коллегами пошла кататься на лыжах по склону горы недалеко от города Нарвик. Анна была опытной лыжницей, но в тот день что-то пошло не так. На большой скорости она упала, проломила головой толстый слой льда и оказалась в ловушке в горном ручье. Лед сразу же сомкнулся и на поверхности остались лишь ноги Анны.
Коллеги пытались вытащить девушку из проруби, но безуспешно. В тот момент она была еще жива: Анна дышала благодаря воздушной прослойке между водой и льдом и изо всех сил старалась оставаться в сознании. Через 40 минут после падения ее тело обмякло, а сердце остановилось. Прибывшие на место спасатели стучали по толстому льду лопатами, тащили девушку веревками, но все было напрасно. На помощь пришла еще одна группа спасателей с ледорубами. Только через 80 минут с момента, как Анна провалилась под лед, ее удалось вытащить из ловушки. Сердце студентки не билось уже 40 минут.
Бездыханное тело Анны Богенхольм вертолетом отправили в госпиталь университета Тромсё. Руководитель отделения неотложной помощи Мэдс Гилберт верил, что экстремальный холод мог замедлить процесс отмирания клеток и пациентку еще можно вернуть к жизни. В медицинской практике в Норвегии к тому времени уже было 34 случая, когда замерзших людей с остановкой сердца пытались реанимировать — выжил каждый третий. У местных врачей даже есть поговорка: «Никто не мертв, пока не отогреется и не умрет». Успех реанимации во многом зависит от того, когда человек замерз — до или после наступления клинической смерти.
Когда Анну достали из ручья, температура ее тела снизилась до 13,7 °C. Гилберт был уверен, что к моменту остановки сердца мозг Анны настолько охладился, что его потребность в кислороде упала практически до нуля. Это обстоятельство дало врачам самое главное преимущество в борьбе за жизнь девушки — время. В больнице лыжницу подключили к аппарату искусственного кровообращения. Ее кровь откачивали частями, подогревали, насыщали кислородом и вновь пускали по венам. В спасении Анны участвовало более сотни медиков: сменяя друг друга, они девять часов боролись за жизнь девушки. В итоге тело согрелось, а сердце начало качать кровь самостоятельно. 35 дней Анна была подключена к аппарату ИВЛ. После комы девушку парализовало ниже шеи. Она заново училась двигаться и ходить. Но спустя полгода смогла полностью восстановиться и даже вернулась к работе.
Чудесное спасение Анны Богенхольм в 1999 году стало сенсацией в мире медицины. Об этом уникальном случае писали ведущие научные журналы. Спустя 20 лет по такой же схеме удалось реанимировать британку Одри Шуман, которая в декабре 2019 года замерзла в Пиренейских горах во время бурана. Врачи не сдавались и продолжали реанимацию бездыханного тела. Использовали аппарат искусственного кровообращения и спустя шесть часов после начала клинической смерти запустили сердце дефибриллятором. Почти полностью восстановившуюся женщину выписали из больницы всего через 12 дней после реанимации.
Охладить, чтобы спасти
Терапевтическую гипотермию (умышленное охлаждение тела пациента) сейчас широко используют по всему миру. Например, при операциях на открытом сердце тело охлаждают до 10 °C, что позволяет мозгу обходиться без кровоснабжения до 15 минут без последствий. Температуру снижают при помощи прикладывания к коже холодных гелевых мешочков, охлаждая кровь или закачивая холодный пар в нос пациента.
Перехитрить смерть много раз
В начале 2021 года в больницу святого Георгия в Санкт-Петербурге попал пациент в тяжелом состоянии. Антон Димов, страдающий генной тромбофилией, почувствовал себя плохо после утреннего душа. Вероятно, горячая вода усилила кровообращение и тромб закупорил легочную артерию.
Медики подключили Димова к аппарату ИВЛ, но вскоре у пациента остановилось сердце. Реаниматологам удалось запустить его, но затем ситуация повторилась. В течение нескольких часов Димов пережил больше десяти клинических смертей, самая долгая из которых длилась 25 минут. Через трое суток его вывели из искусственной комы, а еще через месяц выписали домой. Врачи, которые спасли Димова, называют чудом то, что после стольких клинических смертей мозг мужчины не пострадал.
Феномен Лазаря: волшебное самовоскрешение
Если оживление замерзших людей через много часов после остановки сердца ученые могут объяснить, то расшифровать загадку феномена Лазаря, получившего название по имени воскрешенного Иисусом библейского персонажа, наука пока не в силах.
Феномен Лазаря — это самостоятельное возвращение к жизни человека после того, как врачи закончили реанимацию и констатировали смерть. Сейчас исследователям известно минимум о 65 таких случаях во всем мире за последние 40 лет. Как правило, это были пожилые люди, которые оживали в течение первых 10 минут после отключения от аппаратов обеспечения жизнедеятельности. Например, 59-летняя американка Велма Томас из Западной Виргинии в мае 2008 года попала в больницу после сердечного приступа и вскоре умерла. Рекордные 17 часов аппараты не фиксировали сердцебиения и активности мозга. Пальцы рук и ног женщины скрутились, а кожа начала твердеть. Родственники поехали готовить похороны, а в это время врачи отключили пациентку от системы жизнеобеспечения. Спустя 10 минут, когда тело Велмы Томас готовили для трансплантации органов, женщина начала подавать признаки жизни, а потом и вовсе открыла глаза и спросила, где ее сын.
Похожий случай произошел в Колумбии в 2010 году. 45-летняя Ноэлия Серна вдруг начала двигаться через несколько часов после констатации смерти. В это время ее уже успели отвезти в похоронное бюро и даже начали бальзамировать. По данным исследователей, менее трети «воскресших» таким образом людей полностью восстановились после долгой клинической смерти.
Механизмы самовоскрешения до сих пор не изучены. Одна из гипотез заключается в том, что после прекращения реанимации возникает перепад давления. Это позволяет сердцу расшириться, вызвать электрические импульсы и запуститься. По другой версии, самореанимация может происходить из-за повышения концентрации калия в крови или из-за ударных доз адреналина. В современной медицинской литературе врачам советуют наблюдать за пациентами как минимум еще 10 минут после прекращения реанимации. А по правилам, которые действуют в России, тело в морг отправляют лишь через два часа после констатации биологической смерти.