С момента крушения танкеров с нефтепродуктами в Керченском проливе прошло без малого два месяца. О ней говорят уже не так активно, как в первые дни — экологическое бедствие успели затмить другие события. Только волонтеры и спасатели безостановочно трудятся на черноморском побережье, спасая птиц, морских обитателей, природу побережья.
32-летний тату-мастер Ильнур Бакиев был среди тех, кто отправился помогать практически сразу — благо ехать было недалеко. Последние четыре года мужчина живет в Краснодаре, куда переехал из Уфы. О том, что он там увидел и какие испытал эмоции, Ильнур рассказал нашим коллегам из издания UFA1.RU. Собрали его самые яркие впечатления.
О пострадавших птицах
«Весь песок был усеян мертвыми и ранеными птицами — очень страшная картина. Но в первые же дни волонтеры начали прочесывать пляжи и вылавливать всех измазанных птиц. Точки по отмывке работали круглосуточно. Некоторые волонтеры — преимущественно девушки — оставались на ночь, потому что нужно было кормить птиц и давать им лекарства по часам. Кто работал на каменистых пляжах, говорят, по берегу бегали замазюканные и грязные раки», — вспоминает Ильнур.
О мазуте
«В первые дни ситуация была максимально ужасающая. Не могу сказать, что море было прям грязное, но из него выбрасывались фракции мазута. Нам сыграло в плюс время года — из-за холодного моря мазут был густым. Если бы вода была теплее, он стал бы более жидким и смешался с ней. Мужчины покрепче собирали мазут в мешки, которые в итоге могли весить порядка 70 килограммов», — рассказал волонтер журналистам.
О волонтерах и их самочувствии
«В первые дни основную работу выполняли в основном волонтеры. Я не видел ни одного эмчеэсника, который бы лично лопатой убирал этот мазут, потому что все делали волонтеры. Люди съезжались из Москвы, Санкт-Петербурга и ближайших городов», — вспоминает Ильнур.
«В какой-то момент берег Черного моря убирали более четырех тысяч человек. Их инструктировали, как вести себя на берегу моря, но некоторые игнорировали основное правило: быть в средствах защиты. Они потом получали отравления. У меня никаких проблем не было. В основном я ходил в маске, но были и те, кто травился. В первый день парнишке плоховато стало. У него маска была слабенькая, и он надышался. Мы его в сторону отвели — откормили и напоили. В итоге он поехал домой», — рассказал россиянин.
О местных жителях
«Многие помогали бескорыстно: это все-таки их дом, в который пришла беда. Выходили, сами чистили побережье. В один день, когда мы убирали пляж, приехал парнишка на личном тракторе. Он помогал отвозить мешки подальше от берега, чтобы их штормом не снесло в море. Естественно, ничего за это не получал, топливо за свой счет. Потом те, кто владеет пляжами, поняли, что это их бизнес и в будущем они сами будут страдать, решили оплачивать таким ребятам солярку», — поведал волонтер.
«Кто-то предоставлял жилье бесплатно на несколько дней, кто-то организовывал обеды — однажды даже привезли еду из местного ресторана. Это, конечно, удивительно, когда людей хоть и катастрофа, но сближает. Но были и те, кто сдавал жилье волонтерам за деньги. Лично для меня это очень странно», — отметил Ильнур.
Про грядущий летний сезон
«Я бы не стал ехать туда отдыхать ни в этом, ни в следующем году. Неизвестно, успеют ли со дна убрать весь мазут до того, как море потеплеет. Ведь тогда он начнет смешиваться с водой. Ученые говорят, что там до десяти лет все это будет очищаться, хотя я думаю, что даже если скажут, что там лучше не находиться, все равно поедут люди — наших ничем не остановить. Но я бы не советовал там купаться. Можно просто поездить, посмотреть на красивые места», — заключил краснодарец.
Ранее Vokrugsveta.ru попросил экспертов дать прогноз о турсезоне-2025 в Анапе и рассказать об альтернативных направлениях для пляжного отдыха.