Камиль Писсарро, как и многие его друзья-импрессионисты, большое значение придавал работе на пленэре. Где, как не на природе, можно уловить то самое впечатление от пейзажа, l’impression, лежавшее в основе их подхода? Художник увлеченно писал с натуры окрестности городков, где ему доводилось жить, сад возле его дома в деревне Эраньи-сюр-Уаз, туманы в предместье Лондона, где он пережидал франко-прусскую войну…
«Оперный проезд в Париже. Эффект снега. Утро»
Холст, масло 65х82 см
1898 год
Хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве
Однако с годами у Писсарро развилась хроническая глазная болезнь — дакриоцистит, воспаление слезного мешка. Надежного хирургического лечения в те времена не было, и врачи рекомендовали художнику тщательно беречь глаза от ветра и пыли. Это означало, что, если он хочет сохранить зрение, работать на пленэре Писсарро можно только в теплые, безветренные дни.
Писать виды из окна мастерской в Эраньи художнику вскоре наскучило. Тогда Писсарро переключился на городские пейзажи. Он выезжал в Руан, Гавр, Дьепп и Париж, селился в отелях и, укрывшись от пыли за стеклами больших окон, писал с натуры улицы и площади.
В декабре 1897 года пожилой художник сообщал сыну Люсьену:
Зимой-весной 1897–1898 годов Писсарро, нередко работавший над несколькими холстами одновременно, написал 11 видов из окна номера «Отель дю Лувр». Взгляд с высокой точки обеспечивал эффектные ракурсы улиц и площади в разную погоду.
В наши дни этот номер, 104, на втором этаже, носит имя Писсарро. Серия парижских пейзажей, созданная там, стала визитной карточкой художника.
1. Оперный проезд. «Они совершенно не похожи на бульвары. Это в высшей степени современно!» — восхищался Писсарро в письме сыну Люсьену широкими улицами парижского центра, которые наблюдал из окна отеля. Вероятно, он сравнивал их с бульварами Монмартра, которые писал в 1897 году.
Центр столицы в 1850–1870-е годы пережил масштабную «реновацию» по проекту барона Жоржа Эжена Османа, стремившегося сделать застройку более просторной и регулярной. Широкий проезд ведет ко дворцу Гарнье, построенному тогда же для Парижской оперы и впоследствии ставшему местом действия знаменитого романа Гастона Леру «Призрак оперы». На картине дворец теряется в дымке.
2. Площадь Французского театра. С 1977 года носит имя писателя и политика Андре Мальро, бывшего министра культуры. А во времена Писсарро была известна как площадь Французского театра, ведь к ней примыкает здание Комеди-Франсез.
3. Фонтаны. Спроектировал в 1870-х фонтаны архитектор Габриэль Давиу. Скульптуры для фонтана «Речная нимфа» (справа) созданы Матюреном Моро и Шарлем Готье. Фонтан слева — «Морская нимфа». Статую нимфы изваял учитель Огюста Родена Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз, другие фигуры создал Луи-Адольф Юд.
4. Омнибус. Первые омнибусы, многоместные повозки на конной тяге, предшественники автобуса, начали курсировать по Парижу с 1828 года. С 1853-го появились двухэтажные омнибусы, верхний открытый этаж назывался «империал». Писсарро изобразил переполненные омнибусы на нескольких пейзажах серии как атрибут динамичной жизни города.
5. Мокрый снег. Зритель видит — в городе идет снег с дождем, не только потому, что у людей раскрыты зонты. Накладывая мелкие динамичные мазки, порой контрастных цветов, Писсарро превращает воздух на картине в вибрирующую дымку.
6. Композиция. Отчетливые диагонали, которые образует Оперный проезд, фонари и здания по его сторонам, связывают все планы изображения и создают иллюзию глубины. Диагональные направления в композиции — излюбленный прием Писсарро.
7. Очертания предметов.
Писсарро был верен своему принципу лепить форму цветом и светом, даже когда писал ряды прямоугольных зданий. Граница предметов на его картине размыта.
8. Палитра. Искусствовед прошлого века Джон Ревалд писал об импрессионистах: «Отбросив объективность реализма, они взяли один элемент реальности — свет, для того чтобы передавать природу».
Отображая на полотнах игру света и влияние атмосферы на локальный цвет, импрессионисты довольно сильно поменяли живописную палитру по сравнению с предшествовавшими школами. Они стали использовать преимущественно светлые тона.
ХУДОЖНИК
Камиль Писсарро
1830 — родился на острове Сент-Томас в Карибском море (тогда принадлежал Дании). Отец Писсарро торговал скобяными изделиями.
1852-1854 — сбежал с другом-живописцем в Венесуэлу, вернувшись, объявил, что решил стать художником.
1855 — был покорен работами самых ярких художников того времени — Эжена Делакруа, Камиля Коро, Гюстава Курбе и других на Всемирной выставке в Париже. Поступил в Школу изящных искусств, но предпочитал занятия в куда менее консервативной студии «Академия Сюисса», а также учился у Коро и прочих живописцев.
1860 — из-за романа с Жюли Велле, горничной матери, поссорился с семьей и лишился финансовой поддержки отца. Впоследствии у пары родилось восемь детей; шестеро стали художниками.
1874 — участвовал в первой выставке импрессионистов (в дальнейшем и в остальных семи).
1885-1888 — испытав влияние неоимпрессионистов Жоржа Сера и Поля Синьяка, работал в технике пуантилизма.
1903 — умер от заражения крови, похоронен в Париже на Пер-Лашез.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, сентябрь 2022