Рисунки, сделанные углем, нашли во время раскопок на стенах домов в квартале древнеримского города Помпеи, известном как L'Insula dei Casti Amanti — Дом целомудренных влюбленных. Примитивные картинки изображают людей, играющих с мячом, сцену охоты на животное, напоминающее кабана, и еще одну сцену с двумя воинами, лежащими на земле. Археологи полагают, что это битва гладиаторов.
О том, что рисовали именно дети, говорит наивность исполнения, высота — примерно 20-50 сантиметров от пола, а также очертания трех маленьких ладошек — современные малыши и сейчас любят так обводить фломастерами свои руки. Ученые считают, что юным художникам было по пять-семь лет, не больше. Но при этом все, что они изобразили, они видели своими глазами.
«Вероятно, они были свидетелями сражений в амфитеатре и, таким образом, соприкоснулись с крайней формой зрелищного насилия», — отмечает Цухтригель.
По словам Цухтригеля, дети, возможно, часто играли в этом дворе — между кухнями, уборной и грядками с овощами до того, как город был разрушен извержением Везувия в 79 году нашей эры. Возможно, малыши видели, как казнили рабов или преступников, и это тоже отразилось в их творчестве.
Техника примитивного детского рисунка нисколько не изменилась за тысячи лет, и сегодняшние ребята так же нарисуют человечка, как их сверстники в Римской империи двадцать веков назад, отмечают археологи.
«Очевидно, это антропологическая константа, которая не зависит от художественной и культурной моды», —
Исследователи говорят: такие находки помогают лучше понять уклад жизни самых разных слоев населения и сравнить их с современным бытом.
«В наши дни дети сталкиваются с крайними формами насилия в видеоиграх и соцсетях, а в древности кровь, пролитая на арене, была настоящей, — пишут историки. — Разница лишь в том, что тогда мало кто видел в этом „проблему“ с возможными последствиями для детской психики».
Напомним, руины Помпеев были обнаружены лишь в XVI веке, а первые раскопки начались в 1748 году. Сегодня Помпеи — второй по посещаемости археологический объект в мире.
Какие подробности катастрофы в античном городе запечатлел Карл Брюллов на своей самой известной картине, мы разбирались здесь.