Видео дня: посмотрите, как отработавшая ступень китайской ракеты с токсичным топливом падает людям на головы

В кадре: удачный старт. За кадром: неприятные последствия

24 июня 2024Обсудить

Китай. 22 июня в Китае был осуществлен пуск ракеты-носителя Long March 2С, которая успешно вывела на низкую околоземную орбиту рентгеновский космический телескоп SVOM (Space Variable Objects Monitor). Аппарат, созданный в рамках сотрудничества китайских и французских специалистов, предназначен для изучения гамма-всплесков — выбросов энергии в диапазоне гамма-излучения, которые происходят во время коллапса массивных звезд, а также при слиянии нейтронных звезд и, предположительно, черных дыр.

В целом удачный старт китайской ракеты-носителя привлек повышенное внимание вскоре после того, как в интернете распространилось короткое видео, на котором люди разбегаются в стороны, а с неба, испуская желтый и коричневый дым, падает первая ступень Long March 2С.

Падение произошло в Цяньнань-Буи-Мяоском автономном округе провинции Гуйчжоу. Незадолго до этого власти предупредили о возможной опасности в этой зоне в связи со стартом ракеты с космодрома Сичан в соседней провинции Сычуань.

Опасность в данном случае представляет не столько сам ускоритель, сколько остатки его топлива — двигатели Long March 2С работают на смеси крайне токсичных тетраоксида диазота (N2O4) и несимметричного диметилгидразина (гептил, (CH3)2NNH2). Контакт с обоими этими веществами может быть смертельно опасен для человека.

Подобные события — не редкость для Китая. Отработавшие ступени ракет или их обломки часто падают в густонаселенных районах после запуска с космодромов, расположенных в глубине страны, а не на побережье.

О том, как космические корабли стыкуются с МКС, читайте в материале «Вокруг света».