Видна невооруженным глазом: посмотрите, как выглядит комета с антихвостом, которая пролетает мимо Земли раз в 80660 лет

Ее полет уже успели рассмотреть жители Урала, Сибири и Дальнего Востока России

17 октября 2024Обсудить

Michael Jäger via spaceweathergallery2.com

Что за комета Цзыцзиньшань-ATLAS, откуда она прилетела и насколько близка к Земле

В середине этого октября комета C/2023 A3, более известная как Цзыцзиньшань-ATLAS максимально сблизилась с Землей, а затем стала настолько яркой, что ее можно увидеть невооруженным глазом. Миллионы людей по всей планете наблюдают за ней, и многим удалось запечатлеть редкое явления — «антихвост» кометы, направленный в противоположную сторону. Фотографиями в сети делятся и жители России.

Комета C/2023 A3 была открыта не так давно, ее заметили между Юпитером и Сатурном в январе 2023 года специалисты китайской обсерватории Цзыцзиньшань, а чуть позже, в феврале — телескоп системы ATLAS в ЮАР. Поэтому она получила двойное название. Исследователи считают, что одна из самых ярких за последнее время комет — родом из облака Оорта на окраине Солнечной системы, поэтому у нее столь огромный период обращения вокруг Солнца — 80 660 лет. Соответственно за это же время она один раз максимально приближается к Земле.

В конце сентября комета прошла свой перигелий — ближайшую точку к Солнцу, а 12 октября сблизилась с нашей планетой до 70,6 миллиона километров — это «всего» в 180 раз дальше, чем Луна от Земли. При этом Цзыцзиньшань-ATLAS достигла своей максимальной яркости для наблюдателей с Земли.

Фото кометы Цзыцзиньшань-ATLAS с разных точек наблюдения на Земле: галерея

Откуда у кометы Цзыцзиньшань-ATLAS антихвост

На следующий же день астрофотографы начали делиться своими первыми снимками кометы. На многих изображениях оказался с разной интенсивностью виден так называемый антихвост — второй хвост, который вопреки законам физики тянется в противоположную сторону.

Например, на профессиональных снимках астрофотографа Алексея Полякова из Новосибирска и его коллеги Михаэля Йегера из Мартинсберга, Австрия (фото в начале этого материала) видна Цзыцзиньшань-ATLAS, пересекающая темное небо. На фоне него отчетливо просматривается не только обычный хвост кометы, но и менее яркая полоса «антихвоста». Она отходит от «тела» кометы вперед, как луч, освещающий ей путь.

Как поясняют ученые, на самом деле это редкая иллюзия, возникающая только в моменты, когда Земля находится в определенном положении. Обычный шлейф кометы мы привыкли видеть, как тянущийся за ней «хвост». Он состоит из пыли и газа, «сдуваемых» с кометы солнечным излучением при ее приближении к светилу, поэтому он шлейф всегда направлен от Солнца.

В отличие от него, «антихвост» тянется в сторону Солнца. Он состоит из довольно крупных частиц пыли, которые из-за своего размера и массы не уносятся солнечным ветром. И остаются вблизи тела кометы на ее орбите вокруг Солнца, со временем образуя диск. Но увидеть его можно, только если диск оказывается «ребром» к нам — когда Земля проходит через плоскость орбиты кометы, что и произошло на днях. Тогда диск из концентрации частиц стал виден как хвост, направленный к Солнцу.

Запечатлеть его смогли даже любители, в том числе дети. В России своими фотографиями кометы в сети поделились жители Новосибирска, Перми, Благовещенска, Магнитогорска и других городов России.

Когда и где лучше наблюдать комету Цзыцзиньшань-ATLAS

По словам специалистов, яркость кометы постепенно уменьшается по мере ее удаления, но наблюдать ее можно будет еще до конца октября. В ближайшие несколько дней ее будет хорошо видно в бинокль, а затем в небольшой телескоп.

Лучше «ловить» Цзыцзиньшань-ATLAS примерно через час после заката на западе небосклона, выбирая места подальше от яркого городского освещения, как поступают профессионалы астрофотографии, которым удается сделать невероятно зрелищные фото звезд, планет и туманностей.