На платформе «КиноПоиск HD» вышел мини-сериал «Пропавшая» Вадима Перельмана, трижды номинированного на премию «Оскар» («Дом из песка и тумана», «Уроки фарси», «Измены»), и одного из самых востребованных российских кинооператоров Владислава Опельянца («Петровы в гриппе» и «Лето» Кирилла Серебренникова, «12» Никиты Михалкова, «Вторжение» Федора Бондарчука).
По сюжету в семью состоятельных Гарберов внезапно возвращается дочь Лена (Елизавета Янковская), исчезнувшая 10 лет назад. Мать (Мария Куликова) с радостью ее принимает, но отец (Владимир Мишуков) считает, что это хитрый ход конкурентов, которые планируют рейдерский захват его компании.
Как у Перельмана, так и у Опельянца нет специфического стиля съемки, который бы переходил из картины в картину. При этом они всегда умело оперировали намеками на образы из массовой культуры. Мы нашли самые яркие визуальные отсылки к известным фильмам и сериалам и рассказываем, как они работают в «Пропавшей».
Таинственная фигура в белых одеждах
Полностью закрытое лицо и бесформенная белая роба — такой мы впервые видим идущую по реке Лену Гарбер, еще ничего не зная о ее героине и о том, в какую сторону повернет сюжет «Пропавшей». В атмосфере глухой лесной чащи вышедшая из таинственного дома на холме девушка без лица тут же интригует: перед нами мистический триллер, фильм ужасов или что-то еще о сверхъестественном? А обширная галерея визуальных образов начинает подсказывать предположения. Достаточно вспомнить двух героинь, известных каждому.
Самара Морган — главная антагонистка фильма ужасов «Звонок» — наверное, самая знаменитая в мире девочка в белом платье до пола и со скрытым лицом. Таинственный призрак трудной судьбы, пугающе медленно выползающий из телевизора, сразу вызывал у зрителя ощущение чего-то недоброго. Само собой, проекция этого образа на пока неизвестную зрителю девушку, идущую по реке, в сериале «Пропавшая» работает похожим образом.
Панночка, погубившая Хому Брута ведьма из гоголевского «Вия» — второй образ, сразу возникающий у каждого, кто читал эту повесть в школе или смотрел любую из экранизаций. Самую известную панночку, несомненно, сыграла Наталья Варлей в фильме 1967 года. И транслирует этот образ те же эмоции и ожидания — угрозу, мистическую неизвестность и предвкушение чего-то потустороннего.
«Мы старались найти какой-то русский, натуральный и близкий к природе образ. Долго выбирали ткани, варили их, фактурили и доводили до идеала», — рассказывает Анна Чистова, художница по костюмам сериала «Пропавшая».
Лесная дорога в тумане
С интригой умело работает еще один образ, не раз тиражировавшийся в кино и сериалах, — ведущая в неизвестность туманная дорога посреди леса. Это тонкая ниточка связи с цивилизацией, протянувшаяся посреди хаоса таинственной природы. Именно на такую дорогу в американских фильмах ужасов внезапно выскакивают в свете фар олени и именно по ней герои всегда приезжают в места, где им не стоило оказываться.
Самый яркий кадр такой дороги — конечно, в сериале «Твин Пикс». Именно эта, кажущаяся надежной, асфальтовая полоска привела любителя чертовски хорошего кофе агента Купера к метафизическому путешествию, которое, кстати, также началось с пропажи молодой девушки.
Ненадежный рассказчик
Внезапное появление спустя 10 лет безуспешных поисков провоцирует подозрение и у зрителя, и у родных Лены Гарбер. Оператор и режиссер сознательно работают со светом и с внешностью актрисы Янковской, затягивая момент неопределенности: действительно ли это пропавшая когда-то девушка или самозванка? Почему она ничего не помнит о проведенных неизвестно где годах?
Похожего эффекта неясности и недосказанности когда-то добился Эдвард Нортон, играя персонажа будто бы с раздвоением личности в картине «Первобытный страх». На очень похожих кадрах его допроса никогда нельзя понять, притворяется ли молодой Аарон психически больным или он на самом деле хладнокровный убийца.
Раскаявшийся свидетель
Много курящий и сильно пьющий полковник Шпилевой — один из самых ярких образов «Пропавшей». Сильно травмированный личной трагедией и чувствующий вину перед старым другом из-за того, что когда-то не смог найти его дочь, он приятель отца Лены Гарбер и поначалу очень заинтересован в поиске правды о ней. Тем ярче внезапное необъяснимое перевоплощение в момент, когда он готовится рассказать Михаилу Гарберу важные факты об исчезновении его дочери.
Больше всего композиция, цвет и работа со светом в этой сцене напоминают комические и яркие кадры допроса священника из фильма Уэса Андерсона «Отель „Гранд Будапешт“», также готовящегося раскрыть тайну завещания пожилой мадам Д., но внезапно погибающего на полуслове.
Бунтарка и искательница правды
Полина Ауг в роли журналистки телеграм-канала «Панч-ньюс» Кристины не зря внешне так похожа на еще одну знаменитую искательницу правды — Лисбет Саландер (Руни Мара) из «Девушки с татуировкой дракона». И той и другой движут не только любопытство, врожденное стремление разбираться с загадками и профессиональная деформация, но и травма из прошлого.
Как и Саландер, Кристина преуспевает в технической стороне поисков гораздо лучше коллег-полицейских и детективов. Именно она перелопачивает гигабайты архивов, доставая скрытые данные, находя неочевидные закономерности, и, в конечном итоге, разгадывает загадку.
Квартира настоящего детектива
Вся домашняя обстановка майора Егора Малевича, расследующего дело пропажи и возвращения Лены, будто соткана из десятков кадров фильмов и сериалов, десятилетиями рисовавших нам быт детективов. Беспорядок в доме, продавленный диван и урчащий самостоятельный кот, — всё говорит о том, что для здешнего обитателя гораздо важнее сложное расследование, которым он занят, чем его собственная жизнь и неустроенность.
Так, вид кухни Егора почти до степени смешения повторяет интерьер знаменитого охотника на репликантов Рика Декарда из «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта. Те же границы кадра, та же немытая посуда в раковине, те же сосредоточенность и увлеченность чем-то важным и далеким от повседневности на лице персонажа.
Отсылки к изящному искусству
Если вам понравились композиционные, цветовые и световые решения, которые использовали в «Пропавшей» Владимир Перельман и Владислав Опельянц, присмотритесь к работам американских художников Эдварда Хоппера и Эндрю Уайета.
От творчества Хоппера в «Пропавшей» — статичные фигуры городских жителей в интерьерах, резкий контровой свет и общая расслабленность, за которой явно скрываются напряжение и нерассказанная история.
А от визуального языка Уайета — рассеянный солнечный свет, буйство и таинство природы, леса, поля и растерянные люди посреди всего этого великолепия.
«Оператор картины Владислав Опельянц обладает безупречным художественным вкусом, как и Вадим Перельман, поэтому у нас была очень серьезная и большая работа с цветом на площадке. Мы постоянно перебирали оттенки вещей прямо в кадре. Это нормальный процесс, когда костюм „входит“ в интерьер и хочется каких-то других цветов», — поделилась Анна Чистова, художница по костюмам сериала «Пропавшая».
Фото и иллюстрации предоставлены «КиноПоискHD»