Человек путешествует уже несколько десятков тысяч лет, расселяясь по планете, а первые географические карты появились, по-видимому, более 2,5 тыс. лет назад (считается, что первую карту создал древнегреческий ученый и философ Анаксимандр в VI в. до н. э.). С того времени в рассказах путешественников, а затем и на картах множество раз появлялись острова, зачастую в подробностях описанные, которых на самом деле никогда не существовало.
Самый известный пример в русскоязычной среде — земля Санникова. Но он далеко не единственный. «Вокруг света» отправляется в круиз по нескольким мифическим островам.
Туле
Один из самых ранних примеров таких мифических островов — Туле (Thule). Его описал в своем труде «Об океане» древнегреческий путешественник Пифий (сам труд до нас не дошел, но на него ссылаются позднейшие авторы).
Совершив путешествие по нынешнему Северному и Балтийскому морям в середине IV в. до н. э., он, наряду с полярным сиянием, полярным днем и вечными льдами, описал некий остров, названный им Туле, который лежал севернее Британии.
Место это было неприветливое: холод, полярная ночь, туманы и вообще северная граница мира, где если и есть жители, то все сплошь дикари, влачащие жалкое существование.
В классической и средневековой латыни даже появилось выражение ultima Thule, обозначающее место, лежащее за пределами обитаемого мира. На протяжении многих столетий Туле отождествляли то с Ирландией, то с Исландией, то с Гренландией, то с Норвегией и исправно наносили на карты. А уже в XXI веке ученые из Берлинского технического университета, наложив античные карты на современные и скорректировав ошибки, предположили, что наиболее вероятным кандидатом на роль Туле является остров Смёла, ныне принадлежащий Норвегии.
Земля Святого Брендана
Налюбовавшись на неприветливые и дикие скалы Туле, отправимся в места более приятные. Нередко мифические острова оказывались в рассказах путешественников благословенной землёй, где «деревья плодовиты, текут реки с пресной водой и птицы счастливо поют на деревьях», как писал один из путешественников, якобы посетивший одно такое место.
Речь тут идет о Земле Святого Брендана, острове, упоминавшемся в документах с IX века н. э. и отождествлявшемся с воплощением рая на Земле.
Назван он был в честь ирландского святого монаха и мореплавателя Брендана Клонфертского (ок. 484 — ок. 578 гг. н. э.), совершившего по преданию путешествие по морям в поисках рая в кожаной лодке с группой спутников (в числе которых был ангел). Сказывают, что рай он нашел на восьмом острове Канарского архипелага (на самом деле, их семь), где провел примерно две недели, хотя для внешних наблюдателей прошел год.
Почему за ним не последовали толпами другие (каждому же в рай хочется)? Потому что большую часть времени остров оказывается скрыт от посторонних глаз туманом. Впрочем, впоследствии неоднократно появлялись отчеты о его посещении. После плавания Колумба к тому, что потом назвали Америкой, предпринимались попытки отождествить Землю Святого Брендана с этим континентом, но такая версия не прижилась, и искать его в районе Канарского архипелага продолжали аж до XVIII века.
Бразил
Другой пример такой земли блаженных — описываемый в ирландской мифологии остров Бразил (не путать с Бразилией!). На карты его наносили зачастую одновременно с Землей Святого Брендана и также считали, что его населяют исключительно праведники, хотя определяли ему другое местоположение — к западу от Ирландии.
Как и предыдущей точки нашего путешествия, этого острова достигнуть непросто: он скрыт туманом, который расступается лишь на один день за семь лет, но и тогда его невозможно достичь. В отличие от земли святого Брендана, остров Бразил никто не посещал — по крайней мере, отзывов об этом не осталось. Тем не менее, на карты его наносили с первой половины XIV века и аж до века XIX, основываясь на свидетельствах путешественников, якобы видевших остров вдалеке.
Связан ли остров Бразил с Бразилией? Нет. Его название, как считается, происходит от названия одного из ирландских кланов (Bresail, или Бресил), а страны в Южной Америке — от португальского названия цезальпинии ежовой (Caesalpinia echinata; по-португальски — Pau-Brasil), красного дерева, которое вывозили оттуда в Европу.
Антилия
В 1424 году на европейских картах в Атлантическом океане западнее Азорских островов впервые изобразили еще один остров, да немаленький: размером с целую Португалию, а на нем целых семь городов — каждый в своей бухте. Остров получил название Антилия (другое название — Остров семи городов), а позже к нему стали дорисовывать еще несколько островов поменьше.
Города на острове, согласно существовавшей на Иберийском полуострове легенде, основали в начале VIII века н. э. христиане, бежавшие от мусульманских завоевателей. А к последней четверти XV века европейцы стали отправлять экспедиции на поиск таинственного острова (тогда же появились первые сведения о том, что в его песках можно было найти серебро).
Христофор Колумб, планируя своё путешествие в Индию, приведшее его, как известно, в Америку, даже намеревался посетить этот остров. К концу же первого десятилетия XV века этот район Атлантики оказался уже достаточно изучен, чтобы картографы могли убедиться: никакого острова, тем более такого размера, там нет.
Зато Семь городов (в варианте «Семи золотых городов» и «Семи городов Сиболы») продолжили существовать в сознании европейцев, переместившись в Центральную Америку: это были легендарные поселения аборигенов, якобы скрывавшие несметные сокровища (их так и не нашли).
Название мифического острова тоже не исчезло с карт: Антильскими назвали группу островов в Карибском море, включающую Кубу, Ямайку, Гаити (также известен как Эспаньола — на нем сегодня находятся государства Гаити и Доминиканская Республика) и Пуэрто-Рико.
Остров Демонов
Как видно по названию, этот мифический остров не похож на предыдущие — не все же блаженствовать обитателям остров. На острове Демонов, населенном, помимо собственно демонов, еще и безжалостными дикими зверями, путешественников ожидали бесчисленные страдания — как те, которые перенесла Маргерит де Ля Рок де Роберваль, французская дворянка XVI века.
Когда ее родственник (то ли брат, то ли дядя, то ли кузен) был назначен чиновником в Новую Францию, нынешнюю Канаду, она, будучи молодой и незамужней, проследовала за ним. Во время плавания она связалась с неким низкородным молодым человеком, за что и была высажена вместе с ним и служанкой на остров в заливе Святого Лаврентия близ Ньюфаундленда (по другой версии родственник решил избавиться от Маргерит, чтобы получить наследство и поправить дела).
Речь как раз об острове Демонов, и все его обитатели, едва увидев гостей, немедленно принялись их мучить. Служанку, молодого человека и ребенка, что родился у Маргариты, они замучили насмерть, а сама Маргерит выжила и была через несколько лет спасена китобоями и возвращена в Европу.
Остров изображали на картах с начала XVI века до середины XVII века, а история Маргерит попала в сборник новелл Маргариты Наваррской «Гептамерон» (вышел в 1558 году).
Интересно, что севернее упомянутой выше Антилии на картах XV века фигурировал небольшой и не менее мифический островок Сатаназес (он же остров Бесов). Не исключено, что остров Демонов в заливе Св. Лаврентия — это следующая версия Сатаназеса.
А был ли остров?
Говоря об островах, нанесенных на карты, но так и не обнаруженных в указанном месте, непременно нужно различать выдумку, искреннее заблуждение и редкую возможность того, что остров действительно был там, где его видели свидетели, но потом исчез.
Упомянутая выше земля Санникова может быть примером как второго, так и третьего (об этом читайте в архивном материале «Вокруг света»). То, что путешественники даже в относительно недавнее время — в эпоху торжества науки и технологий — принимали за остров, могло быть миражом, или остров мог погрузиться под воду в результате геологических процессов или подъема уровня моря.
Такие истории возможны и по сей день, хотя планомерная космическая фотосъемка поверхности Земли ведется уже полвека, а аэрофотосъемка и того дольше. К примеру, в конце XX века власти Мексики потеряли в Мексиканском заливе остров Бермеха.
А очень бы хотелось (правительству Мексики, по крайней мере), чтобы он был, ведь тогда страна могла бы претендовать на богатое нефтяное месторождения в Мексиканском заливе — без острова права на него принадлежали США.
Уж конечно, без скандала при переговорах о границе не обошлось, и представители Мексики договорились даже до того, что ЦРУ взорвало остров, чтобы перекроить границы исключительных экономических зон. В реальности же причина исчезновения острова казалась куда менее экзотичной: остров скрылся под водой то ли в результате тектонических процессов, то ли из-за повышения уровня моря (или по обеим причинам сразу). По договору 2000 года между США и Мексикой нефтяное поле (запасы оцениваются в 22 млрд баррелей) перешло в распоряжение США.