Циркуль и рубанок, венок из лютиков и старая собака… Что общего между ними? На этот вопрос легко ответить, обратившись к живописи Северного Возрождения. Во-первых, это символы, а во-вторых, все они собраны на знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия».
Замысел «Меланхолии» художник вынашивал давно, но окончательно образ будущего произведения оформился в 1514 году под влиянием смерти матери художника и его болезненных размышлений в процессе работы над книгой об идеальных пропорциях. Однако Дюрер не просто передал в гравюре свое душевное состояние. Его работа — это отражение восприятия меланхолического темперамента в культуре Позднего Ренессанса.
О меланхолии как о болезненном складе характера писали еще древние греки. К ее симптомам они относили печаль, тревогу, уныние, раздражительность и озлобленность. Причину недуга усматривали в избытке в организме черной желчи. Отсюда и название: по-гречески mélas — «черный» и chole — «желчь». В Средние века меланхолия была названа acedia — «праздность» и рассматривалась как знак божьего неблаговоления.
Напротив, философы Ренессанса придали ей особую привлекательность. В меланхолической тоске стали видеть возвышенность, ведь терзаемой душе дано глубже других осознать, насколько суетен и далек от Бога этот мир, и, следовательно, она более чутка к прекрасному и божественному. Поэтому настоящим художником, поэтом или ученым может быть только меланхолик.
Правда, художники Италии еще продолжали изображать Меланхолию по старинке: либо в виде человека, обнажающего меч и сопровождаемого львом (символ раздражительности и гнева), либо в виде худого юноши, кормящего свиней (символ коварства и грубости). А вот художники Северного Возрождения быстро восприняли новые идеи о творческом потенциале меланхоликов. Среди них был и Альбрехт Дюрер. Его «Меланхолия» — визуальный манифест тех, кто придерживался подобных взглядов.
1. Аллегорическая Фигура Меланхолии. По замыслу художника она символизирует болезненные переживания, неуверенность в себе и тоску. В то же время размещенные вокруг нее предметы-символы указывают на тягу людей этого темперамента к знаниям и духовному развитию.
2. Комета. Указывает на то, что по астрологическим представлениям меланхолики рождаются под знаком Сатурна (считалось, что все кометы притягиваются этим небесным телом). Согласно античной мифологии Сатурн был старше всех богов и поэтому мудрее их.
3. Летучая мышь. Символизирует сумрак, в который погружены души меланхоликов. На табличке надпись: «Меланхолия I». Считается, что римская цифра «I» поставлена Дюрером под влиянием книг известного немецкого ученого и чернокнижника Агриппы Неттесгеймского, который писал, что меланхолия является первой ступенью к гениальности.
4. Лестница. Аллегорическое изображение способности к познанию истины.
5. Весы, многогранник, стоящий на своей самой неустойчивой плоскости, и шар. Эти атрибуты указывают на то, что меланхолический темперамент неустойчив, и люди, обладающие им, подвержены быстрой смене настроений. В эпоху Возрождения это считалось большим достоинством. В одном трактате XV века утверждается, что «подверженные то депрессии, то чрезмерной экспансивности меланхолики как будто балансируют все время между двумя пропастями. Зато путь их пролегает выше уровня посредственности: своей одаренностью меланхолики превосходят всех прочих смертных».
6. Тигель для плавки свинца. Свинец считается земным воплощением Сатурна. Кроме того, алхимики полагали, что, несмотря на свой невзрачный и тусклый вид. свинец легче всего может быть трансмутирован в золото.
7. Собака. Это животное представляло аллегорию меланхолии из-за своего развитого интеллекта и склонности к бешенству, которое тогда полагали душевным заболеванием.
8. Жернов и циркуль. Атрибуты агрономии и геометрии — наук, покровителем которых является Сатурн.
9. Колокольчик и песочные часы. Указывают на мрачные размышления о смерти, свойственные меланхоликам.
10. Магический квадрат. Это квадрат с цифрами, сумма которых во всех горизонтальных и вертикальных рядах одинакова. Предполагали, что магический квадрат усиливает влияние Юпитера, способного вселять в человека жизнерадостность.
11. Венок из лютиков. Считалось, что этот цветок смягчает меланхолическую тоску.
12. Ключи и кошелек. Это символы власти и богатства, которыми также управляет Сатурн. Их изображение — еще одно указание на влияние этой планеты на меланхоликов.
13. Путти. Малыш старательно пишет что-то на дощечке, покрытой воском. Это аллегория практической жизни. Изображая его, Дюрер хотел подчеркнуть, что по своему духовному развитию практичные люди выглядят детьми 8 сравнении с меланхоликами.
14. Столярные инструменты — символ созидания: ведь сам Иисус был плотником.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, сентябрь 2009, частично обновлен в апреле 2024