Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Включаем зрение химика: какие элементы таблицы Менделеева можно увидеть в метро

Нестандартный взгляд на привычные вещи

18 июня 2023Обсудить
Включаем зрение химика: какие элементы таблицы Менделеева можно увидеть в метро
Источник:
Art Kowalsky / Alamy

Сегодня метрополитен — обязательная часть транспортной системы любого мегаполиса. Если отправиться в путь на подземной железной дороге, почти всегда можно сэкономить время, а иногда еще и полюбоваться архитектурой станций.

По московскому и петербургскому метро, кстати, даже водят экскурсии — многие станции представляют собой настоящие произведения искусства. Метрополитены можно изучать с разных сторон: как образцы архитектуры, как технические сооружения, оценивать их эффективность с точки зрения скорости и удобства для пассажиров. Химик-технолог Александр Иванов посмотрел на подземку как совокупность химических элементов.

В метро нас повсюду окружают элементы из таблицы Менделеева: в мраморе — уран и кальций, в светодиодах — индий, галлий, цинк и другие. В вагонах и конструкциях — алюминий, железо, чугун.

В Москве больше всего станций мелкого заложения, глубиной 35–40 метров. Это связано с частыми просадками влажного московского грунта. Даже используя относительно простой — открытый — способ, метростроевцы сталкивались с трудностями: в некоторых местах рабочим приходилось вбивать сваи высотой до 17 метров, чтобы откосы котлована не осыпались.

Станцию «Рижская» (глубина заложения — 62 метра) сооружали горным способом. Для начала сделали вентиляционные стволы — лифты для спуска-подъема людей, инструмента и породы. Отсюда же прокладывали тоннели. Сами шахты на станции укреплены чугунными тюбингами. Для укрепления станций мелкого заложения используют обычно тяжелый железобетон повышенного класса прочности.

Железная дорога состоит из жесткого основания и стальной рельсошпальной решетки. Колеса поезда катятся по гладкому рельсу с минимальными затратами на трение, рельс размещен на железобетонной шпале, и все это закреплено на чугуне.

Гермоворота на случай ЧС в метро создают из металла, иногда из железобетона. Они способны выдержать взрывную волну и предотвратить затопление станций при наводнении.

Для теплоизоляции коммуникаций используется базальтовая вата. Прототипом для нее стали взбитые «шерстяные» пучки застывшей лавы, которые геологи называют волосами Пеле, по имени древней полинезийской богини вулканов.

На потолках часто используют зонты из сотового алюминия. Помимо архитектурной функции, они защищают от просачивания воды. Если вдруг там появится влага, то она будет стекать не на головы пассажирам, а в специальные водоотводящие лотки. Арки сделаны из нержавеющей стали и окантованы светодиодными светильниками.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения