Это была целая культура, включавшая научную, спортивную и общественную деятельность. О походах и их участниках писали песни и книги, снимали кино. И да, в их организации знали толк. Даже сегодня порой не нужно ничего изобретать — достаточно открыть увесистый сборник всесоюзных туристских (в оригинале они назывались так) маршрутов и выбрать один из них.
Как и для кого придумывали маршруты
Походный туризм в СССР был плановым и самодеятельным. В первом случае походы организовывались государством, основные бытовые вопросы на маршрутах были продуманы, а туристы получали готовый продукт. Самостоятельным туристам приходилось сложнее.
Над разработкой всесоюзных маршрутов начали трудиться еще до войны, в 30-е годы. Цели были самые разные. Во-первых, туризм представлялся военно-прикладным спортом, полезным для государства. Заодно это помогало разведать местность, что могло пригодиться геологам и картографам.
Во-вторых, это был простой способ оздоровить население и продемонстрировать людям природные и культурные достопримечательности. Содержать комфортабельный санаторий дорого, а вот соорудить в диких местах простенькие деревянные турбазы на несколько домиков можно быстро и без особых затрат.
Нитку каждого маршрута прокладывали тщательно — для этого совершались целые экспедиции. В планировании участвовали и зарубежные специалисты, в том числе немцы.
Почетное звание туриста
Новую форму массового досуга всячески пропагандировали. Есть немало красочных плакатов тех лет: «Туризм — лучший отдых», «В отпуск — в поход», «Проводите свой отпуск в путешествиях!» и т. д. Значок «Турист СССР» нельзя было добыть просто так, его требовалось заслужить. Для этого недостаточно было просто сходить в поход, нужно было обладать навыками выживания в диких условиях: уметь разбить лагерь, развести костер, соорудить навес, приготовить на огне еду и прочее.
Большинство маршрутов были пешими, но существовали также лыжные, велосипедные, смешанные; порой предполагались и многодневные сплавы по рекам, а иногда, наоборот, часть пути можно было преодолеть автобусом. Но все они были продолжительными и рассчитывались в среднем на 21 день. Всесоюзные и региональные маршруты были пронумерованы и публиковались в специальных сборниках и брошюрах. В походы по ним чаще всего отправлялись централизованно — путевки распространялись через профсоюзы и стоили недорого, 10-30% от реальной цены. Иногда ими просто премировали передовиков производства. Приобрести путевку можно было и через сеть экскурсионных бюро.
Расцвет планового советского туризма пришелся на 1970-е, когда количество туристов-походников ежегодно исчислялось десятками миллионов человек. Всесоюзных маршрутов к тому времени насчитывалось уже свыше 350, а маршрутов местного значения — около 6 000. Активно развивался и самодеятельный туризм.
Как готовились к походу
Подготовка к походу была не менее захватывающей, чем сам поход. Люди тренировались, мастерили снаряжение, искали информацию и продумывали план каждого дня, а по возвращении разбирали фотографии, писали отчеты. Таким образом, один поход «растягивался» на полгода, и это было настоящим счастьем.
Туристам, купившим путевку, снаряжение выдавали напрокат. Те же, кто шел в поход самостоятельно, порой шили и спальные мешки, и палатки из подручных материалов. Впрочем, туристов-одиночек практически не было, а турклубов и секций было полно — они создавались при университетах, заводах, колхозах и вообще любых крупных предприятиях. У каждого клуба было свое небольшое помещение, где и хранилось прокатное снаряжение: рюкзаки, котелки, палатки, спальники и даже все необходимое для покорения горных вершин.
Чем питались на маршруте
Продуктовую раскладку тоже готовили не один день — в те годы невозможно было просто прийти в магазин и быстро закупить провизию в удобной упаковке по списку. За гречкой, сухим молоком, какао и суповыми концентратами порой приходилось побегать. Когда за плечами висит тяжелый рюкзак, каждые 100 граммов веса имеют значение, поэтому походники загодя делали сублиматы, например, сушили овощи.
В ходу был и так называемый пеммикан: мясной фарш долго-долго сушили на сковороде без масла, а потом заливали растопленным жиром, как следует солили и расфасовывали по пакетам. В походе такой мясной брикет отправлялся в кашу или суп. На некоторых маршрутах можно было дополнить меню свежей рыбой, грибами или ягодами, а в лесу для разнообразия иногда готовили витаминный отвар из хвои.
В организованных походах провизию, конечно, выдавали, но и она была не очень удобной в транспортировке. Тушенку в легких жестяных банках направляли обыкновенно в воинские части, а туристам она доставалась в тяжелой стеклянной таре. Нередко на турбазах предлагали китовые консервы — калорийные и напоминающие по вкусу говядину с рыбными нотками. Неизменная кабачковая икра также выдавалась в стеклянных банках, а иным группам в качестве продуктовой нагрузки полагался еще и алюминиевый бидон со сливочным маслом — можно представить, насколько неудобно было нести его в руках.
Навигация в горах и в лесу
Инструктор в плановом походе знал маршрут почти наизусть, а вот самостоятельным туристам приходилось сложнее. Современные спутниковые навигаторы появились на рынке только в XXI веке, а тогда в распоряжении туристов имелись прежде всего компас и голова на плечах.
Нормальные топографические карты были большой редкостью из-за всеобщей секретности, особенно это касалось подробных генштабовских карт. Но их все же доставали через знакомых, фотографировали, перерисовывали при помощи кальки… Умудрялись даже пользоваться книгами с опубликованными фрагментами карт. Зато навыки ориентирования у походников были отличные!
Туристические традиции
В плановый поход мог пойти кто угодно — особых ограничений не было, только нормальное состояние здоровья. Наличие минимально благоустроенных турбаз и приютов на маршруте снижало необходимый уровень подготовки. Первые дни похода как раз и проводили на базах — акклиматизировались, посещали местные достопримечательности и совершали однодневные тренировочные выходы для отработки навыков и проверки снаряжения.
А еще были свои традиции досуга и правила туристской этики. Например, во время отдыха частенько устраивались вечера художественной самодеятельности. Полагалось торжественно проводить предыдущую группу и встретить следующую, а иногда и нарисовать стенгазету. Новичков после успешного похода посвящали в туристы. Если у встреченных на маршруте «коллег» были проблемы с продуктами, с ними обязательно делились.
Сегодня «великие советские тропы» вновь дарят превосходные идеи для отпуска любой продолжительности. По некоторым маршрутам с недавних пор водят коммерческие походы, а куда-то можно смело отправляться самостоятельно — для подготовки больше не надо ездить в читальные залы крупных библиотек, а достаточно поискать информацию в интернете.
5 популярных всесоюзных туристских маршрутов
№ 17 — «По Карельскому перешейку»
Репино — Ильичево — Суонтакский спуск — Лосево — река Вирта-Вуокса — озеро Тархон-Ярви — река Вуокса — озеро Вуокса — Приозерск
Весь маршрут проходит по территории Ленинградской области. Здесь красиво в любое время года, но особенно летом, в период белых ночей, и золотой осенью. Самое запоминающееся — безмятежный Финский залив, скалы разной высоты, бурлящие речные пороги, лесные озера. Впрочем, и в городах есть что посмотреть. В Приозерске, например, есть старинная крепость, а в Репино — усадьба «Пенаты» художника Ильи Репина. Можно пройти только часть маршрута или добавить свои точки интереса.
№30 — «Через горы к морю»
По Западному Кавказу от Хаджоха через Гузерипль и Белореченский перевал в Дагомыс
Пожалуй, это был самый популярный маршрут в СССР — он позволял увидеть и горы, и море в одном походе, а природные достопримечательности располагались на нем весьма плотно. Маршрут активно используется и сегодня, по нему водят коммерческие группы и совершают походы самостоятельно. Правда, сейчас он значительно сократился за счет заброски на автобусе — теперь для его прохождения нужна лишь неделя вместо 14 дней.
№43 — Военно-сухумская дорога
Теберда — Домбай — Северный приют — Клухорский перевал — Южный приют — Сухуми
В советские годы этот маршрут, рассчитанный на 20 дней, входил в тройку самых популярных и оставлял у туристов впечатления на всю жизнь. При этом он подходил даже новичкам. Сегодня большинство турбаз на маршруте заброшены, и оценить все его красоты уже невозможно, мешает этому и пограничный режим. Но достопримечательности, которые находятся на территории России, доступны и посещаемы — например, озеро Туманлы-Кель.
№55 — по Южному Уралу
От турбазы «Ильменская» до Челябинска через Миасс, Алтын-Таш, озера Аушкуль и Зюраткуль, город Златоуст, Дальний Таганай и поселок Тургояк с одноименным озером
21-дневный маршрут относился ко 2-й категории сложности. Участникам похода предстояло пройти пешком 187 километров. Сегодня этот путь по-прежнему популярен, хоть и в сокращенном виде, он даже вошел в топ туристических троп России под названием «Прогулки для экстремалов». Край гор и озер, богатый живностью и редкой растительностью, действительно требует собранности и тщательной подготовки, но никого не оставит равнодушным.
№77 — по Горному Алтаю
Бийск — Эдиган (на транспорте), Эдиган — Балыкча (пешая часть), Балыкча — озеро Куреево (на шлюпках), озеро Куреево — Бийск (по Бие на теплоходе)
Это был самый сложный плановый маршрут в СССР и в то же время по-настоящему культовый; длинный, почти 800 км, он сочетал в себе пешую и водную части. Пешеходная часть этого маршрута стартует от села Эдиган и заканчивается у южного берега Телецкого озера — по ней и сегодня регулярно ходят туристы.