Осенью 2024 года москвичи узнали, что недавно открывшийся после реконструкции Рижский вокзал планируется выставить на торги в преддверии грядущего 125-летия в связи с утратой статуса значимого для столицы транспортного узла. Пока неизвестно, какая судьбы ждет здание вокзала, признанное памятником архитектуры. В ожидании новостей о будущем Рижского вокзала Vokrugsveta.ru вспоминает его славное прошлое.
В неорусском стиле
В начало XX века Российская империя входила с огромной, активно развивающейся сетью железных дорог. В 1897 году молодой император Николай II подписал Высочайший Указ о строительстве новой линии — Московско-Виндавской. Надобность в этой магистрали, которой предстояло соединить столицу империи с далекой Виндавой (ныне Вентспилс) назрела уже давно. Виндава была крупным портом на Балтике, составляя конкуренцию Риге и Либаве (Лиепая). В 1889 году было принято решение сделать Виндаву главными экспортными «воротами» для вывоза российской сельскохозяйственной продукции — и там закипело строительство соответствующей инфраструктуры. Естественно, вдобавок нужно было соединить Виндаву с закромами империи через Москву.
Новой железнодорожной линии потребовался и свой собственный вокзал в Первопрестольной. Руководить его строительством позвали архитектора Станислава Бржозовского, ныне более всего памятного по зданию Витебского вокзала в Санкт-Петербурге — шедевру стиля модерн. Бржозовский, как специалист крайне востребованный и перегруженный работой, ограничился тем, что набросал проект здания будущего вокзала. Непосредственно же строительством руководил молодой архитектор Юлий Дидерихс, которому помогал его коллега Фома Богданович-Дворжецкий.
Разместить здание решили недалеко от Крестовской заставы, на пустыре оживляемом лишь двумя водонапорными башнями, воздвигнутыми в 1892-м архитектором Максимом Геппенером. Отведенного места хватало не только на сам вокзал, но и на то, чтобы разбить напротив него большую площадь.
При этом городская управа поставила «Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги», осуществлявшему строительство линии, несколько жестких условий. Во-первых, предпринимателей обязали благоустроить близлежащие улицы. Во-вторых, они должны были позаботиться о состоянии Москворецкого водопровода, к которому относились обе упомянутые башни. В-третьих, им предписывалось построить такое здание вокзала, чтобы оно гармонировало с этими башнями.
Поскольку вокзал требовалось возвести как можно скорее, акционерному обществу пришлось согласиться на все эти условия. Здание было заложено в 1897 году.
В ту пору в империи вошел в моду так называемый неорусский стиль, навевавший воспоминания об эстетике допетровского Московского царства. При дворе Николая II проводились костюмированные балы, участники которых щеголяли в старинных одеяниях, а в архитектуре воцарилась стилистика подражания постройкам XVI–XVII вв.
Именно в таком духе решено было выполнить и вокзал, соединивший Москву с Прибалтикой. Его оформили в виде трех двухэтажных «теремов», соединенных одноэтажными переходами. Здание богато украсили разнообразным декором: наличники, кокошники, крытое, как в боярских палатах, крыльцо и прочие элементы навевали воспоминания о седой старине. Все было удачно сбалансировано и не оставляло ощущения пошлости и безвкусицы. Никакой излишней вычурности и аляповатости.
Внешний вид вокзала резко контрастировал с его «начинкой» — на момент постройки он был одним из самых технически оснащенных в Москве. В частности, тут имелась и своя собственная автономная электростанция, которая обеспечивала внутреннее и наружное освещение. Над платформами в целях защиты пассажиров от снега и холода установили металлические навесы. Примечательно, что здание, в отличие от большинства других вокзалов, расположили не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям.
Превратности судьбы и череда переименований
При своем рождении вокзал логично получил название Виндавского. Вокзал торжественно ввели в эксплуатацию 11 (24 по н. ст.) сентября 1901 года. Вот как описывает эту сцену историк-краевед Сергей Мамаев:
«Громадная площадь перед вокзалом была выровнена и замощена. В центре ее устроили сквер, высадили кустарники и цветы. Здание вокзала к празднику украсили массой цветов и гирлянд зелени. Особенно ярко был украшен временный деревянный вокзал, где и было совершено торжественное молебствие. Внутренняя же отделка каменного здания так и не была завершена, посему все совершалось в другом здании. На станции между двумя мачтами натянули зеленую муаровую ленту с надписью „Московско-Виндавская железная дорога“. Возле ленточки стоял готовый к отправлению поезд. По окончании службы священник окропил поезд и здание святой водой, после чего была перерезана лента, раздался свисток, и паровоз плавно тронулся в путь под звуки марша и возгласы „Ура“».
Этот первый символический состав отправился без пассажиров. Он добрался до станции Подмосковная и вернулся назад. Первый же поезд дальнего следования до Виндавы ушел в тот же день в 18:05. Из 800 его пассажиров большинство составляли коммерсанты и моряки.
Изначально при здании вокзала действовали две отдельные станции: пассажирская и грузовая. Назывались они, соответственно, Москва-Пассажирская Балтийская и Москва-Товарная Балтийская.
Уже очень скоро Виндавский вокзал стал одним из самых загруженных в Москве, а потом и вовсе выбился на первое место в империи по количеству пассажиров, воспользовавшихся его услугами. Ведь отсюда можно было выехать не только в Прибалтику, но и в северо-западный регион государства: в Польшу и в Белоруссию.
Многолюдье обернулось серьезными неудобствами. Дело в том, что поезда на вокзал приходили в основном вечером — и его залы ожидания не могли вместить всех людей с билетами. Ожидающим пассажирам приходилось размещаться где-либо в окрестных трактирах, зачастую достаточно далеко, а потом нанимать извозчиков и поторапливать их, чтобы успеть до отхода состава.
Вокзал проработал в обычном режиме до начала Первой мировой войны. И хотя линия фронта проходила далеко до Москвы, начало боевых действий сразу же внесло существенные коррективы в работу Московско-Виндавской железнодорожной линии. Сначала прекратился вывоз товаров из порта Виндавы — Балтику наглухо перекрыл флот Германии. В ходе большого немецкого наступления 1915 года кайзеровские войска захватили большой кусок Прибалтики, в том числе и Виндаву. Из региона по железнодорожной трассе в Москву хлынул поток беженцев…
Затем наступили революционное лихолетье и Гражданская война, из которой страна вышла уже совершенно другой, потеряв в том числе и Прибалтику, где возникли три независимых государства: Эстония, Латвия и Литва. Прежняя Московско-Виндавская линия утратила свою значимость — в 1920–1930-х годах пассажиропоток и грузопоток, следовавшие через Виндавский вокзал, были весьма незначительными. Положение отчасти спасали пригородные поезда, следовавшие от Виндавского вокзала вплоть до Волоколамска.
В 1930-м вокзал получил новое название — Балтийский; к тому времени Виндава уже 13 лет как была переименована в Вентспилс. Впрочем, Балтийским вокзал был недолго, уже в середине 1930-х он официально стал именоваться Ржевским.
В 1940 году Прибалтика была присоединена к СССР, а в 1945-м членство Эстонии, Литвы и Латвии в составе Советского Союза оказалось закреплено по итогам Второй мировой войны. С 1 января 1948 года Ржевский вокзал официально переименовали в Рижский постановлением Моссовета.
Ворота в советскую «почти что заграницу» и очередной упадок
В последующие десятилетия загруженность поездов, следовавших из Москвы в Ригу, постепенно росла. Например, в 1984 году вокзал принимал и отправлял шесть пар поездов дальнего следования (из них пять пар связывали Москву со столицей Латвийской ССР), а также десятки пригородных электричек.
Высокий спрос на билеты может засвидетельствовать автор этих строк, неоднократно добиравшийся с родителями из родной Латвии в Москву на поезде в 1980-х. То, что свободных мест в купе не было, в памяти запечатлелось совершенно отчетливо. В ту пору Прибалтика для советских граждан была «почти что заграницей», а местная продукция пользовалась большим спросом: из поездок в Литву, Эстонию и Латвию обычно привозили продукты и напитки, включая знаменитый «Рижский бальзам», ликер «Вана Таллин», шпроты и латвийский хлеб, а также потребительские товары вроде косметики и трикотажа. Тем, кто поехать в Прибалтику не мог, порой удавалось купить кое-что из этого из-под полы у проводников.
В 1991 году Советский Союз развалился — и для Рижского вокзала во многом повторилась ситуация, которую он пережил после революции. Латвия со своими достопримечательностями превратилась уже в настоящую заграницу. К тому же, из-за нищеты и лихолетья 1990-х (а в Латвии они прошли лишь в немногим более щадящем режиме, чем в России) людям, которые еще недавно ездили из Москвы в Ригу и обратно, стало не до путешествий.
В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савёловского вокзалов Москвы их в начале 2000-х годов предлагалось закрыть и ликвидировать подъездные пути. Эти планы, однако, не были реализованы. К тому времени экономическая ситуация и в России, и в Латвии стала налаживаться, что снова сделало Рижский вокзал востребованным. Кроме того, он оставался важным узлом пригородного сообщения. Отсюда отправлялись электрички до Волоколамска, Шаховской, Павшино, Дедовска, Нахабино, Новоиерусалимской, Румянцево и обратно.
Под конец XX века в Москве началось строительство Третьего транспортного кольца, несколько затронувшее и территорию Рижского вокзала. Частично снесли грузовой двор, камеры хранения и некоторые другие подсобные помещения, но главное здание осталось нетронутым. Незадолго до этого, в 1995-м, в рамках частичной реконструкции внутри вокзала восстановили лепнину потолков по первоначальным чертежам. Также реставрацию прошли и роскошные вокзальные люстры.
В сентябре 2001 года, к столетию со дня открытия Рижского вокзала, над главным подъездом установили новые часы (предыдущие были демонтированы вскоре после войны), которые в начале каждого часа проигрывали фрагмент песни Раймонда Паулса «Вернисаж».
НА ЭКРАНЕ
Такое кино
Кроме пассажиров Рижский вокзал еще в советские времена облюбовали киношники. Здесь были отсняты сцены как минимум четырнадцати фильмов, включая такие известные, как «Баллада о солдате» (1959), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Вокзал для двоих» (1982), «Мы из джаза» (1983), «Бригада» (2002), «Адмиралъ» (2008). Например, тут происходит душещипательная сцена из «Баллады о солдате», в которой главный герой встречает одноногого фронтовика Василия — тот боится возвращаться домой из-за своей инвалидности.
А мастерством режиссера Татьяны Лиозновой один и тот же архитектурный объект перевоплотился сначала в немецкий приграничный вокзал, а потом в вокзал Берна, откуда Штирлиц провожает радистку Кэт.
В трагикомедии же Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» знакомое здание предстает уже в первых кадрах. В условных реалиях фильма это вокзал провинциального города Заступинска, куда прибывает пианист Платон Рябянин в исполнении Олега Басилашвили.
Навстречу неизвестному будущему
31 июля 2004 года на реконструированной территории бывшего отстойника вагонов станции Москва-Рижская открыли экспозиционную площадку Музея истории развития железнодорожного транспорта под открытым небом — на ней разместили свыше шестидесяти экспонатов: паровозов, локомотивов и вагонов. Через семь лет там же поставили бронзовый обелиск, посвященный героям-железнодорожникам времен Великой Отечественной войны.
В октябре 2008 года станция Москва-Рижская была перепрофилирована в полностью пассажирскую. В 2011 году, когда прохладные отношения России и Латвии переживали недолгий период потепления, у Рижского вокзала появился шанс серьезно увеличить свое значение: тогдашний министр экономики Латвии Артис Кампарс договорился с тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым об организации скоростного движения по маршруту Москва — Рига. Однако вскоре отношения двух государств вновь испортились, так что проект закрыли.
Смертельный же удар Рижскому вокзалу нанесла пандемия Covid-19, плавно перешедшая в геополитический кризис. В 2020 году в связи закрытием границ между странами движение фирменного поезда № 001Р/002Р «Москва — Рига» (Latvijas Ekspresis) было приостановлено на неопределенный срок — а через пару лет стало понятно, что данный маршрут закрыт если не навсегда, то очень надолго. 30 апреля 2021 года с Рижского вокзала отправился последний поезд дальнего следования, направлявшийся в Псков. Вскоре надежду на возрождение движения перечеркнул разбор путей дальнего следования.
Отправление последнего поезда дальнего следования с Рижского вокзала, 30 апреля 2021 года (Dmitry Rogachev / YouTube)
Незадолго до этого опять зазвучали призывы ликвидировать Рижский вокзал, уделом которого осталось обслуживание лишь пригородных электричек. Некоторые бизнесмены и чиновники сочли, что старинное здание занимает непозволительно много места практически в центре Москвы — давно, мол, пора заменить его каким-нибудь очередным торгово-офисным центром. К счастью, здравый смысл возобладал — в январе 2021 года ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения.
А 1 марта 2023 года здание закрыли на реконструкцию. Как извещала пресс-служба Московской железной дороги в августе 2024-го, в процессе работ были переустроены железнодорожные пути, система управления движением переведена на цифровую, возведены две новые платформы длиной 270 метров. Станция вновь открылась 1 сентября 2024 года, но с учетом низкого пассажиропотока через два месяца после открытия Рижский вокзал решили выставить на продажу. По данным
По состоянию на февраль 2025-го вокзал функционирует по прямому назначению: с Рижского вокзала по будням и выходным отправляются и прибывают по 17 и 15 электричек соответственно. Остается только надеяться, что статус памятника убережет здание вокзала от разрушения при его неизбежном перепрофилировании после продажи. Опыт такого рода уже имеется: в Санкт-Петербурге бывший Варшавский вокзал ныне «работает» торгово-развлекательным комплексом и фудмоллом…
В ЖИЗНИ
Теплые воспоминания
У сотен тысяч людей сохранились о Рижском вокзале теплые воспоминания. Есть они и у автора этих строк. Я родился и большую часть жизни провел в Латвии; одно время часто ездил с родины в Москву и обратно. Рижский вокзал был непременной «альфой» и «омегой» этих поездок. Он оказывался у меня на пути даже в тех случаях, когда я выбирал для поездки не железнодорожный, а автомобильный транспорт: автобус тоже начинал и заканчивал свой маршрут у стен Рижского вокзала.
Он был порталом, через который я шагал в непривычную для дремотной Латвии суету московского мегаполиса — и потом ее покидал. За долгие годы у меня выработался небольшой ритуал погружения в Первопрестольную, начинавшегося именно в стенах Рижского вокзала. Я входил внутрь, заказывал чашечку кофе (или что-то более существенное) и медленно поглощал напиток, обдумывая список локаций, которые мне предстоит посетить в Москве, вспоминая людей, с которыми нужно здесь встретиться. Потом выходил, выкуривал сигарету, пересекал проспект Мира и окунался в зев станции метро «Рижская». Жаль, что повторить этот «церемониал» уже не получится.