Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вокзал на распутье: история Рижского вокзала в фотографиях, фактах и воспоминаниях

В 2026 году исполнится 125 лет со дня открытия Рижского вокзала. Не исключено, что юбилей он встретит уже не как важный транспортный узел

19 февраля 2025Обсудить

Осенью 2024 года москвичи узнали, что недавно открывшийся после реконструкции Рижский вокзал планируется выставить на торги в преддверии грядущего 125-летия в связи с утратой статуса значимого для столицы транспортного узла. Пока неизвестно, какая судьбы ждет здание вокзала, признанное памятником архитектуры. В ожидании новостей о будущем Рижского вокзала Vokrugsveta.ru вспоминает его славное прошлое.

Вокзал на распутье: история Рижского вокзала в фотографиях, фактах и воспоминаниях | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

В неорусском стиле

В начало XX века Российская империя входила с огромной, активно развивающейся сетью железных дорог. В 1897 году молодой император Николай II подписал Высочайший Указ о строительстве новой линии — Московско-Виндавской. Надобность в этой магистрали, которой предстояло соединить столицу империи с далекой Виндавой (ныне Вентспилс) назрела уже давно. Виндава была крупным портом на Балтике, составляя конкуренцию Риге и Либаве (Лиепая). В 1889 году было принято решение сделать Виндаву главными экспортными «воротами» для вывоза российской сельскохозяйственной продукции — и там закипело строительство соответствующей инфраструктуры. Естественно, вдобавок нужно было соединить Виндаву с закромами империи через Москву.

Порт Виндавы, 1910-е годы | Источник: pastvu.com

Порт Виндавы, 1910-е годы

Источник:

pastvu.com

Новой железнодорожной линии потребовался и свой собственный вокзал в Первопрестольной. Руководить его строительством позвали архитектора Станислава Бржозовского, ныне более всего памятного по зданию Витебского вокзала в Санкт-Петербурге — шедевру стиля модерн. Бржозовский, как специалист крайне востребованный и перегруженный работой, ограничился тем, что набросал проект здания будущего вокзала. Непосредственно же строительством руководил молодой архитектор Юлий Дидерихс, которому помогал его коллега Фома Богданович-Дворжецкий.

Разместить здание решили недалеко от Крестовской заставы, на пустыре оживляемом лишь двумя водонапорными башнями, воздвигнутыми в 1892-м архитектором Максимом Геппенером. Отведенного места хватало не только на сам вокзал, но и на то, чтобы разбить напротив него большую площадь.

Водонапорные башни у Крестовской заставы в Москве, 1910-е. В 1939 году они были разрушены | Источник: uhead via pastvu.com

Водонапорные башни у Крестовской заставы в Москве, 1910-е. В 1939 году они были разрушены

Источник:

uhead via pastvu.com

При этом городская управа поставила «Обществу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги», осуществлявшему строительство линии, несколько жестких условий. Во-первых, предпринимателей обязали благоустроить близлежащие улицы. Во-вторых, они должны были позаботиться о состоянии Москворецкого водопровода, к которому относились обе упомянутые башни. В-третьих, им предписывалось построить такое здание вокзала, чтобы оно гармонировало с этими башнями.

Поскольку вокзал требовалось возвести как можно скорее, акционерному обществу пришлось согласиться на все эти условия. Здание было заложено в 1897 году.

В ту пору в империи вошел в моду так называемый неорусский стиль, навевавший воспоминания об эстетике допетровского Московского царства. При дворе Николая II проводились костюмированные балы, участники которых щеголяли в старинных одеяниях, а в архитектуре воцарилась стилистика подражания постройкам XVI–XVII вв.

Гости знаменитого костюмированного бала, состоявшегося в Зимнем Дворце в феврале 1903 года | Источник: Фридрих Людвиг Германович Шрадер, Public domain, via Wikimedia Commons

Гости знаменитого костюмированного бала, состоявшегося в Зимнем Дворце в феврале 1903 года

Источник:

Фридрих Людвиг Германович Шрадер, Public domain, via Wikimedia Commons

Именно в таком духе решено было выполнить и вокзал, соединивший Москву с Прибалтикой. Его оформили в виде трех двухэтажных «теремов», соединенных одноэтажными переходами. Здание богато украсили разнообразным декором: наличники, кокошники, крытое, как в боярских палатах, крыльцо и прочие элементы навевали воспоминания о седой старине. Все было удачно сбалансировано и не оставляло ощущения пошлости и безвкусицы. Никакой излишней вычурности и аляповатости.

Внешний вид вокзала резко контрастировал с его «начинкой» — на момент постройки он был одним из самых технически оснащенных в Москве. В частности, тут имелась и своя собственная автономная электростанция, которая обеспечивала внутреннее и наружное освещение. Над платформами в целях защиты пассажиров от снега и холода установили металлические навесы. Примечательно, что здание, в отличие от большинства других вокзалов, расположили не перпендикулярно, а параллельно железнодорожным путям.

Превратности судьбы и череда переименований

При своем рождении вокзал логично получил название Виндавского. Вокзал торжественно ввели в эксплуатацию 11 (24 по н. ст.) сентября 1901 года. Вот как описывает эту сцену историк-краевед Сергей Мамаев:

«Громадная площадь перед вокзалом была выровнена и замощена. В центре ее устроили сквер, высадили кустарники и цветы. Здание вокзала к празднику украсили массой цветов и гирлянд зелени. Особенно ярко был украшен временный деревянный вокзал, где и было совершено торжественное молебствие. Внутренняя же отделка каменного здания так и не была завершена, посему все совершалось в другом здании. На станции между двумя мачтами натянули зеленую муаровую ленту с надписью „Московско-Виндавская железная дорога“. Возле ленточки стоял готовый к отправлению поезд. По окончании службы священник окропил поезд и здание святой водой, после чего была перерезана лента, раздался свисток, и паровоз плавно тронулся в путь под звуки марша и возгласы „Ура“».

Этот первый символический состав отправился без пассажиров. Он добрался до станции Подмосковная и вернулся назад. Первый же поезд дальнего следования до Виндавы ушел в тот же день в 18:05. Из 800 его пассажиров большинство составляли коммерсанты и моряки.

Открытие движения по Виндавской железной дороге 11 (24) сентября 1901 года. С фотографии П. С. Логинова. Опубликовано в газете «Новости дня» от 16 (29) сентября 1901 года | Источник: Sergey Zyablikoff via pastvu.com

Открытие движения по Виндавской железной дороге 11 (24) сентября 1901 года. С фотографии П. С. Логинова. Опубликовано в газете «Новости дня» от 16 (29) сентября 1901 года

Источник:

Sergey Zyablikoff via pastvu.com

Изначально при здании вокзала действовали две отдельные станции: пассажирская и грузовая. Назывались они, соответственно, Москва-Пассажирская Балтийская и Москва-Товарная Балтийская.

Уже очень скоро Виндавский вокзал стал одним из самых загруженных в Москве, а потом и вовсе выбился на первое место в империи по количеству пассажиров, воспользовавшихся его услугами. Ведь отсюда можно было выехать не только в Прибалтику, но и в северо-западный регион государства: в Польшу и в Белоруссию.

Виндавский вокзал на фото Сергея Прокудина-Горского | Источник: pastvu.com
Строительная комиссия Виндавской железной дороги в день открытия вокзала. С фотографии П. С. Логинова. Опубликовано в газете «Новости дня» от 16 (29) сентября 1901 года | Источник: Sergey Zyablikoff via pastvu.com
Вид на здание Виндавского вокзала, 1901 год | Источник: ArchitectorS via pastvu.com
+2
Виндавский вокзал, 1910-е годы | Источник: Danushka via pastvu.com
Интерьер Виндавского вокзала, 1910-е годы | Источник: PK26 via pastvu.com

Многолюдье обернулось серьезными неудобствами. Дело в том, что поезда на вокзал приходили в основном вечером — и его залы ожидания не могли вместить всех людей с билетами. Ожидающим пассажирам приходилось размещаться где-либо в окрестных трактирах, зачастую достаточно далеко, а потом нанимать извозчиков и поторапливать их, чтобы успеть до отхода состава.

Вокзал проработал в обычном режиме до начала Первой мировой войны. И хотя линия фронта проходила далеко до Москвы, начало боевых действий сразу же внесло существенные коррективы в работу Московско-Виндавской железнодорожной линии. Сначала прекратился вывоз товаров из порта Виндавы — Балтику наглухо перекрыл флот Германии. В ходе большого немецкого наступления 1915 года кайзеровские войска захватили большой кусок Прибалтики, в том числе и Виндаву. Из региона по железнодорожной трассе в Москву хлынул поток беженцев…

Затем наступили революционное лихолетье и Гражданская война, из которой страна вышла уже совершенно другой, потеряв в том числе и Прибалтику, где возникли три независимых государства: Эстония, Латвия и Литва. Прежняя Московско-Виндавская линия утратила свою значимость — в 1920–1930-х годах пассажиропоток и грузопоток, следовавшие через Виндавский вокзал, были весьма незначительными. Положение отчасти спасали пригородные поезда, следовавшие от Виндавского вокзала вплоть до Волоколамска.

В 1930-м вокзал получил новое название — Балтийский; к тому времени Виндава уже 13 лет как была переименована в Вентспилс. Впрочем, Балтийским вокзал был недолго, уже в середине 1930-х он официально стал именоваться Ржевским.

Ржевский вокзал на открытке середины 1930-х годов | Источник: Ilya via pastvu.com

Ржевский вокзал на открытке середины 1930-х годов

Источник:

Ilya via pastvu.com

В 1940 году Прибалтика была присоединена к СССР, а в 1945-м членство Эстонии, Литвы и Латвии в составе Советского Союза оказалось закреплено по итогам Второй мировой войны. С 1 января 1948 года Ржевский вокзал официально переименовали в Рижский постановлением Моссовета.

Ворота в советскую «почти что заграницу» и очередной упадок

В последующие десятилетия загруженность поездов, следовавших из Москвы в Ригу, постепенно росла. Например, в 1984 году вокзал принимал и отправлял шесть пар поездов дальнего следования (из них пять пар связывали Москву со столицей Латвийской ССР), а также десятки пригородных электричек.

Высокий спрос на билеты может засвидетельствовать автор этих строк, неоднократно добиравшийся с родителями из родной Латвии в Москву на поезде в 1980-х. То, что свободных мест в купе не было, в памяти запечатлелось совершенно отчетливо. В ту пору Прибалтика для советских граждан была «почти что заграницей», а местная продукция пользовалась большим спросом: из поездок в Литву, Эстонию и Латвию обычно привозили продукты и напитки, включая знаменитый «Рижский бальзам», ликер «Вана Таллин», шпроты и латвийский хлеб, а также потребительские товары вроде косметики и трикотажа. Тем, кто поехать в Прибалтику не мог, порой удавалось купить кое-что из этого из-под полы у проводников.

Рижский вокзал, 1950-е годы | Источник: Шагин Иван Михайлович / goskatalog.ru via pastvu.com
Рижский вокзал, 1965 год | Источник: Борис Приходько via pastvu.com
Рижский вокзал, конец 1970-х. Фото из книги «Москва» (1980) | Источник: Guaglione via pastvu.com
+2
Пассажиры в ожидании поезда на Ригу, 1973 год | Источник: zovalik via pastvu.com
Рижский вокзал около 1980 года. Фото из архива ЦИГИ | Источник: GLOVER via pastvu.com

В 1991 году Советский Союз развалился — и для Рижского вокзала во многом повторилась ситуация, которую он пережил после революции. Латвия со своими достопримечательностями превратилась уже в настоящую заграницу. К тому же, из-за нищеты и лихолетья 1990-х (а в Латвии они прошли лишь в немногим более щадящем режиме, чем в России) людям, которые еще недавно ездили из Москвы в Ригу и обратно, стало не до путешествий.

В связи с небольшой загрузкой Рижского и Савёловского вокзалов Москвы их в начале 2000-х годов предлагалось закрыть и ликвидировать подъездные пути. Эти планы, однако, не были реализованы. К тому времени экономическая ситуация и в России, и в Латвии стала налаживаться, что снова сделало Рижский вокзал востребованным. Кроме того, он оставался важным узлом пригородного сообщения. Отсюда отправлялись электрички до Волоколамска, Шаховской, Павшино, Дедовска, Нахабино, Новоиерусалимской, Румянцево и обратно.

Рижский вокзал, сентябрь 1996 года | Источник: Steinberg/ullstein bild via Getty Images

Рижский вокзал, сентябрь 1996 года

Источник:

Steinberg/ullstein bild via Getty Images

Под конец XX века в Москве началось строительство Третьего транспортного кольца, несколько затронувшее и территорию Рижского вокзала. Частично снесли грузовой двор, камеры хранения и некоторые другие подсобные помещения, но главное здание осталось нетронутым. Незадолго до этого, в 1995-м, в рамках частичной реконструкции внутри вокзала восстановили лепнину потолков по первоначальным чертежам. Также реставрацию прошли и роскошные вокзальные люстры.

В сентябре 2001 года, к столетию со дня открытия Рижского вокзала, над главным подъездом установили новые часы (предыдущие были демонтированы вскоре после войны), которые в начале каждого часа проигрывали фрагмент песни Раймонда Паулса «Вернисаж».

НА ЭКРАНЕ
Такое кино

Кроме пассажиров Рижский вокзал еще в советские времена облюбовали киношники. Здесь были отсняты сцены как минимум четырнадцати фильмов, включая такие известные, как «Баллада о солдате» (1959), «Семнадцать мгновений весны» (1973), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Вокзал для двоих» (1982), «Мы из джаза» (1983), «Бригада» (2002), «Адмиралъ» (2008). Например, тут происходит душещипательная сцена из «Баллады о солдате», в которой главный герой встречает одноногого фронтовика Василия — тот боится возвращаться домой из-за своей инвалидности.

А мастерством режиссера Татьяны Лиозновой один и тот же архитектурный объект перевоплотился сначала в немецкий приграничный вокзал, а потом в вокзал Берна, откуда Штирлиц провожает радистку Кэт.

Кадр из 12-й серии фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973). В сцене, снимавшейся на Рижском вокзале, остался киноляп в виде приметной надписи «ТАРА 58 Т» на вагоне поезда «Берн — Париж», в который садится радистка Кэт | Источник: Киностудия Горького / YouTube

Кадр из 12-й серии фильма «Семнадцать мгновений весны» (1973). В сцене, снимавшейся на Рижском вокзале, остался киноляп в виде приметной надписи «ТАРА 58 Т» на вагоне поезда «Берн — Париж», в который садится радистка Кэт

Источник:

Киностудия Горького / YouTube

В трагикомедии же Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» знакомое здание предстает уже в первых кадрах. В условных реалиях фильма это вокзал провинциального города Заступинска, куда прибывает пианист Платон Рябянин в исполнении Олега Басилашвили.

Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1982) | Источник: Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Кадр из фильма «Вокзал для двоих» (1982)

Источник:

Киноконцерн «Мосфильм» / YouTube

Навстречу неизвестному будущему

31 июля 2004 года на реконструированной территории бывшего отстойника вагонов станции Москва-Рижская открыли экспозиционную площадку Музея истории развития железнодорожного транспорта под открытым небом — на ней разместили свыше шестидесяти экспонатов: паровозов, локомотивов и вагонов. Через семь лет там же поставили бронзовый обелиск, посвященный героям-железнодорожникам времен Великой Отечественной войны.

Экспозиция Музея истории развития железнодорожного транспорта в 2021 году. Она была закрыта год спустя | Источник: VLADIMIR ZHURAVLEV via Legion Media

Экспозиция Музея истории развития железнодорожного транспорта в 2021 году. Она была закрыта год спустя

Источник:

VLADIMIR ZHURAVLEV via Legion Media

В октябре 2008 года станция Москва-Рижская была перепрофилирована в полностью пассажирскую. В 2011 году, когда прохладные отношения России и Латвии переживали недолгий период потепления, у Рижского вокзала появился шанс серьезно увеличить свое значение: тогдашний министр экономики Латвии Артис Кампарс договорился с тогдашним президентом РФ Дмитрием Медведевым об организации скоростного движения по маршруту Москва — Рига. Однако вскоре отношения двух государств вновь испортились, так что проект закрыли.

Смертельный же удар Рижскому вокзалу нанесла пандемия Covid-19, плавно перешедшая в геополитический кризис. В 2020 году в связи закрытием границ между странами движение фирменного поезда № 001Р/002Р «Москва — Рига» (Latvijas Ekspresis) было приостановлено на неопределенный срок — а через пару лет стало понятно, что данный маршрут закрыт если не навсегда, то очень надолго. 30 апреля 2021 года с Рижского вокзала отправился последний поезд дальнего следования, направлявшийся в Псков. Вскоре надежду на возрождение движения перечеркнул разбор путей дальнего следования.

Отправление последнего поезда дальнего следования с Рижского вокзала, 30 апреля 2021 года (Dmitry Rogachev / YouTube)

Незадолго до этого опять зазвучали призывы ликвидировать Рижский вокзал, уделом которого осталось обслуживание лишь пригородных электричек. Некоторые бизнесмены и чиновники сочли, что старинное здание занимает непозволительно много места практически в центре Москвы — давно, мол, пора заменить его каким-нибудь очередным торгово-офисным центром. К счастью, здравый смысл возобладал — в январе 2021 года ансамбль Рижского вокзала включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

А 1 марта 2023 года здание закрыли на реконструкцию. Как извещала пресс-служба Московской железной дороги в августе 2024-го, в процессе работ были переустроены железнодорожные пути, система управления движением переведена на цифровую, возведены две новые платформы длиной 270 метров. Станция вновь открылась 1 сентября 2024 года, но с учетом низкого пассажиропотока через два месяца после открытия Рижский вокзал решили выставить на продажу. По данным РБК, в РЖД предварительно оценили историческое здание примерно в 1 млрд рублей, но решение о проведении торгов предстоит принять правительству РФ.

Источник: Shutterstock/Fotodom.ru
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

По состоянию на февраль 2025-го вокзал функционирует по прямому назначению: с Рижского вокзала по будням и выходным отправляются и прибывают по 17 и 15 электричек соответственно. Остается только надеяться, что статус памятника убережет здание вокзала от разрушения при его неизбежном перепрофилировании после продажи. Опыт такого рода уже имеется: в Санкт-Петербурге бывший Варшавский вокзал ныне «работает» торгово-развлекательным комплексом и фудмоллом…

В ЖИЗНИ
Теплые воспоминания

У сотен тысяч людей сохранились о Рижском вокзале теплые воспоминания. Есть они и у автора этих строк. Я родился и большую часть жизни провел в Латвии; одно время часто ездил с родины в Москву и обратно. Рижский вокзал был непременной «альфой» и «омегой» этих поездок. Он оказывался у меня на пути даже в тех случаях, когда я выбирал для поездки не железнодорожный, а автомобильный транспорт: автобус тоже начинал и заканчивал свой маршрут у стен Рижского вокзала.

Он был порталом, через который я шагал в непривычную для дремотной Латвии суету московского мегаполиса — и потом ее покидал. За долгие годы у меня выработался небольшой ритуал погружения в Первопрестольную, начинавшегося именно в стенах Рижского вокзала. Я входил внутрь, заказывал чашечку кофе (или что-то более существенное) и медленно поглощал напиток, обдумывая список локаций, которые мне предстоит посетить в Москве, вспоминая людей, с которыми нужно здесь встретиться. Потом выходил, выкуривал сигарету, пересекал проспект Мира и окунался в зев станции метро «Рижская». Жаль, что повторить этот «церемониал» уже не получится.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения