Вопрос на миллион: почему у ти-рекса маленькие лапы?

Ответ подсказал новый, только что открытый вид динозавров Мераксес

12 июля 2022Обсудить
Вопрос на миллион: почему у ти-рекса маленькие лапы?
Кадр из мультфильма «История игрушек»

Команда ученых из Аргентины и США поделилась результатами исследования нового гигантского плотоядного ящера, названного Мераксесом в честь дракона из «Игры Престолов».

Мераксес (Meraxes gigas) был найден несколько дней назад в северной Патагонии в Аргентине в отложениях Мелового периода. Палеонтологи определили, что он относится к семейству кархародонтозавриды. «Драконье» семейство вымерло примерно 89,8 миллиона лет назад, освободив нишу для тираннозавров в Северном полушарии, а в Южном — для абелизаврид и мегарапторов.

До сих пор эта группа оставалась малоизученной: особенно много пробелов было в анатомии черепа, предплечий и ступней этих ящеров. Новая окаменелость, на удачу ученых, сохранила почти полный череп без нижних челюстей, грудной и тазовый пояса, передние и задние конечности, фрагменты шейных и спинных позвонков, полный крестец, частично спинной и хвостовой ряд позвонков.

Осмотр динозавра показал, что за 20 миллионов лет до появления известных нам ти-рексов эволюция уже дала гигантским хищникам огромные голову и короткие передние конечности. А затем повторила это с другими видами. То есть «лапки» огромных тираннозавров были не случайностью, а преимуществом.

Мераксес имел самую массивную и длинную голову среди известных теропод — 1,27 метра, а также короткие передние лапы — около 61 см, то есть меньше половины черепа. Само животное, по подсчетам, было около 11 метров в длину и весило 4 тонны. По словам ученых, при таких пропорциях динозавр вряд ли мог доставать своими «лапками» до рта.

Представители семейств тираннозавриды и абелизавриды жили гораздо позже Мераксеса и не могли получить этот признак по наследству, так как не были его прямыми потомками. M.gigas вымер за 20 миллионов лет до того, как появились ти-рекс и подобные ему хищники.

Получается, эволюция несколько раз наделяла такими массивными черепами и короткими лапами именно гигантских ящеров в совершенно разные периоды. По мнению авторов исследования, эти два признака связаны: увеличенный череп становился главным инструментом в арсенале больших хищников и брал на себя функции, которые выполняли передние конечности у более мелких видов.

«Я убежден, что у этих крошечных лап тоже была какая-то функция. Скелет показывает большие мышечные вставки и полностью развитые грудные пояса, поэтому у них были сильные мышцы. Они могли использовать передние лапы для репродуктивного поведения, например, удерживая самку во время спаривания или поддерживая себя, чтобы встать после падения», — отметил Хуан Канале, руководитель проекта в Палеонтологическом музее Эрнесто Бахмана в Неукене (Аргентина).

Мераксесы населяли Землю около 90-100 миллионов лет назад, в этом регионе они жили в лесах рядом с морем, климат тогда был более влажным. Главной их добычей были зауроподы — четвероногие травоядные ящеры.

Патагонская особь была уже в преклонном возрасте, динозавр дожил примерно до 40 лет. По словам исследователей, она вполне могла походить на сказочного дракона — ископаемый череп обильно покрыт гребнями, бороздами, шишками и маленькими рогами.