В СССР дети не были избалованы игрушками. Если вам не посчастливилось родиться в семье академика, дипломата или высокопоставленного чиновника, рассчитывать на то, что родители будут дарить на Новый год и день рождения какие-то хитроумные изобретения, не приходилось. Хотя чаще всего это даже не импорт, производили такие чудеса на советских предприятиях, иногда даже не отдельных конвейерах.
Приставка к телевизору «Турнир»
Сейчас это устройство может показаться совсем примитивным по своей комплектации: электронный блок, два пульта управления да блок питания. Но тогда чудом казалось увидеть на экране что-то, помимо телевизионных передач. Уже не говоря о том, что можно было играть в спортивные игры, изменяя размер ракеток, скорость полета и угол отскока мяча. Это ли не магия!
Тренер Анатолий Сериков вспоминает: в его семье приставка появилась в 1983 году — тогда ему было 15 лет. Юноша долго копил, а в итоге заплатил целых 110 рублей — почти мамина зарплата за месяц. Теннис, сквош, хоккей — можно было соревноваться с друзьями и следить за счетом, который отображается на экране, пишет . Игра была интересна не только подросткам, но и взрослым.
Даже сегодня было бы интересно устроить состязание в кругу семьи и друзей — в интернете такую приставку можно найти за 16 тысяч рублей.
Электронный морской бой
Некоторые школьники и в 2023 году продолжают играть в морской бой на листочках, а на маркетплейсах можно встретить аналогичные настольные игры. Но в советские годы настоящим сокровищем была электронная версия игры, которая тогда стоила 19 рублей 50 копеек. Экран с двумя полями и планшеты с макетами кораблей — так выглядело устройство, которое сегодня можно купить в интернете примерно за 7 тысяч рублей.
Игра работала от батареек: расставляем корабли, берем специальный ключ и пытаемся угадать, куда соперник поставил свой корабль. Вставляем ключ в отверстие, которое находится с обратной стороны поля противника и, если «ранили» противника, на экране появлялся красный силуэт корабля и раздавался звук взрыва.
Шагающая кукла
Огромные голубые глаза, пышная прическа и нарядное платье — такая кукла была мечтой каждой советской девочки.
Но, конечно, самое главное здесь то, что кукла не просто была яркой и красивой, а еще могла и ходить!
Берешь ее за ручку — и она сама начинает делать шаги вместе со своей хозяйкой — внутри куклы был железный стержень, который проходил через весь корпус. На спине были специальные выемки для механизмов, которые находились внутри.
Кукла исправно шагала, поворачивая головой. Имена у них были разные — можно было встретить и Зою, и Тамару, но «классической» шагающей куклой была Нина производства московской фабрики «Кругозор».
Игрушечная железная дорога «Пионерская»
Эту игрушку было непросто заполучить. Железная дорога, выставленная на витринах в московском ГУМе и «Детском мире» крупных городов, конечно, вызывала небывалый интерес у маленьких покупателей. В 50-е годы дети не были избалованы разнообразием игрушек — и вдруг на прилавках появилась не просто пластмассовая безделушка, а дорога сложнейшего технического уровня.
Если вы смотрели детский фильм 1966 года «Алешкина охота» про шестилетнего мальчугана Алешу, то можете понять, что эту игрушку хотели заполучить не только дети — даже взрослые были рады убить время за сборкой железной дороги.
65-летняя Елена Петрова вспоминает, как все домашние собирались посмотреть на запуск поезда. Стоила железная дорога около 36 рублей, а сегодня цена такого раритета ушедшей эпохи может достигать 140 тысяч.
Педальная машина
Последняя, но, пожалуй, самая труднодоступная игрушка в нашем списке — хотя просто игрушкой это назвать трудно. Цена такого мини-авто могла достигать 40 рублей — на эту сумму можно было закупить продуктов на целый месяц. Так что не каждый советский родитель мог позволить себе подобную роскошь. В год создавали около 200 тысяч автомобилей, что для огромной страны совсем не много.
По дворам обычных жилых домов такой транспорт не ездил, в основном педальные машины брали напрокат в парках. И если сегодня редко какого малыша можно удивить поездкой по парку на таком автомобильчике, то раньше эти изделия берегли как семейное достояние и передавали по наследству. В наши дни цена такого педального автомобиля в приличном состоянии могла бы составлять 200 тысяч рублей.