Камень Солнца — резная базальтовая плита диаметром в два человеческих роста и весом около 24 тонн. Испанские конкистадоры, христианские завоеватели Мезоамерики, когда-то зарыли его в центре ацтекской столицы Теночтитлана (современный Мехико).
Камень Солнца
Диаметр: 3,58 м
Годы создания: между 1502 и 1521 гг.
Техника: рельеф на базальтовой плите
Где находится: Национальный антропологический музей, Мехико
У ацтеков одновременно работало два календаря. По первому, 365-дневному, солнечному, отслеживали сельскохозяйственные сезоны. Он состоял из 18 месяцев, в каждом по 20 дней, а в конце года прибавлялись еще пять, считавшихся несчастливыми. Второй календарный цикл, ритуальный, был связан с фазами Луны, состоял из 260 дней и использовался для предсказаний.
Дни в последовательности носили названия существ и явлений — крокодил, ветер, тростник и т.д. Каждому присваивался и порядковый номер. За 260 дней все комбинации названий и чисел исчерпывались, и цикл начинался снова, со дня «один Крокодил».
Каждые 52 года начало солнечного и ритуального годовых циклов совпадало, это событие называлось «связывание лет», ацтеки отмечали его с размахом. Календарям были посвящены специальные кодексы, где перечислялись все 260 дней ритуального цикла. Отслеживали и толковали их почитаемые специалисты.
Мезоамериканист Кристаан Вильела писал о Камне: «Форма и образность скульптуры тесно связывают ее с жертвенными алтарями, на которые император ацтеков, вероятно, сам Монтесума, поднимался, чтобы принести в жертву благородных пленников».
На Камне календарь не представлен полностью, есть лишь последовательность из знаков 20 дней, но без чисел. Современные исследователи склонны считать эту последовательность изображением одного из ключевых элементов мироустройства, наряду со знаками четырех эр, предшествовавших нынешней. Изображенный на Камне естественный порядок вещей и ход времени ацтеки, по их представлениям, и поддерживали своими ритуалами.
История открытия «Часов Монтесумы»
Камень Солнца откопали в ходе строительных работ в 1790 году на площади в центре Мехико. Когда-то на этом месте было ацтекское святилище. Поначалу увесистую плиту хотели положить перед кафедральным собором, чтобы прихожане христианского храма попирали ногами языческий ритуальный предмет.
Однако вмешался писатель и ученый Антонио де Леон-и-Гама, которого еще называют «отцом мексиканской археологии». Он убедил вице-короля, что Камень Солнца — это астрономическое приспособление, памятник истории науки, а не религии.
Тогда плиту установили на стене собора как туристическую достопримечательность, и горожане дали ей прозвище «Часы Монтесумы». В 1882 году Камень Солнца транспортировали в Национальный музей, а в 1964-м он «переехал» в Антропологический, где и выставляется по сей день.
Божество. По основной версии, это бог солнца Тонатиу («Тот, который сияет»). Ему каждый день требовалась кровь человеческих жертв, иначе во время путешествия от заката до рассвета по подземному миру он мог зачахнуть и умереть. Не случайно в обеих руках он сжимает сердца этих жертв, а его язык напоминает ритуальный нож. В четырех эрах, которые уже пережил мир по представлениям ацтеков, солнцем были разные боги. Тонатиу стал таковым в пятой, нынешней эре.
Первая эра. Четыре эпохи, предшествовавшие нынешней, закончились разрушением мира и гибелью его жителей. После смены эпох либо боги каждый раз создавали людей заново, либо одна пара каким-то чудом спасалась — версии разнятся. Эра «Четыре Ягуар» именовалась так по последнему дню, с названием которого связано и своеобразие катастрофы, уничтожившей человечество: людей сожрали гигантские ягуары.
Вторая эра. Ее знак — «Четыре Ветер». В конце этой эпохи дома, деревья, людей, даже само небесное светило унес чудовищный ураган. Немногие оставшиеся люди превратились в обезьян.
Третья эра. Эпоха «Четыре Дождь». Соответствует стихии огня. Бедствием, разрушившим мир в конце этой эры, стал огненный дождь. Люди превратились в птиц.
Четвертая эра. Обозначена символами «Четыре Вода». Это и день, когда она закончилась, и катастрофическое наводнение, в результате которого человечество превратилось в людей-рыб.
Первый круг. Его образуют знаки 20 дней ритуального лунного календаря. Начиная с верхнего знака и против часовой стрелки: крокодил (или фантастическое чудовище), ветер, дом, ящерица, змей, смерть, олень, кролик, вода, собака, обезьяна, трава, тростник, ягуар, орел, гриф, движение (землетрясение), кремень (кремниевый нож), дождь, цветок.
Второй круг. Квадраты с пятью точками — знак бирюзы, камня, связанного с огнем и солнцем. Следующий ряд — стилизованные изображения перьев. Внешний круг, вероятно, капли крови и шесть изображений, которые археолог Эдуардо Матос Моктесума толкует как рукояти ритуальных инструментов для забора жертвенной крови.
Стрелки. Стилизованные солнечные лучи указывают на четыре стороны света.
Внешний круг. Огненные змеи шиукоатли — символы солнца и времени. По верованиям ацтеков, такие змеи несли солнце по небу. По одной из версий, лица, выглядывающие из пастей этих змеев, — это Тонатиу и бог огня Шиутекутли (дословно «владыка года»).
Знак «Движение» («Землетрясение»). В этот же знак складываются фигура бога, знаки четырех эр и четыре круга в центре Камня. «Четыре движение» — это одновременно название и всей эры, в которую был создан рельеф и которая продолжается до сих пор, и ее последнего дня. Судя по знаку, мир пятой эры в представлениях ацтеков должно разрушить страшное землетрясение — в наказание за проступки людей.
«Тринадцать Тростник». По основной версии, в этот день началась нынешняя, пятая эра.
Фото: SHUTTERSTOCK / FOTODOM; NATIONAL MUSEUM OF ANTHROPOLOGY AND HISTORY, MEXICO CITY
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 9, ноябрь 2023