Время Персеид: как наблюдать самый зрелищный звездный дождь августа

Прислушайтесь к объяснению астронома, чтобы непременно заметить несущиеся по небу метеоры

11 августа 2024Обсудить
Shutterstock/Fotodom.ru

Преподаватель астрономии Сергей Чумаков объяснил порталу Vokrugsveta.ru, что такое метеорный поток и в какую сторону смотреть, чтобы стать свидетелем примечательного астрономического явления.

Астрономия, физика

Преподаватель астрономии, почетный доктор наук

Что такое метеорный поток

Падающие звёзды издавна интересовали людей — яркий росчерк, за доли секунды проносящийся в ночном небе, удивляет и приковывает внимание. Так выглядит метеор, явление, возникающее в момент сгорания микроскопической пылинки из межпланетного пространства, которая попала в земную атмосферу. Как видите, никакого прямого отношения к звёздам метеоры не имеют, но старое и абсолютно неправильно название «падающая звезда» за явлением всё же закрепилось.

За ночь на небе в средней полосе России можно заметить несколько метеоров. Они появляются внезапно, и заранее предугадать, где же вспыхнет падающая звезда, невозможно. Но иногда Земля проходит через облако из пылинок и более крупных обломков, оставшихся от комет или астероидов. В этом случае земной небосвод буквально оживает — метеоры появляются каждую минуту, а то и чаще. Это явление называют метеорным потоком или звёздным дождём.

Один из самых зрелищных потоков достигает своего максимума 12 августа. Он называется Персеиды. Метеоры Персеид возникают благодаря сгоранию космической пыли из хвоста кометы Свифта — Туттля, в котором наша планета находится ежегодно с середины июля по конец августа.

Любой метеорный поток характеризуется очень важным для наблюдателя параметром — ZHR, то есть зенитным часовым числом. Оно означает, сколько метеоров за час появится на небе. Для каждого потока ZHR свой и каждый год он меняется. Зенитное часовое число Персеид в 2024 году — от 50 до 100, хотя за историю наблюдений этого метеорного потока ZHR колебался в гораздо больших пределах. Во всяком случае, 12 августа наблюдатели заметят несколько десятков метеоров на летнем ночном небе.

Как наблюдать Персеиды

Сергей Чумаков/Stellarium

Но где же Персеиды искать, в какую сторону смотреть? В отличие от случайных метеоров, падающие звёзды потоков кажутся вылетающими из одной области пространства, называемой радиантом. Радиант самого интенсивного звёздного дождя августа, как не трудно догадаться, находится в созвездии Персея. Его несложно найти, ориентируясь по ковшу Большой Медведицы: просто отыщите на небе сам ковш, затем мысленно соедините первые две звезды его ручки линией, которую затем продолжайте вниз, пока не увидите яркое светило почти над горизонтом.

Это Капелла из созвездия Возничего, она располагается чуть левее нашей воображаемой линии. А вот выше и правее этой звезды вы заметите фигуру в виде циркуля с немного кривыми ножками — так выглядит астеризм из созвездия Персея. Радиант Персеид расположен в районе самой крайней звезды ручки этого циркуля.

Для наблюдения метеоров ни телескоп, ни бинокль не нужен, главное внимание и терпение, потому что придётся рассматривать довольно широкий сектор неба, причём делать это лучше несколько минут подряд, а то и полчаса. Так вы сможете заметить несколько метеоров. У Персеид они обычно яркие, иногда желтоватые, а после них может остаться светящийся след. Если у вас достаточно времени, то наблюдения можно проводить в течение часа, при этом посчитав количество метеоров — тут и желаний загадать удастся много, и пользу науки принесёте, сравнив прогнозируемое ZHR c реальным.