Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Все говорят „хай“, думают, что я из Америки»: россиянка рассказала, как уже 6 лет живет в китайской провинции

Почему китайцы не любят есть в гостях, какую пенсию получают учителя и как в Китае принято путешествовать?

29 апреля 2023Обсудить
«Все говорят „хай“, думают, что я из Америки»: россиянка рассказала, как уже 6 лет живет в китайской провинции
Источник:
Legion Media

Филолог из Красноярска Алевтина Сперанская поехала в Китай по приглашению из Ланьчжоуского университета. Шесть лет назад руководство китайского вуза запросило у российских коллег список преподавателей, которые были бы не против поработать в Китае. Алевтина Николаевна согласилась, несмотря на то, что это была первая заграничная поездка в ее жизни. Как прошли шесть лет в Китае, она рассказала порталу NGS24.RU.

Небольшой город на Хуанхэ

Провинция Ганьсу, в которой поселилась Алевтина Сперанская, находится на северо-западе Китая. Она расположена на границе с Монголией и Тибетом. Провинция преимущественно сельскохозяйственная, слабо развита технически и экономически.

— Здесь у нас наблюдается большой дефицит специалистов, потому что сюда ехать никто не хочет. А иностранцев и вовсе мало. Все едут в Шанхай, Нанкин, Чэнду. Сюда приезжают те, кого с большим трудом ищет наше университетское начальство, — рассказывает преподаватель.

По китайским меркам Ланьчжоу — небольшой город, тут живут всего 3 800 000 человек.

— Ланьчжоу неуловимо напоминает мне Красноярск. Он и типологически очень похож на Красноярск. Тоже растянут вдоль реки. Здесь Хуанхэ — Желтая река, там — Енисей. В Ланьчжоу, как и в Красноярске, есть много новых районов. Центр здесь тоже такой более старенький. Здесь тоже сносят 5-этажки и возводят 33-этажки. Я жила в таком высотном доме на 27-м этаже, мне не понравилось. Но вот это грандиозное строительство, которое я вижу на каждом шагу, оно не может не поражать, — говорит педагог.

В Ланьчжоу много людей из деревень. Это приезжие, которые здесь осели и со временем стали интеллигенцией. Также и в Красноярске: интеллигенция сформирована из приехавших — рабочих и служащих, рассуждает Сперанская.

«Все говорят „хай“, думают, что я из Америки»: россиянка рассказала, как уже 6 лет живет в китайской провинции
Источник:
Matyas Rehak / Alamy

Гектары парков и горная пустыня

Преподавательница признается, что в Китае ее очень впечатляет благоустройство. И этому россиянам стоит поучиться у бережливых соседей.

— Здесь просто потрясающая парковая культура, огромные гектары отданы под парки. Их количество в городе просто зашкаливает. Притом, что земля совершенно не плодородная. Все растения, деревья, кустарники насажены своими руками. На этом фоне наш главный Центральный парк или платный парк «Прищепка» проигрывают. А гордость тем, что мы сохранили свои «Столбы», несколько меркнет. Многие ругают здешнюю экологию. Она действительно плоховатая. Но я считаю, что после Красноярска здесь курорт, — говорит она.

Россиянка быстро привыкла к местному очень сухому климату. Северо-запад Китая — практически пустыня. Город Ланьчжоу расположен на большой высоте относительно уровня моря, поэтому солнце жаркое и опасное. Местные женщины ходят под зонтиками и в летних перчатках. Волей-неволей и приезжие здесь начинают надевать панамы или любимые китайцами шляпы с забавными широкими козырьками впереди.

Настороженность к иностранцам

— Китайцы очень любят выходить в выходные дни гулять по паркам. Но толпа эта очень дружеская, доброжелательная, совершенно не агрессивная. Но одновременно с этим я замечаю, что вот этот контингент, приехавший из деревень, они сохранили к нам, вайгоженам, то есть иностранцам, такую китайскую черту, как подозрительность к чему-то иному. Иностранец у части населения вызывает очень такое понятное и приятное любопытство. Конечно же, мне все говорят «хай», все думают, что я приехала из Америки. Но есть люди, которые при взгляде на меня проявляют настороженность, даже замирают. Я это, конечно, замечаю, — рассказывает Алевтина Сперанская.

Красноярка легко вписалась и в городской быт. Увидев, что местные всех возрастов круглогодично ездят на велосипедах, она тоже села на двухколесный транспорт и уверяет, что удобнее него ничего нет. В Ланьчжоу практически везде есть «выделенки» для велосипедов и мопедов. Несмотря на большую плотность населения, ездить стараются уважительно и размеренно.

«Все говорят „хай“, думают, что я из Америки»: россиянка рассказала, как уже 6 лет живет в китайской провинции
Источник:
Roberto Fumagalli / Alamy

«Скромность, возведенная в абсолют»

А вот приноровиться к китайскому менталитету у россиянки получилось не сразу. Алевтина Сперанская отмечает, что скромность китайцев — прямо-таки национальная черта, и поначалу ее специфическое выражение вводило русского педагога в ступор.

— Китайские преподаватели держатся очень обособленно. Нужен очень и очень солидный повод, чтобы собраться вместе на неформальную встречу. Например, Новый год или Восьмое марта. Я тоже отношусь к ним с отстраненным почтением и уважением. К имени обязательно добавляю слово «лаоши» — учитель. Невежливо просто называть человека по имени, например Хань Ли или Джан Хунли. Лучше обращаться Джан-лаоши или Сы-лаоши.

В китайской культуре нет запрета на приглашение домой гостей, однако это не приветствуется.

— К себе в гости китайцев тоже очень сложно зазвать. Если ты их зазовешь к себе в гости, найдешь веский повод, они почему-то ничего не едят и не пьют. Когда мои магистранты приходят со своими дипломами, я говорю: «Приходите ко мне домой, поработаем на моем компьютере. Гораздо удобнее, чем на кафедре мы будем три часа сидеть». Они придут и пьют один кипяток, даже от чая отказываются. Такая их скромность растворена в быту, в разговоре, в мимике.

— Китайцы говорят: «Нельзя проявлять эмоции, надо быть скромным», — объясняет Алевтина Сперанская. — Когда мы отмечали здесь юбилей свадьбы с моим мужем, я наблюдала за своей коллегой-китаянкой. На столе было изобилие, а у нее в тарелке две хворостинки салатика лежит и все. Я ее давай просить: «Сы-лаоши, ну возьмите, пожалуйста, вот это и вот это». То есть я столько сил потратила на уговаривание, чтобы она пообедала. Вот такая вот скромность, возведенная в абсолют.

Цены, зарплаты, уровень жизни

Жизнь в Китае, по словам красноярки, дешевле, чем в России. Продукты по отношению к уровню местных зарплат стоят недорого.

— Относительно моей зарплаты продукты здесь стоят довольно дешево. Но и в абсолютном смысле цены невысокие. Хорошее мясо может стоить 36 юаней за килограмм — 420 рублей. А есть очень хорошее мясо, оно стоит 52 юаня — 600 рублей. Когда я жила в Красноярске, самая дорогая часть курицы, мне казалось, — это белая грудка. А здесь жутко дорого стоит крыло — 56 юаней — 660 рублей за килограмм. Чай стоит очень дорого: 36 юаней за 300 граммов. Три булочки стоят 9 юаней.

Своей заработной платой педагог довольна. Ее с лихвой хватает, чтобы ни в чем не нуждаться. За интернет Сперанская платит 200 юаней в год — всего лишь 2300 рублей по российскому курсу. За электричество — 400 юаней в год, то есть 4700 рублей. Аренда квартиры в месяц обходится в 2400 юаней (28 500 рублей).

«Все говорят „хай“, думают, что я из Америки»: россиянка рассказала, как уже 6 лет живет в китайской провинции
Источник:
Archivio World 6 / Alamy

«Культ учителя»

— Считается, что в провинции Ганьсу сложнее жить, поэтому зарплаты тут выше, чем в среднем по Китаю. Притом что в этой стране в принципе должность, ум и навыки преподавателя котируются в разы больше. Учитель стоит на втором месте после чиновника по уровню зарплат. Если преподаватель здесь идет на пенсию, у него пенсия с учетом разных нюансов получается от 8000 до 15 000 юаней, то есть от 94 000 до 177 000 рублей, — называет цифры россиянка.

Долгое время в Китае большая часть населения вообще не получала пенсии. Это были деревенские жители, о которых, как предполагалось, должны были заботиться дети или община, в соответствии с конфуцианскими традициями.

— У государства здесь руки не сразу дошли до повсеместной выплаты пособий по старости. Им и не нужна была пенсия, потому что, кроме культа учителя, у них есть культ предков, почитание старших. Вот этот образ заботы о старших позволял государству некоторое время как-то обходиться без пенсий. Потому что никогда не бросит ребенок своих родителей. Но сейчас уже и крестьянин, который не имеет заслуг перед государством, получает 3000 юаней. Это минимальная пенсия, — рассказывает Сперанская.

Отдых и туризм

Красноярка с удовольствием отмечает, что в Китае при желании всегда находится время на отдых. У студентов большие каникулы: два месяца летом и два зимой. А по количеству праздничных дней Китай переплюнул даже Россию.

— Новый год они отмечают 15 дней. Они тоже отмечают Первомай. А еще есть праздник, который меня поразил, — это Золотая неделя, 7 дней праздника. Они начинаются 1 октября, в день образования КНР. Мне понравилось, что день образования страны можно всю неделю отмечать. Но при этом они могут забросить любой выходной день, я имею в виду субботу и воскресенье, и работать, работать, работать, — говорит Сперанская.

Свои отпуска китайцы часто проводят в путешествиях, хорошо развит внутренний туризм.

— Китайцы обожают ездить в разные места в Китае, а ведь здесь тоже расстояния немаленькие. Они с удовольствием едут посмотреть, что там интересного есть в другом регионе. И здесь для таких путешествий есть все необходимое. Например, ходит много высокоскоростных поездов. Я бы хотела, чтобы мы этому тоже научились, потому что люди, живущие в Красноярске, дай бог до Байкала доедут, а там какой-нибудь Псков, Киров, что это по своей сути за города, об этом и не знает никто, — с сожалением говорит она.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения