Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

О хрупкости и краткости человеческого бытия размышляли художники разных эпох и стран

14 сентября 2024Обсудить

Самые очевидные символы быстротечности жизни и неотвратимости ее финала — это череп, кости и разнообразные часы. Какие еще предметы использовали художники в качестве таких символов?

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Пьер Миньяр. Время, подрезающее крылья Любви. 1694 год

Источник:

Denver Art Museum, Public Domain

Скелет как универсальный образ смерти; река как аллегория движения времени, течения человеческой жизни и разделения миров (и некий способ ее пересечь — по мосту ли, на лодке ли); цветы и травы (ведь, как сказано в Библии, «всякая плоть — трава, и вся красота ее — как цвет полевой») — все эти символы одновременно существовали у разных народов земного шара. У других образов, олицетворявших скоротечность времени и бренность жизни, которые активно использовали художники, напротив, была своя культурная специфика.

Пожалуй, самую богатую коллекцию этих символов собрала Европа XVI–XVII веков — художники переосмыслили наследие готики и Возрождения, присвоили и дополнили идеями богословов античные и восточные мифы. Такими символами, передающими главные послания зрителю, насыщены жанровые сцены и натюрморты-ванитас (от лат. vanitas — «суета», «тщеславие», «бренность»).

Европа

Серп или коса

Это атрибуты греческого бога времени и урожая — Крона, или Хроноса. В римской мифологии ему соответствовал Сатурн. Фигурой Сатурна — крылатого старика с серпом или косой — в XVIII–XIX веке нередко украшали каминные часы.

Меч, нож, ножницы

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Бернардо Строцци. Три парки. XVII век

Источник:

Bernardo Strozzi, Public domain, via Wikimedia Commons

Это инструменты, прерывающие жизнь. Ножницы могут быть напоминанием о мойрах, парках или норнах — божествах, прядущих нить человеческой судьбы. Коротким мечом пользуется греческий бог смерти Танатос, чтобы срезать прядь волос обреченного человека. У христиан меч — один из самых распространенных символов мученической кончины: большая часть святых была казнена через обезглавливание.

Гаснущие светильники

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Питер Клас. Натюрморт с зажженной свечой. 1627 год

Источник:

Den Haag

Мы сейчас не вполне представляем, насколько человек был зависим от огня, его тепла и света. Поэтому все, что связано с прекращением горения, — масляный светильник со слабым огоньком, тлеющая головня, догорающая или сгоревшая свеча, колпачок для ее тушения — намекает на бренность бытия.

Трубки и курительные принадлежности

XVII век в Европе — время табака. «Бесовское зелье», за употребление которого ранее можно было попасть в тюрьму, с конца XVI столетия объявили лекарственным средством. Для нюхательного табака появились коробочки-табакерки — фарфоровые, слоновой кости, серебряные, золотые.

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Питер Клас. Натюрморт с кувшином, беркемайером и курительными принадлежностями. 1640 год

Источник:

Indianapolis Museum of Art artwork

Для курительного — мешочки-кисеты и глиняные трубки с маленькой чашей (табак был дорог) и длинным чубуком. В натюрмортах и жанровых композициях «ванитас» трубки напоминают о тщете сущего и своей непрочностью, и тем, что курение — суетное удовольствие смертных, и тем, что табак сгорит, а трубка погаснет — так проходит и жизнь человеческая.

Погасший факел

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Эвелин де Морган. Сон и Смерть: дети Ночи. 1883 год

Источник:

Watts Gallery

Факел (или горящая ветка) — древний символ света и энергии, атрибут множества богов, от Митры до Эрота (Амура). Погасший и перевернутый факел в Античности изображался в руках у Танатоса, а в Новое время сам по себе стал символом смерти (хотя порой художники, вручив погасший факел Амуру, использовали его и как аллегорию ушедшей любви или сексуального бессилия).

Прозрачное и хрупкое

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Осиас Берт. Натюрморт с тремя бокалами для вина в нише. Около 1610 года

Источник:

Osias Beert, Public domain, via Wikimedia Commons

Тонкие стеклянные бокалы, которые порой пишут опрокинутыми и разбитыми. Мыльные пузыри, выпущенные невидимой рукой и плывущие сквозь пространство натюрморта. Диковинные стеклянные шары — обычно в них можно увидеть крошечное отражение художника. Все это — напоминание о бренности жизни.

Гниющие плоды

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Абрахам Миньон. Натюрморт с гниющими фруктами и орехами на каменном выступе. Около 1670 года

Источник:

Cambridge

Фрукты и ягоды в европейском искусстве требуют отдельного словаря символов — здесь и яблоко с древа познания (хотя не все уверены, что на нем росли именно яблоки), и виноград, напоминающий о крови Христовой, и земляника, ассоциировавшаяся и с Раем, и с плотскими соблазнами… Но фрукты переспелые, гниющие, с червоточинами однозначно должны напомнить зрителю о краткости жизни.

Вянущие цветы

Любой роскошный букет на картине XVII века наполнен смыслами. Лилии, ирисы, розы, пионы («роза без шипов»), аквилегии — цветы Девы Марии; гвоздики и маргаритки — Христа. Фиалки и незабудки символизируют благочестивую скромность, тюльпаны — расточительность, а бледный мак — сон, лень и смерть (этот символ достался в наследство от Античности). Но старые мастера часто пишут увядающие цветы, опавшие лепестки. Это не фиксация смерти букета, а очередное напоминание о бренности жизни.

Дичь

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Франс Снейдерс. Натюрморт с ведерком для охлаждения вина. 1610–1620 годы

Источник:

Frans Snyders, Public domain, via Wikimedia Commons

Птицы, олицетворение стихии воздуха, прекрасные, но мертвые, на кухонных и рыночных натюрмортах, — еще один способ поговорить со зрителем о быстротечности и хрупкости жизни. Подхватит этот разговор пушистый кролик, подвешенный за заднюю лапу, — зверек плодовитый и издавна символизирующий сексуальность, но, увы, застреленный охотником.

Тополь

Дерево и недолговечное, и при этом чрезвычайно живучее. Возможно, именно эти свойства сделали его символом одновременно и смерти, и жизни. Древние греки называли его деревом богини Персефоны, то сходящей в Аид, то возвращающейся оттуда. Римляне сажали тополя на кладбищах. Шли века — и узкие силуэты пирамидальных тополей стали появляться на картинах европейских художников, чтобы создать меланхолический настрой.

Ива

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Лукас Кранах Старший и мастерская. Оплакивание Христа. Около 1510–1515 года

Источник:

Lucas Cranach the Elder, Public domain, via Wikimedia Commons

Деревом скорби в Европе считается и плакучая ива. Возможно, из-за ее длинных и тонких ветвей, напоминающих распущенные волосы плакальщиц. Изображение плакучей ивы можно увидеть на картинах с Распятием.

Кипарис

В европейском искусстве — дерево мертвых. Возможно, его мрачная репутация порождена античной легендой о прекрасном юноше Кипарисе. Он нечаянно убил своего ручного оленя, умер от горя и был превращен Аполлоном в это вечнозеленое дерево. Кипарисы в Древней Греции и Риме ассоциировались с похоронами.

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Арнольд Бёклин. Остров мертвых. 1883 год

Источник:

ALTE NATIONALGALERIE, BERLIN

Считалось, что их сильный аромат маскирует запах тлена, поэтому их древесину использовали для изготовления саркофагов, смолу — для бальзамирования, ветки — для оформления погребальных обрядов. Кипарисы выставляли перед домом умершего и высаживали на кладбищах. Христианские теологи несколько улучшили репутацию этого дерева, связав его вечную зелень с вечной жизнью.

Мухи

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Амброзиус Босхарт Младший. Мертвая лягушка с мухами. Около 1630 года

Источник:

Fondation Custodia, PARIS

Эти насекомые в европейской живописи ассоциировались и с разложением, и со своим повелителем — дьяволом. Муха на теле Христа может намекать на грядущую гибель его смертной оболочки; на чепце неизвестной фламандской дамы — указывать на то, что это посмертный портрет или назидание: «Помни о смерти»; на раме образа Мадонны — на происки дьявола (или на то, что художник хочет показать свое мастерство, написав реалистичную обманку).

Бабочки

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Бартоломеус Астейн. Натюрморт с фруктами. 1637 год

Источник:

Den Haag

Нежность их крыльев напоминает о хрупкости земной жизни, сложный цикл преображений — о возможности жизни вечной. На натюрмортах XVII века бабочки порхают над лилией и ирисом Девы Марии и над гвоздиками Христа, садятся то на ручку ножа, напоминающего о смерти, то на колосок, торчащий из фарфоровой миски с земляникой.

Стрекозы

При всем изяществе эта крылатая хищница — на стороне смерти и дьявола и охотится за бабочкой-душой. Впрочем, особой воли художники ей не дают: на цветочных и фруктовых натюрмортах стрекозе обычно отводится нижняя треть холста, возле блюд и оснований ваз, подальше от бабочки.

Морские раковины

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Адриан Корте. Натюрморт с раковинами. 1697 год

Источник:

Nederlands Instituut voor Kunstgeschiedenis

Устрицы в раковинах, разложенные на блюде, намекают на плотские удовольствия: еду и секс (эти дары моря попали в списки «возбуждающей пищи» еще у древних греков). Пустые, лишенные обитателей раковины напоминают о краткости жизни. А еще — о географических открытиях, моде на собрания редкостей, о роскоши — и снова о бренности бытия, потому что ни коллекцию, ни драгоценный кубок из наутилуса в загробную жизнь не унесешь.

Игры

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Любен Божен. Натюрморт с шахматной доской. XVII век

Источник:

Musée du Louvre

Рассыпанные карты, игральные кости, карнавальная маска в сочетании с черепом означают: помни, человек, что все эти способы весело и интересно проводить время — бессмысленная суета. Впрочем, в этом случае и череп не обязателен: и католик, и кальвинист прекрасно знают, что карты и игральные кости придумал черт.

Ключи

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Бернардо Херман Льоренте. Шкаф с предметами. 1730 год. Фрагмент

Источник:

Museo de la Real Academia de Bellas Artes de San Fernando, Madrid

Чрезвычайно богатый символ — открывающий и закрывающий двери, говорящий и о начале, и о конце, атрибут греческой богини Гекаты, римского бога Януса и христианского апостола Петра, которому даны ключи от Рая и Ада. Но достаточно добавить к ключам любую примету бренности — от черепа до разбитого бокала, — и символ владения жилищем превратится в напоминание: «Вскоре оно тебе не понадобится».

Монеты и украшения

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Ян Брейгель Младший. Натюрморт с венком, таццей, шкатулкой, часами и вазой с цветами. Около 1620 года

Источник:

bridgemanimages.com

Монеты, нити жемчуга, зеркало, перед которым их можно примерить, ларцы и бархатные кошельки, где сокровища хранятся, в натюрмортах часто соседствуют с черепом, чтобы помнить: земные богатства радуют лишь в недолгой жизни и не помогут владельцу перед лицом вечности.

Оружие и доспехи

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Ян Фрис. Vanitas. 1666 год. Фрагмент

Источник:

Ян Фрис

Шпаги, ружья, рожки с порохом, сверкающая кираса, шлем с перьями, орденская лента… Достаточно рядом со всем этим положить череп — и любой поймет, как быстротечна слава и коротка жизнь героя.

Руины

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Никола Пуссен. Пейзаж со святым Иоанном на Патмосе. 1640 год

Источник:

The Art Institute of Chicago

Как и опустевшие раковины, покинутые здания напоминают о кратковременности жизни. Обычно это величественная руина со сломанной колонной, растрескавшимся барельефом.

Индия и Тибет

Петля и булава

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Бог Яма, с атрибутами. Средневековая индийская скульптура. Фрагмент

Источник:

Nomu420, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Это атрибуты Ямы — божества смерти и справедливости в индуизме и буддизме, правителя царства мертвых. Булава, на некоторых изображениях украшенная черепом, извергает смертельное пламя, а петлей бог улавливает души.

Чаша габала

«Габала», или «капала», в переводе с санскрита означает и «чаша», и «череп». Эти сосуды изготовлены из верхней части человеческого черепа. На тибетских свитках тханка они изображаются как вместилище для ритуальных подношений или как атрибут божеств.

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Миларепа, учитель тибетского буддизма. Танка из Бутана. Конец XIX — начало XX века. Фрагмент

Источник:

Los Angeles County Museum of Art

У этого предмета много значений, самое простое: чаша-череп служит напоминанием об эфемерности жизни, поэтому аскеты использовали габалы для сбора подаяний и медитации. Созерцая свидетельство неизбежного финала, человек должен перестать бояться его и наконец-то остановить цепочку перерождений.

Китай и Япония

Сова

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Китайский бронзовый сосуд в виде совы. Эпоха Шан, XVI–XI вв. до н. э.

Источник:

Handout

Эту ночную хищницу ассоциировали со смертью. Крик совы, похожий на китайское слово со значением «копать» (могилу), предвещал скорую кончину. Считалось, что сова призывает души умерших и уносит их в загробный мир. В древности люди клали в могилы скульптурные изображения сов и сосуды в виде них, чтобы эти птицы охраняли и погребение, и погребенного.

Сакура

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Ёшида Хироши. Сакура Кумои. 1926 год

Источник:

Museo de Arte de Toledo

Период ее цветения краток: всего-то около десяти дней; ее нежные лепестки облетают с деревьев от каждого дуновения ветра. Поэтому сакура считается символом хрупкости и быстротечности и красоты, и самой жизни. Обостренное восприятие очарования окружающего мира в японской эстетике тесно связано с ощущением его недолговечности.

Ликорис (паучья лилия)

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Ликорис. Современная японская иллюстрация. Фрагмент

Источник:

Fuji Arts Japanese

В Китае и Японии считается, что этот цветок растет в мире мертвых и указывает душам путь к следующему перерождению. Ликорисы цветут на осеннее равноденствие, в Хиган, японский праздник поминовения усопших предков. Паучьи лилии сажают на кладбищах, это атрибут похорон. Для связи цветка со смертью есть вполне объективные причины: он не только неприятно пахнет, но и весьма ядовит.

Камелия

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Камелия у воды. Японская живопись. 1741 год.

Источник:

Metropolitan Museum of Art, Public Domain

В Японии цветы красной камелии символизировали богиню солнца Аматерасу, а для японцев-христиан – Христа. Но есть и еще одно значение. Камелия роняет цветы до увядания и этим подобна воинам, сложившим головы в битве. Поэтому она стала символом доблестной смерти самурая.

Мексика и Центральная Америка

Бархатцы

Эти яркие цветы и в наши дни — обязательные атрибуты мексиканского Дня мертвых: ими украшают домашние алтари, а лепестки разбрасывают на дороге к кладбищу, чтобы указать путь душам усопших.

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Диего Ривера. Офренда. 1931 год

Источник:

BANCO DE MÉXICO DIEGO RIVERA FRIDA KAHLO MUSEUMS TRUST, MEXICO

Представления о бархатцах как о цветках, ассоциирующихся со смертью, вероятно, унаследованы от ацтеков доколумбовых времен. Те использовали бархатцы в обрядах, в том числе на праздниках, связанных с культом умерших. Лунная богиня Койольшауки, которую обезглавил ее брат, бог солнца и войны Уицилопочтли, изображалась с этими цветами на головном уборе, что, по мнению исследователей, символизирует ее статус ритуальной жертвы.

Летучая мышь

Все суета: 29 символов быстротечности жизни в искусстве Европы, Азии и Америки

Летучая мышь. Элемент декора здания из древнего города майя, Копана, на территории Гондураса. I тысячелетие н. э.

Источник:

Dennis G. Jarvis

Народы Мезоамерики приписывали этим ночным животным связь со смертью и потусторонним миром, а также роль посредника с миром живых. Майя почитали бога жертвоприношений Камазотца, который обитал в преисподней и выглядел как монстр с чертами летучей мыши, вооруженный ритуальным ножом. У ацтеков летучая мышь считалась животным бога и богини смерти, Миктлантекутли и Миктлансиуатль, правителей загробного мира.

Фото: DENVER ART MUSEUM; MAURITSHUIS, DEN HAAG; INDIANAPOLIS MUSEUM OF ART ARTWORK; WATTS GALLERY; KONINKLIJK MUSEUM VOOR SCHONE KUNSTEN ANTWERPEN; FITZWILLIAM MUSEUM, CAMBRIDGE; FUNDACIÓN BANCO SANTANDER; MORAVSKÁ GALERIE V BRNĚ; ALTE NATIONALGALERIE, BERLIN; FONDATION CUSTODIA, PARIS; MAURITSHUIS, DEN HAAG; NEDERLANDS INSTITUUT VOOR KUNSTGESCHIEDENIS; MUSÉE DU LOUVRE; MUSEO DE LA REAL ACADEMIA DE BELLAS ARTES DE SAN FERNANDO, MADRID; THE ART INSTITUTE OF CHICAGO; DHODEYDRAG GONPA, THIMPHU, BHUTAN; MUSEO DE ARTE DE TOLEDO; METROPOLITAN MUSEUM OF ART; BANCO DE MÉXICO DIEGO RIVERA FRIDA KAHLO MUSEUMS TRUST, MEXICO; DENNIS G. JARVIS

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения