«Вокруг света» рассказывает об истории возникновения домов на колесах и о нескольких примечательных представителях этого племени.
О чем идет речь
Сперва нужно внести немного ясности в терминологию. Дома на колесах делятся на две большие группы в зависимости от того, могут ли они передвигаться самостоятельно. Так, домам-прицепам (также известным как кемперы, караваны или жилые трейлеры) требуется автомобиль, а дома-автофургоны (они же RV от англ. recreational vehicle), построенные на шасси микроавтобусов (или даже полноценных автобусов), передвигаются самостоятельно.
RV в некоторых источниках также разделяют на motorhomes и campervans, где первое — более крупные и хорошо оборудованные фургоны, у которых жилая часть построена специализированной фирмой, а второе — серийные микроавтобусы или фургоны переоборудованные для жилья. Впрочем, все эти термины сегодня взаимозаменяемы, а мы далее будем использовать в качестве синонимов термины «дом на колесах» и «автодом».
С чего все началось
Идея путешествовать вместе с домом пришла человеку гораздо раньше, чем появились автомобили. Вспомним хотя бы цыганские таборы, передвижные цирки или европейских переселенцев, решившихся отправиться на освоение Нового света, в первую очередь американского Дикого Запада.
Однако расцвет идеи небольшого передвижного дома, в котором можно перемещаться с севера на юг и обратно вслед за теплом или если надоест жить на прежнем месте, пришелся на вторую половину XX века, когда уровень технологий, глобализации и экономического развития в комплексе позволили совместить комфорт и свободное перемещение в пространстве.
Сегодня автодома популярны во всех развитых странах, а первое место по количеству домов на колесах занимают США — более 1 млн человек живут там в автодомах и трейлерах постоянно, более 40 млн человек регулярно путешествуют в таких транспортных средствах, а собственный дом на колесах имеется в более чем 11% американских домохозяйств. Заметим, что в большинстве случаев такие домовладельцы-путешественники вовсе не похожи на героев оскароносного фильма «Земля кочевников».
Однако и в других мирных и хотя бы мало-мальски безопасных странах автодома весьма популярны. В основном ими владеют жители Великобритании, Германии и Франции, а в последние годы дома на колесах стали популярны в Китае.
5 необычных домов на колесах
Самый известный (и красивый)
Один из самых знаменитых домов на колесах в истории, знакомый даже тем, кто никогда не был в США, но смотрел американские фильмы и сериалы, представляет собой блестящий прицеп аэродинамической формы, больше похожий на дирижабль.
В кино он обычно стоит на океанском пляже, в лесу или пустыне с видом на выветренные скалы, но может быть размещен волею сценариста и в трейлер-парке — небольшом поселке, состоящем из таких вот прицепов.
Речь идет о доме на колесах Airstream, выпускаемом в разных модификациях фирмой Airstream Trailer Company. Широкая известность этой модели не должна удивлять: первые такие дома на колесах появились еще в 1936 году.
Построил первый «эйрстрим» инженер, дизайнер и авиаконструктор Генри Боулус. Именно он руководил созданием самолета «Дух Сент-Луиса» (The Spirit of Saint Luis) на котором американский пилот Чарльз Линдберг в мае 1927 года совершил первый в истории одиночный беспосадочный перелет через Атлантику из Нью-Йорка в пригород Парижа Ле-Бурже.
Самый большой и самый дорогой
Насколько большим может быть дом на колесах? На этот вопрос с готовностью
Размах сооружения впечатляет — в нем насчитывается пять этажей, на которых, помимо прочего, разместились восемь спален и ванных комнат, четыре гаража и иные необходимые шейху в поездке помещения.
Длина прицепа составляет 20 метров, ширина — 12 метров, а масса-нетто — 122 тонны. Встроенные резервуары способны вместить 24 тонны воды. Что за автомобиль может служить тягачом для этого дома на колёсах и способен ли он передвигаться, Книга рекордов Гиннесса не рассказывает. Мы же заметим, что это под силу лишь самым мощным из серийных тягачей — нашлась бы подходящая дорога.
Что же касается самого дорогого серийного автодома, то на это звание претендует eleMMent Palazzo Superior от австрийской фирмы Marchi. Его официальную стоимость производитель не раскрывает, но, по некоторым данным, она составляет около 3 млн долларов США.
За эту сумму любитель свободы перемещений получит просторный дом площадью 68 м2 с полноценной кухней, гостиной с 4-метровым диваном, 42-дюймовым телевизором, винным шкафом и прочими необходимыми в дороге мелочами, спальней с кроватью king size и душевой. В движение автодом приводит мотор от грузовика Volvo мощностью 600 л. с., способный разогнать eleMMent Palazzo Superior до 150 км/ч.
Чтобы все это могло проехать по дорогам общего пользования, eleMMent Palazzo Superior складывается на время езды, зато когда его владелец доберется до пункта назначения, то сможет насладиться комфортом сполна. Любоваться окрестностями он сможет с уютной меблированной террасы на крыше своего дома.
Самый маленький
Что делать, если такие большие автодома, как описаны выше, не проходят по ширине в ворота вашего поместья? Присмотреться к варианту поменьше. Можно даже к совсем маленькому — настолько, что ему даже не понадобится мотор — его вполне можно приводить в движение при помощи педалей.
Таких велодомов существует немало. Один из них еще в 2013 году создал на базе двухместного велосипеда марки Butlin 1960-х годов и крохотного автодома Beford Bambi британский инженер Энди Саундерс. Получилось на удивление неплохо оборудованное помещение размером 1,2 × 1,2 м с раковиной, газовой плитой, столиком и раскладной кроватью. Свое детище Саундерс
Сразу несколько вариантов велодомов разработал американец Пол Элкинс, бывший инженер Boeing. Такие дома на колесах можно собрать самостоятельно, купив у Элкинса необходимые чертежи. Стоимость материалов для постройки велодома Nomad Bicycle Camper несколько лет назад оценивалась в 150 долларов США.
В нем нашлось место газовой плитке и нескольким рабочим поверхностям, а освещается домик при помощи светодиодной лампы на батарейках. Правда, от умывальника и столика мистеру Элкинсу пришлось отказаться, чтобы сохранить массу домика минимальной — она составляет около 27 кг.
Самый быстрый
Если скромные размеры жилища на колесах не являются для вас проблемой, а вот скорость перемещения на велосипеде да еще и с 30-килограммовым прицепом представляется вам слишком низкой, у Книги рекордов Гиннесса
Его построила британская фирма Creation Campers на базе коммерческого фургона Fiat Doblò. В процессе инженеры заменили слабенький мотор фургона на двухлитровый турбодвижок от Fiat Coupé, дополнительно форсировав его до 337 л. с. В кузове оборудовали кухонную зону с газовой плитой и раковиной, установили столик, диван-кровать и даже туалет. На потолке имеется светодиодная подсветка, имитирующая звездное небо.
Во время испытаний на взлетно-посадочной полосе аэродрома Элвингтон, расположенного близ английского города Йорк, фургон разогнался до рекордной скорости в 227,35 км/ч. За рулем тогда находился глава Creation Campers Саймон Робинс.
Бонус: самый водоплавающий
Жизнь в доме на колесах — это уровень свободы, о котором многие горожане могут только мечтать. Но путешествовать в своем доме можно не только по дорогам, но и по воде. Правда, для этого понадобится особое передвижное жилище — плавучее.
Пример такого — компактный трейлер Sealander от одноименной немецкой фирмы. В нем есть все необходимое для комфортной жизни, только этот дом на колесах может передвигаться по воде, если закрепить на нем навесной лодочный мотор. При этом он настолько компактен, что для его буксировки достаточно обычной легковушки, а пользоваться им можно без каких-либо дополнительных разрешений.
Стоимость такого трейлера начинается от 26 500 евро, а холодильник, газовая плитка, умывальник, душ, туалет, солнечная батарея, аудиосистема и деревянные панели в интерьере — это опции, за которые придется доплачивать.