Объясняем, что такое план (сигнал) «Ковер» в авиации и когда он необходим.
Говоря простыми словами, «Ковер» для пилота — это принуждение к вынужденной посадке на нужный аэродром. Гражданские самолеты должны сесть, а истребители — «перехватить объект и посадить его на какой-нибудь ближайший военный аэродром для того, чтобы определить, кто это нарушает воздушное пространство», рассказал СМИ пилот Александр Романов после объявления плана «Ковер» в Пулково 28 февраля 2023 года. Напомним, тогда Минобороны проводило тренировку, угрозы людям не было.
Согласно пункту 176
Несколько вопросов о том, что происходит после объявления плана «Ковер», мы задали главному редактору сайта FrequentFlyers.ru Илье Шатилину.
Что будет, если в момент объявления плана «Ковер» самолет уже начал снижаться?
Пилот в этом случае, скорее всего, уйдет на запасной аэродром. Либо, если закрытие ненадолго, то может «покрутиться» в зоне ожидания.
Если «Ковер» объявлен во Внуково, а самолет летит над юго-западом Москвы, например, из Минвод в Петербург, его это тоже касается?
Да. Закрывают воздушное пространство на всех эшелонах, летать могут только военные и спасательные самолёты, остальные обходят закрытую зону.
Как определяют, где именно сесть самолету, если рядом несколько пассажирских аэропортов?
Для любого маршрута список запасных аэродромов на всем пути следования определяется заранее и включается в план полета.
Может ли случиться, что у самолета не хватит топлива для пути к следующему аэропорту? И как тогда быть?
Самолет заправляют с учетом запаса топлива до запасных аэродромов и уходов на второй круг. Но теоретически возможна недозаправка, тогда будет второй «Планер Гимли»*, или неожиданный сильный встречный ветер на всем маршруте, тогда топливо закончится, как у S7 при уходе в Омск вместо Новосибирска двадцать лет назад, или утечка топлива, как у Air Transat над океаном, тоже лет двадцать назад, во всех случаях пришлось садиться с неработающими двигателями. Пилоты умеют это делать, но это довольно опасная история, например, посадку на Неву в 1963 году называют «Чудом на Неве».
Если самолет приземлился в Шереметьево, а должен был во Внуково, и пассажир опоздал на стыковочный рейс, как ему поступить?
Если у него билет со стыковкой, то авиакомпания сама его пересадит на следующий рейс. Если же он решил сэкономить и купил билеты разными бронями и даже разных авиакомпаний, то можно за него порадоваться: он приобрел жизненный опыт в части предусмотрения рисков.
* Речь о происшествии 23 июля 1983 года в Канаде, когда пилот посадил Boeing 767-233 с двумя отказавшими двигателями на бывшем военном аэродроме Гимли, где в тот момент проводились автогонки. Лайнер уткнулся носом во взлетно-посадочную полосу и остановился в 30 метрах от людей. Все 69 человек на борту (61 пассажир и 8 членов экипажа) выжили.
Читайте также, зачем недавно на Канарах 19 пассажиров из Великобритании попросили покинуть салон до вылета.