Клод Моне, сидевший за мольбертом на платформе вокзала Сен-Лазар (на что у него, кстати, было специальное разрешение от начальника железной дороги), выглядел неординарно во всех отношениях. В те поры классические художники нечасто заглядывали в подобные места. В 1870-е годы мэтры из парижской Академии изящных искусств считали реалии современного мира, такие как поезда и станции, недостойным сюжетом.
«Вокзал Сен-Лазар. Прибытие поезда»
Холст, масло. 83 x 101,3 см. 1877 год
Хранится в Гарвардском художественном музее в США
Но импрессионистам было важно не соблюсти каноны, а передать впечатления от реального мира, игру света в определенные часы. Именно поэтому они стали придавать особое значение живописи на пленэре: писали городские и сельские пейзажи при естественном освещении, вместо того чтобы, как было принято, набросать этюд, а потом в мастерской тщательно выстраивать искусственную композицию и медленно, слой за слоем, накладывать краску. Чтобы «останавливать мгновенье», быстро создавая с натуры законченные произведения, импрессионисты разработали совершенно новую манеру письма.
Воплотить ее позволили достижения промышленности. Появились краски в удобных тюбиках. Они были гуще и требовали более жестких кистей, придававших мазку фактурность. Импрессионисты превратили следы кисти на холсте, которые их предшественники заглаживали, в дополнительные средства выразительности.
Помогло и развитие железнодорожного транспорта, начавшееся во Франции в конце 1820-х годов. На поездах, уходивших с парижского вокзала Сен-Лазар, импрессионисты относительно быстро и недорого могли добираться до красивых видов и популярных увеселительных заведений на берегах Сены к западу от Парижа. Одним из любимых мест художников был Аржантёй — живописная деревня на берегу Сены.
1. Вокзал Сен-Лазар. Самый оживленный вокзал Парижа того времени. Открылся в 1837 году, стеклянной крышей в духе модных тенденций эпохи обзавелся в 1851–1853-м. Моне показывает вокзал как место вечного движения. Неподалеку от Сен-Лазара в 1877 году Моне арендовал мастерскую, а в Аржантёе снимал дом. Художник создал серию видов Сен-Лазара и его поездов из 12 картин. Это было в духе импрессионизма: показать на нескольких полотнах, насколько разным может быть одно и то же место в разное время и при разном освещении.
2. Поезд. В отличие от обобщенно намеченных фигур людей локомотив тщательно прописан. Мощная машина и извергаемый ею пар — вот главные «герои» картины.
3. Пар. Когда Моне представил на выставке в 1877 году семь видов вокзала Сен-Лазар, критик Амеде Декюб насмешливо отметил: «К сожалению, густой дым, выходящий из холстов, помешал нам разглядеть шесть картин этой серии». Но как, например, Лондон не был бы прекрасен для Моне, по его собственным словам, без тумана, так и вокзал с поездами не был бы столь интересен без движения воздуха и игры света в клубах пара, вырывающегося из труб.
4. Свет. Передать игру света и движение воздуха было главной целью Моне: «Для меня пейзаж не существует сам по себе, ведь его внешний вид меняется каждый миг, но окружающая атмосфера оживляет его — воздух и свет, которые все время разные. Для меня только атмосфера придает предметам их истинную ценность».
5. Цвет. Моне отказался от традиционного коричневого подмалевка и использовал не смешанные краски, а чистые цвета. Различные оттенки получал, плотно накладывая рядом мазки определенных цветов, которые «смешивались» на расстоянии — так их воспринимал человеческий глаз. Этот прием импрессионистам подсказали исследования в области оптики Мишеля Эжена Шевреля.
6. Композиция. Француз Луи Дагер в 1839 году познакомил мир с дагеротипией. Вскоре фотографическое изображение научились переносить на бумагу. Фотографией заинтересовались импрессионисты, стремившиеся зафиксировать момент. В частности, они стали обрезать изображение на манер снимков, чтобы создать ощущение выхваченного из реальности фрагмента, а также показывать фигуры размытыми, чтобы передать движение.
ХУДОЖНИК
Клод Моне
1840 — Оскар Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика.
1860–1864 — учился живописи в Париже в Академии Сюисса, затем в мастерской Шарля Глейра (с перерывом на службу в армии в Алжире).
1870–1879 — состоял в браке с Камиллой Донсьё. Имел двух сыновей.
1874 — его пейзаж «Впечатление. Восход солнца» вызвал шквал критики, но дал название новому направлению в искусстве — импрессионизму (от французского impression — «впечатление»).
1883 — снял дом в деревне Живерни (позже выкупил его), где обустроил знаменитый сад. Его Моне считал своим главным шедевром.
1893–1911 — был женат на Алисе Ошеде, вдове своего друга.
1897–1926 — написал свою самую популярную серию картин «Нимфеи». В ней около 250 полотен.
1926 — умер в Живерни от рака легкого. Похоронен на местном кладбище.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 8, октябрь 2021, частично обновлен в ноябре 2023