Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка

Великолепный век османского искусства подарил европейскому миру множество сюжетов, но еще больше о нем — мифов. Разбираемся, как жили в гаремах и кем на самом деле были одалиски

29 декабря 2022Обсудить
Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Кадр из телесериала «Великолепный век» (тур. Muhteşem Yüzyıl, 2011—2014), Мерьем Узерли в роли Хюррем-Роксоланы
Источник:
Seskim Photo / Alamy via Legion Media

Какую картинку рисует наше воображение, когда мы слышим слово «гарем»? Томные красавицы, возлежащие на оттоманках, звуки восточной музыки, звон браслетов на руках и ногах, журчание фонтана…

Или несчастные невольницы в золотой клетке? А может быть, в памяти всплывает известное полотно французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра «Большая одалиска»?

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Жан Огюст Доминик Энгр «Большая одалиска», 1814
Источник:
Wikimedia Commons

Вот так и представляли себе гарем многие европейские путешественники и художники, а между тем в действительности мало кто знал, что происходит в гареме, ведь войти туда мог только султан, члены его семьи, охранники и обслуживающий персонал.

Так сколько же женщин нужно мужчине для счастья? Одна? Две? Три? Четыреста? Огромным гаремом владел царь Соломон, а это X век до н. э. У персидского царя Ксеркса, правившего в V веке до н. э., тоже был гарем. Не отказывал себе в плотских утехах и Александр Македонский — в его гареме проживали триста наложниц. Как видите, османы вовсе не были изобретателями гаремов.

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Вход в гарем. Дворец Топкапы, Стамбул
Источник:
из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства»

Гарем и одалиски

Слово «гарем» — это турецкая форма арабского «харам», что значит «личное, интимное». Европейцы называли гаремную часть султанского дворца французским словом «сераль», которое образовано от турецкого «сарай», то есть «дворец».

В гареме проживали султан, его мать, носившая титул валиде, шехзаде (наследные принцы), сестры султана и его дочери, а также евнухи, наложницы, помощницы и рабыни.

Одалиски в гареме, конечно, тоже были, только этим словом называли простых прислужниц, а вовсе не наложниц — неверно понятое турецкое слово «одалык» (в буквальном переводе «назначенная для комнаты») попало в романы европейских писателей XIX века и разбудило фантазию художников.

Иерархия в гареме

Султанский гарем — это город в миниатюре, целый мир со своими порядками и иерархией. Череда комнат, залов, коридоров, библиотека, фонтаны, хаммамы, подсобные помещения. Здесь проходила вся жизнь не только наложниц, но и жен и матерей султанов. У каждой из них была своя комната, часто с видом на бухту Золотой Рог.

Во главе гаремной иерархии находилась мать правящего султана, или валиде-султан. Она распоряжалась крупными суммами (это были доходы от земельных наделов и поместий в разных частях империи, а также подарки, которые валиде-султан получала от иностранцев и османской знати), улаживала конфликты, согласовывала праздники и торжественные церемонии, подбирала для султана и шехзаде девушек.

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Валиде-султан. Жан Батист Ванмур. Холст, масло. 39 × 31 см. Ок. 1700–1737
Источник:
из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства»

Второе по значимости место после матери султана в гареме занимали его жены и фаворитки. Женами первых османских султанов были дочери правителей соседних княжеств, а также девушки из Византийской империи, Сербского и Болгарского царств — такие браки заключались с целью укрепления молодого османского государства.

Однако со времени правления Мехмеда II Завоевателя султаны стали жениться на наложницах, эта практика существовала вплоть до падения империи. Жены султанов обязательно умели читать и писать, у каждой в комнате была небольшая библиотека.

Жена или наложница приходила к султану по его приглашению, она должна была вести себя согласно установленным правилам и даже садиться могла только с разрешения султана.

Если наложница после проведенной с султаном ночи беременела, ее называли икбал (по-турецки «счастливая»), а с момента рождения ребенка она становилась женой султана и теперь ее называли кадын-эфенди. При султане Сулеймане Великолепном появляется особый титул для любимых жен и наложниц султана — хасеки́.

Женский султанат

Некоторые жены султанов обладали достаточно большим политическим влиянием, например Нурбану-султан, Сафиесултан, Кёсем-султан. С именами этих амбициозных и расчетливых женщин связано такое весьма необычное для мусульманской страны явление, как женский султанат.

Историки полагают, что период женского султаната начался в 1550 году, когда у власти находился Сулейман Великолепный, а закончился в 1656 году назначением на пост великого визиря Мехмета Фуата Кёпрюлю.

Любимая жена султана Сулеймана Великолепного Хюррем имела на него практически неограниченное влияние. В борьбе за сердце султана она победила других жен и наложниц, добилась казни великого визиря Ибрагима, смогла устранить старшего сына султана Мустафу, проложив дорогу к трону одному из своих сыновей — Селиму. (Он взошел на престол уже после смерти матери, казнив по традиции своего брата и племянников.)

Будучи очень образованной и умной женщиной, Хюррем вела переписку с иностранными правителями, лично принимала послов и доверенных лиц из других государств, выступала заказчиком строительства мечетей, школ, бань, медресе.

Предположительно, Хюррем была представительницей славянского рода, европейцы называли ее Роксоланой. Первенец Хюррем и Сулеймана Мехмед скончался от оспы, а их второй сын Джахангир — от врожденных проблем со здоровьем.

В 1524 году Хюррем родила Сулейману I сына Селима, а спустя десять лет султан заключил с ней официальный брак, что позволило ей утвердиться в качестве главы гарема и сохранить влияние на все государственные и внутригаремные дела вплоть до своей смерти в 1558 году.

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Портрет Хюррем-султан. Последователь Тициана. Холст, масло. 49,5 × 38,5 см. Нач. XVII в.
Источник:
из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства»

В европейской литературе образ Хюррем-Роксоланы стал необычайно популярным: ей посвящены повести и романы, драмы и симфонии, рок-опера и два балета. Хюррем было не суждено стать валиде-султан, так как она умерла раньше своего любимого мужа, но именно с нее начинается период, когда роль женщины в Османской империи возрастает.

После смерти султана Сулеймана Великолепного на престол взошел его сын Селим II, при котором главой гарема стала его жена Нурбану-султан. Фактически она вместе с великим визирем Мехметом-пашой Соколлу управляла государством.

Предполагают, что по происхождению Нурбану-султан была знатной венецианкой, в возрасте примерно двенадцати лет она попала в плен к туркам и стала обитательницей гарема. Когда Селима II на престоле сменил его сын Мурад III, Нурбану получила статус валиде-султан и сохранила свое политическое влияние.

Одновременно с этим в борьбу за власть вступила конкурирующая группа женщин, возглавляемая женой султана Мурада III — Сафие. И Селим II, и Мурад III были весьма слабыми государственными деятелями, поэтому параллельно с начавшейся эпохой застоя в Османской империи возрастает авторитет женской части гарема, что, в свою очередь, провоцирует коррупцию и кумовство, усугубляя и без того непростую обстановку в стране.

Влияние Сафие еще больше усилилось после смерти Нурбану-султан. В 1595 году умер Мурад III, трон занял Мехмед III — сын Сафие, а сама Сафие получила титул валиде-султан и достигла зенита своего могущества. Именно она стала инициатором самого кровавого эпизода в борьбе наследников за османский престол: ее сын Мехмед III жестоко расправился с 19 своими братьями по крови. Не зря Мехмед III был тринадцатым по счету султаном империи.

Непопулярный среди населения страны султан Мехмед III пробыл у власти всего восемь лет и в 1603 году скончался. С этого момента Сафие-султан постепенно отошла от дел. После нее в течение нескольких лет гаремом управляли другие валиде, которые мало интересовались ситуацией в империи. Однако вскоре на политической арене появился новый игрок — пока еще наложница султана Ахмеда I. Эта женщина войдет в историю под именем Кёсем и станет самой влиятельной фигурой эпохи женского султаната.

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Кёсем-султан и ее сын. Неизвестный австрийский художник. Холст, масло. 189,4 × 94,7 см. Вторая четв. XVII в.
Источник:
из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства»

О Кёсем известно очень мало — ни ее настоящего имени, ни точной даты рождения мы не знаем. Считается, что она была родом с Балканского полуострова и звали ее предположительно Анастасия. В возрасте пятнадцати лет она попала в султанский гарем, где ей дали другое имя — Махпейкер, что в переводе с турецкого означает «луноликая». Она практически сразу продемонстрировала свои лидерские качества, за что и получила прозвище «Кёсем» (по одной из версий — «ведущая свое стадо», а по другой — «любимая, желанная»).

Султан Ахмед I был совсем юношей, когда увидел в своем гареме новую наложницу. На тот момент у Ахмеда I уже была фаворитка и ребенок, однако Кёсем смогла завладеть сердцем молодого султана, а в дальнейшем родила ему много детей. Два сына Кёсем и Ахмеда I, Мурад IV и Ибрагим I, после смерти отца становились султанами: период их пребывания у власти составил в общей сложности 25 лет.

Действуя как мудрая женщина и расчетливый политик, Кёсем устраивала браки своих малолетних дочерей и внучек с высокопоставленными государственными чиновниками, обеспечивая таким образом стабильность своего положения.

В 1617 году Ахмед I умер, и в Османской империи наступило смутное время. После череды дворцовых переворотов в 1623 году султаном стал несовершеннолетний сын Кёсем и Ахмеда I — Мурад IV. Кёсем получила титул валиде-султан и была назначена регентом при своем сыне. В 1632 году в империи произошел мятеж, в результате которого Мурад IV избавился от опеки матери. В 1640 году он умер, не оставив после себя наследника, и престол перешел к его брату Ибрагиму. Кёсем опять обрела власть.

Однако в стране были недовольны слабым правителем, и в 1648 году Ибрагима свергли, а султанский престол унаследовал его малолетний сын Мехмед IV, регентом при котором опять стала Кёсем — бабушка нового султана.

Невестка Кёсем и мать Мехмеда IV Турхан начала противоборство со своей свекровью. Кёсем, опасаясь конкуренции со стороны Турхан, затеяла дворцовый переворот — она планировала объявить султаном другого своего внука. Заговор раскрыли, а саму Кёсем задушили в ее покоях.

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Убийство Кёсем-султан. Гравюра. 1694
Источник:
из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства»

Так завершилась эпоха всесильной Кёсем, которая два раза становилась валиде-султан и впервые в истории Османской империи получила титул бююк, то есть бабушка султана. Турхан-султан стала последней представительницей периода женского султаната. В 1656 году пост великого визиря Османской империи занял Мехмет Фуат Кёпрюлю. Отныне женщины больше не оказывали столь существенного влияния на политику османских султанов.

Жизнь обитателей гарема

Дочери султанов (султанши) также жили в гареме, пока не достигали возраста невесты. В услужении у султанш было большое количество рабынь. Начало школьного обучения сопровождалось особой церемонией — торжеством первого урока.

Такой момент запечатлел на своей картине «Первый день в школе» фламандский художник Жан Батист Ванмур. Для дочерей султана приглашали лучших учителей, иногда на уроках присутствовал сам султан. Девочки изучали религию, каллиграфию, историю, географию, а в XIX веке добавились уроки музыки — юные султанши с удовольствием играли на фортепиано.

Вы почти ничего не знаете о жизни в гареме, а все остальное — выдумка
Невольница. Х. Харрисон. Гравюра. 15,9 × 20 см. 1848
Источник:
из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства»

Мальчиков, рожденных женами султана или его наложницами, называли шехзаде, то есть наследник, принц по крови. Их обучению также уделялось особое внимание. По случаю обрезания наследников устраивались грандиозные торжества, описания которых содержатся в специальных книгах, украшенных великолепными миниатюрами.

Отрывок из книги Аси Гимборг «Великолепный век османского искусства. Дворцы, мечети, гаремы и ночной Босфор». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023.

Читайте книгу целиком

Шесть веков османского искусства и его отголоски в современности. Загадочные и притягательные османы, их искусство, культура и история, столь любимые зрителями известного сериала — в изложении профессионального искусствоведа. Доступно, увлекательно и очень красиво.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения