Женское образование в России прошло непростой путь. Долгое время оно оставалось без должного внимания, и лишь постепенно представительницы «прекрасного пола» отвоевывали право учиться и получать профессию. О развитии женского образования в нашей стране рассказывает Елена Гоголева, кандидат педагогических наук, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
Первый опыт обучения девочек на Руси
Первые упоминания об истоках женского образования в Древнерусском государстве относятся к XI веку. В то время в Киеве правил князь Всеволод Ярославович. Его дочь Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, приняв постриг, организовала при Андреевском женском монастыре школу для девиц. На тот момент это был первый подобный опыт.
Девушек обучали ремеслам, шитью, письму, Закону Божьему. Но дальше женское образование было поставлено на долгую паузу: период монголо-татарского ига затормозил развитие государства в целом и образования в нем в частности.
Воспитание и обучение девочек-сирот при Петре I
К вопросу обучения девочек вернулись только во времена Петра I. Царь-реформатору принадлежала идея открыть в России первое женское учебно-воспитательное заведение. Во времена его правления она осуществлена не была. Однако частично зарождению женского образования поспособствовал указ от 24 января 1724 года, согласно которому монахини должны были не только воспитывать девочек-сирот, но и обучать их грамоте, а также «пряже, шитью и другим мастерствам».
Дочери дворян в петровские времена стали обучаться на дому. Создавались и пансионы при церквях, и отдельные школы, которые могли посещать девочки, — в основном там обучались дети иностранцев.
Создание Смольного института при Екатерине II
Серьезно о женском образовании заговорили при Екатерине II. Взгляды императрицы и ее ближайшего соратника Ивана Бецкого — ему было вверено руководство воспитательными и учебными заведениями — строились на концепциях Просвещения. 12 марта 1764 года вышло «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», в котором приоритетное значение отдавалось педагогическому воспитанию и формированию интернатов.
Вскоре и была реализована идея Петра I об учреждении для воспитания и обучения женского пола — открыли «Императорское воспитательное общество благородных девиц», впоследствии получившее название «Смольный институт благородных девиц». В его стенах девочки обучались 12 лет, были разделены на четыре возрастные группы. Они поступали на обучение с шести лет, для зачисления предъявляли документ, который подтверждал дворянское происхождение.
С первой по третью возрастную группу девочки проходили Закон Божий, арифметику, русский и иностранный языки, рисование, танцы, музыку, архитектуру, геральдику, историю, географию. Прививали им и основы домоведения. К «четвертому возрасту» (от 12 до 15 лет) усиливалось повторение пройденного материала, девушки обучали более младших воспитанниц.
В рамках образовательной политики Екатерины II в России открывали различные учебные заведения, где было дозволено учиться как юношам, так и девушкам, — например, народные училища. Но должной популярности эти образовательные учреждения не возымели: родители весьма неохотно соглашались на обучение девочек в публичных заведениях.
Расцвет женского образования при Марии Федоровне
Когда императором стал Павел I, сын Екатерины II, он отдал в ведение императрицы Марии Федоровны все дела, связанные со Смольным институтом. 34 года своей жизни она активно развивала женское образование. Мария Федоровна была чутким руководителем образовательных учреждений, над которыми имела шефство. Она занималась не только учебными и воспитательными вопросами, но и любыми мелочами, вплоть до хозяйственно-бытовых нужд.
Во время правления Павла I было открыто 10 институтов, где обучались девицы. Пять учреждений располагались в Санкт-Петербурге: Мариинский, Павловский, Елисаветинский, Патриотический институты, училище ордена св. Екатерины. Три открыли в Москве: училище ордена св. Екатерины, а также Александровский и Елисаветинский институты. И еще два института работали в провинции: Харьковский и Полтавский.
В отличие от Екатерины II Мария Федоровна избрала немного иной вектор: она положила начало широким благотворительным инициативам, и в созданных ею воспитательных учреждениях могли обучаться не только отпрыски благородных семей, но и дети низших сословий, и сироты.
Обучение девочек и девушек в конце XIX века
Новое время принесло новые вызовы. Развернулась широкая общественная дискуссия о положении женщины в обществе, и постепенно сами женщины включились в борьбу за равные с мужчинами права. Уже в конце 1850-е годы девушек допускали на правах вольнослушательниц на занятия в учебных заведениях, созданных исключительно для мужчин.
Начиная с 1860-х годов все больше девушек стремились к получению высшего образования — отмена крепостного права разорила много дворянских семей, их наследницы были вынуждены зарабатывать на жизнь самостоятельно, для чего была необходима профессия. Однако в «мужские» учебные заведения доступ им был закрыт, и те, кто мог себе это позволить, отправлялись в университеты за рубежом (например, так поступила математик Софья Ковалевская).
С конца 1860-х для этих целей стали открывать высшие курсы специально для женщин. Так, Бестужевские курсы, учрежденные в Санкт-Петербурге в 1878 году, включали словесно-историческое и физико-математическое отделения; впоследствии к ним добавилось и юридическое.
Во многих крупных городах создавали медицинские и педагогические курсы, но многие из них были платными.
Девочки в дореволюционный период учились в женских прогимназиях, где была программа младших классов, и в гимназиях. Они были доступны для представительниц любых сословий и религиозных взглядов.
Обучение в гимназии занимало семь лет. Преподавали Закон Божий, русский язык, историю, географию, арифметику, чистописание и рукоделие. Были и предметы на выбор — иностранные языки, рисование, музыка, пение и танцы. Учебный курс начинался с 15 августа и оканчивался 15 июня.
К современной системе обучения
В 1918 году образование снова стало общим — мальчики и девочки стали обучаться совместно. После всех исторических потрясений, когда в стране утвердилась власть Советов, приняли необходимое решение сделать образование доступным для всех. Отменили плату за обучение. Всем сословиям, независимо от пола и происхождения, были доступны любые формы образования: от начального до высшего.
Что касается образования отдельно для девочек, к этому вопросу еще вернутся и в годы Великой Отечественной войны, и после нее. Но широкого распространения такой вид обучения в Советском Союзе не получил.