Ученый из Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) Майкл Петерсон в своем новом
Согласно предыдущим исследованиям, вероятность ударов молний в океане действительно повышена в районах судоходства. Почему, ученые точно не знают. В одной из предыдущих
Однако Петерсон заявил, что объяснение может быть гораздо проще: сами корабли, как высокие металлические объекты на водной глади, могут быть причиной усиления ударов молний.
Для проверки гипотезы он взял те же сведения WWLLN, добавил к ним информацию из Базы данных о выбросах для глобальных атмосферных исследований и данные транспондеров, отслеживающих местоположение судов по всему миру. Анализ показал, что вблизи кораблей молнии возникают в 15 раз чаще, чем на расстоянии в два километра от них; и в 66 раз чаще, чем на расстоянии в 25 километров от судна.
Как пояснил ученый, это явный признак того, что сами корабли — причина ударов молний. Если бы дело было в аэрозолях из выхлопных газов судов, то вероятность удара повышалась бы на гораздо большей территории вокруг. А не только в непосредственной близости от кораблей.
Из всех судов, которые удалось изучить Петерсону, 36% подверглись совсем близкому (буквально за бортом) или потенциально прямому удару молнии в течение трех лет. На некоторых кораблях это были десятки или даже сотни ударов молний с близкого расстояния. Наиболее страдали от таких атак суда, которые ходят в штормовых условиях по Мексиканскому и Бенгальскому заливам, а также в Южно-Китайском море.
Петерсон отмечает, что аэрозоли от судовых выбросов тоже могут играть роль. Результаты исследования не исключают их влияния полностью. Но остается неясным, каков их вклад в провоцирование молний.
Зачем это вообще нужно? Да, современные корабли спроектированы так, чтобы молнии не причиняли вреда людям и уходили в воду, но от ударов может пострадать оборудование для управления и навигации. Для судоходной отрасли важно понимать, где вероятность ударов выше и можно ли ее как-то уменьшить, чтобы снизить риски для судов, их экипажей и пассажиров.
Как исчез советский круизный лайнер «Любовь Орлова» и еще четыре российских корабля, читайте в нашем материале.