Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Вызывают огонь на себя: как корабли притягивают молнии?

Всё оказалось проще, чем думали ученые раньше

1 марта 2024Обсудить
Вызывают огонь на себя: как корабли притягивают молнии?
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Ученый из Лос-Аламосской национальной лаборатории (США) Майкл Петерсон в своем новом исследовании показал, что океанские суда могут привлекать удары молний и даже, вероятно, вызывать их. Он сопоставил данные о местонахождении кораблей, выбросах в атмосферу и местах ударов молний. И обнаружил, что молнии «били» совсем близко к судам чаще, чем вдали. А значит, причина «атак» не в выхлопных газах, как считали ранее, а в самих кораблях.

Согласно предыдущим исследованиям, вероятность ударов молний в океане действительно повышена в районах судоходства. Почему, ученые точно не знают. В одной из предыдущих работ на эту тему использовали данные Всемирной сети определения местоположения молнии (WWLLN). Авторы установили, что вблизи судоходных путей активность молний была в два раза выше, чем в регионах без движения кораблей. И предположили, что дело в аэрозольных частицах из выхлопных газов, которые могут усиливать электризацию во время грозы.

Однако Петерсон заявил, что объяснение может быть гораздо проще: сами корабли, как высокие металлические объекты на водной глади, могут быть причиной усиления ударов молний.

Для проверки гипотезы он взял те же сведения WWLLN, добавил к ним информацию из Базы данных о выбросах для глобальных атмосферных исследований и данные транспондеров, отслеживающих местоположение судов по всему миру. Анализ показал, что вблизи кораблей молнии возникают в 15 раз чаще, чем на расстоянии в два километра от них; и в 66 раз чаще, чем на расстоянии в 25 километров от судна.

<p>Майкл Петерсон</p>

«Масштабы увеличения числа ударов по мере приближения к судам были неожиданными. Честно говоря, это оказалось тем, чего мы не ожидали обнаружить».

Как пояснил ученый, это явный признак того, что сами корабли — причина ударов молний. Если бы дело было в аэрозолях из выхлопных газов судов, то вероятность удара повышалась бы на гораздо большей территории вокруг. А не только в непосредственной близости от кораблей.

Из всех судов, которые удалось изучить Петерсону, 36% подверглись совсем близкому (буквально за бортом) или потенциально прямому удару молнии в течение трех лет. На некоторых кораблях это были десятки или даже сотни ударов молний с близкого расстояния. Наиболее страдали от таких атак суда, которые ходят в штормовых условиях по Мексиканскому и Бенгальскому заливам, а также в Южно-Китайском море.

Петерсон отмечает, что аэрозоли от судовых выбросов тоже могут играть роль. Результаты исследования не исключают их влияния полностью. Но остается неясным, каков их вклад в провоцирование молний.

Зачем это вообще нужно? Да, современные корабли спроектированы так, чтобы молнии не причиняли вреда людям и уходили в воду, но от ударов может пострадать оборудование для управления и навигации. Для судоходной отрасли важно понимать, где вероятность ударов выше и можно ли ее как-то уменьшить, чтобы снизить риски для судов, их экипажей и пассажиров.

Как исчез советский круизный лайнер «Любовь Орлова» и еще четыре российских корабля, читайте в нашем материале.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения