Специалист по теории игр и любитель древностей Сэм Джелве из Эссекского университета вместе с археологом Хоссейном Моради
Шахри-Сухте, что в переводе с персидского означает «сожженный город», это руины поселения бронзового века на юго-востоке современного Ирана, которое принято относить к джирофтской культуре. По оценкам ученых, Шахри-Сухте был основан в IV тысячелетии до нашей эры и к III тысячелетию достиг своего расцвета, став одним из крупнейших городских центров человеческой цивилизации. За время своего существования город трижды подвергался сожжению, однако сохранил множество интересных артефактов до наших дней.
Раскопки здесь ведутся с 70-х годов прошлого века. Тогда же, в 1977-м, в одной из древних могил была найдена настольная игра, которую датировали 2600–2400 годами до нашей эры. Инвентарь состоит из деревянной доски с 20 круглыми ячейками, 27 фишек и четырех игральных костей с выдавленными на них «очками».
По форме поля и количеству ячеек ученые предположили, что игра похожа на «Царскую игру Ура» из древней Месопотамии, которая была популярна в III тысячелетии до Рождества Христа на всей территории Ближнего Востока. Однако различий у этих старейших в мире настолок тоже достаточно, поэтому оставалось непонятно, как именно играли в Шахри-Сухте.
Спустя почти 50 лет двое исследователей объединились, чтобы на основе схожих настольных игр того периода, инвентаря и других данных смоделировать «разумный набор вероятных правил». И вот что у них получилось.
Правила «Игры в двадцать»
По расчетам ученых, у двух игроков было по набору из десяти фигур — «бегунов», которые двигались по полю, звездообразные фигуры использовались как «убежища», конусообразные были «блокирующими» фигурами.
Само поле состояло из основной секции, где изначально размещались фигуры, «мостика», по которому они переходили — «спасались, чтобы выжить», и третьей секции, куда они должны были перебраться. Игроки должны были бросать кости перед ходом и переместить свои фигуры быстрее противника. Для победы, судя по всему, требовалась не только продуманная стратегия, но и удача. Игра, кстати вышла очень похожей на «Уру», поле и фишки для которой нашли неподалеку, на юге современного Ирака.
«Предлагаемые правила являются исторически достоверными и придают значение каждому компоненту игрового поля. Раскрывая значение определенных игровых элементов, это исследование может изменить наше понимание настольных игр на Ближнем Востоке», —
По словам ученых, это лишь предполагаемые роли фигур, рассчитанные с помощью вероятностных моделей. Мы уже никогда не сможем узнать, как играли в эту настолку 4500 лет назад и как ее называли. Но полученные правила были успешно протестированы на 50 современных игроках. Исследователи дали ей название «Игра в двадцать квадратов» или еще проще — «Игра в двадцать».
Всего археологам на данный момент известно более сотни настольных игр из древнего Ближнего Востока. Некоторые популярны по сей день, например, манкала, в которую играют от Африки до Индии.