Специалисты Института биоорганической химии Российской академии наук разработали долгожданное лекарство от деменции. Препарат «Когниран» прошел доклинические испытания на животных. Он смог восстановить у подопытных пациентов память и когнитивные функции, которые в первую очередь страдают при болезни Альцгеймера и других видах старческого слабоумия.
Современные исследования деменции называют многочисленные факторы развития таких расстройств. Одна из частых причин нейродегенеративных заболеваний — нарушения в работе альфа-7-никотиновых рецепторов в мозгу, которые вовлечены в долговременную память.
При самом распространенном виде деменции, болезни Альцгеймера, их блокируют скопления амилоидов — неправильно свернутого белка в нейронах. Это мешает передаче нервных импульсов и приводит к ухудшению памяти и других мыслительных процессов.
Сейчас спектр фармакологических средств, которые помогают хотя бы частично реабилитировать пациентов, ограничен. Ученые во всем мире бьются над лекарством нового поколения, которое могло бы эффективно восстанавливать работу нейронов.
Пока в других странах эта задача не решена, российские эксперты завершают доклиническое тестирование «Когнирана». Его действующее вещество влияет именно на никотиновые рецепторы. В основе — маленькая пептидная молекула из белка человека Lynx1, который может активировать данные нервные окончания в мозгу. Разработчики вырезали из цепочки аминокислот белка часть в 15 звеньев (пептид), ответственную именно за эту работу.
«Если активировать эти рецепторы, чтобы они чаще открывались и проводили больше ионов, то они увеличат эффективность нервной передачи и процессов формирования памяти в коре и других частях головного мозга, и, как следствие, улучшится ментальная функция», — объяснил Захар Шенкарев.
Испытания проходили на мышах с болезнью Альцгеймера, которым привили человеческие гены. Животные показали значительное улучшение моторной, обонятельной памяти и других когнитивных функций, которые изначально пострадали. Еще одним эффектом оказалось снижение тревожности.
Клинические испытания на людях, по оценкам авторов, займут 5–10 лет, участие должны принять сотни человек, прежде чем лекарство будет окончательно одобрено.