Пабло Пикассо, скончавшийся полвека назад, по сей день продолжает вдохновлять художников по всему миру своими работами и оригинальным подходом к творческому процессу. Vokrugsveta.ru собрал несколько фактов об одном из самых влиятельных и значимых мастеров XX века.
Первое слово Пикассо — «карандаш»
По словам его матери, первое слово, которое произнес Пабло Пикассо, было «piz» (сокращенная форма испанского слова «lápiz» — «карандаш»). Случилось это, потому что с самого рождения его окружали многочисленные предметы, связанные с искусством — отец Пикассо Хосе Руис Бласко тоже был художником, но известным не стал.
Будущего художника назвали в честь предков и святых
Полное имя Пабло Пикассо, полученное при крещении, — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис Пикассо. Дело в том, что в Испании принято давать детям много имен — Пабло назвали в честь предков и почитаемых святых, а фамилии Руис и Пикассо достались ему от отца и матери соответственно.
Писал картины с юных лет
В восемь лет Пикассо написал свою первую картину «Пикадор» масляными красками на деревянной крышке от сигарной коробки. Увлечение корридой мальчику привил отец, который часто брал Пабло на бои быков. С тех пор коррида стала одной из основных тем в творчестве Пабло Пикассо, который за долгие годы карьеры успел сменить несколько стилей.
Был мастером на все руки
Пабло Пикассо был не только художником, но еще и скульптором, керамистом, сценографом, поэтом, драматургом, писателем и дизайнером. «Я слышала, теперь ты пишешь стихи. Что ж, от тебя можно ожидать всего. Если мне скажут, что ты провел церковную службу, — я и в это поверю…» — писала художнику его мать Мария Пикассо Лопес.
Русский писатель и друг художника Илья Эренбург в публикации «Из воспоминаний о Пабло Пикассо» так рассказывает о талантах Пикассо: «Я спросил, зачем у него жесть, он сказал, что хочет ее использовать, но еще не знает как. Не было, кажется, материала, над которым он не работал бы. Всю свою жизнь он учился: любит мастерство. Когда ему было 40 лет, он учился у испанского ремесленника Хулио Гонсалеса, как обрабатывать листовое железо; в 60 лет учился искусству литографа, в 70 стал гончаром».
Бедствовал и сжигал свои картины
В молодости Пабло Пикассо был очень беден. Художнику пришлось сжечь большую часть своих ранних работ, чтобы хоть немного обогреть комнату — денег не хватало даже на дрова. «Его окружал рой бедных испанских художников, которые сидели на полу, чем-то питаясь и беседуя. Он писал по две или три картины в день, носил, как и я, цилиндр и проводил вечера за кулисами тогдашних мюзик-холлов, рисуя портреты звезд…», — вспоминал французский поэт и художник Макс Жакоб.
Сотрудничал с «Русским балетом» Дягилева
В 1916 году Пикассо познакомился с Сергеем Дягилевым и начал сотрудничать с «Русским балетом». Пикассо участвовал в создании декораций и костюмов для спектаклей. «Был ли это реальный случай, или исторический анекдот, но он характерен для понимания Дягилева: когда всемирно известный Пикассо показал Дягилеву рисунки для „Пульчинеллы“ на музыку Стравинского, Дягилеву они не понравились, он бросил рисунки на пол, и стал топтать», — рассказывает голландский историк Шенг Схейен. Пикассо пришлось переделывать работу.
Женился на русской балерине
В 1918 году Пикассо женился на Ольге Хохловой — балерине из труппы Сергея Дягилева. В 1921-м у них родился сын Пауло. Брак, однако, вскоре дал трещину: в конце 1920-х художник завел роман с 17-летней Марией-Терезой Вальтер. В 1935 году Хохлова узнала об измене Пикассо и беременности Вальтер. Она порвала с мужем и подала на развод, но художник отказался подписывать документы, не желая делить имущество с бывшей женой. Ольга Хохлова оставалась законной женой Пабло Пикассо вплоть до своей смерти в 1955 году.
Написал одну из самых известных антивоенных картин
Картина Пикассо «Герника» была написана Пикассо для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже по заказу республиканских властей его родной страны. Полотно размером 349 х 776,6 см посвящено апрельским событиям 1937 года, когда легион «Кондор» из состава люфтваффе разбомбил баскский городок Гернику. Так нацисты поддержали силы генерала Франсиско Франко во время Гражданской войны в Испании. Взрывы бомб и пожары практически полностью уничтожили город.
По некоторым сведениям, спустя несколько лет офицеры гестапо наведались в дом Пикассо в оккупированном Париже. Один из них обратил внимание на фотографию «Герники» и спросил: «Это вы сделали?» «Нет, это сделали вы», — ответил Пикассо.
Создал «Голубя мира»
Не менее весомый вклад в антивоенное дело художник внес в 1949 году — тогда Пикассо создал для Всемирного конгресса сторонников мира изображение белого голубя, сидящего на земле. Впоследствии художник неоднократно перерабатывал этот образ — самый узнаваемый графический набросок, изображающий летящего голубя (или голубку) с оливковой ветвью в клюве, появился в 1960-х годах.
«Недоброжелатели обвиняют Пикассо в том, что он искал легкого успеха. Однако его голубки тесно связаны со всем его творчеством — с минотаврами и козами, со старцами и девушками. Конечно, голубка — крупица в богатстве, созданном художником; но ведь сколько миллионов людей знали и почитали Рафаэля по репродукциям одной его картины „Сикстинская мадонна“, сколько миллионов людей знают и почитают Шопена только потому, что он написал музыку, которую они слышат на похоронах! Так что снобы напрасно смеются. Конечно, по одной голубке узнать Пикассо нельзя, но нужно быть Пикассо, чтобы сделать такую голубку», — писал Илья Эренбург.
Выставка Пикассо в СССР произвела фурор
В 1956 году в Советском Союзе прошла первая выставка картин Пикассо. «Для меня была большой радостью его выставка в Москве. На открытие пришло слишком много народу: устроители, боясь, что будет мало публики, разослали куда больше приглашений, чем нужно. Толпа прорвала заграждения, каждый боялся, что его не впустят. Директор подбежал ко мне, бледный: „Успокойте их, я боюсь, что начнется давка“. Я сказал в микрофон: „Товарищи, вы ждали этой выставки двадцать пять лет, подождите теперь спокойно двадцать пять минут“… Три тысячи человек рассмеялись, и порядок был восстановлен», — вспоминал Эренбург.
Получил Международную Ленинскую премию
В 1962 году Пабло Пикассо был удостоен Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» как антифашист, коммунист и автор «Голубки». Однако художник отказался получить премию из рук советского посла в Париже. Как писал, литературовед Бенедикт Сарнов, Илье Эренбургу всё же удалось вручить Пикассо награду в неформальной обстановке, а затем они отметили это событие. Будучи навеселе, художник прицепил медаль с изображением Ленина к брюкам и спросил: «Ну как, теперь ты доволен?»
Оставил колоссальное наследие
Пабло Пикассо, скончавшийся в 1973 году, считается одним из самых плодовитых художников. По некоторым сведениям, он создал свыше 13 500 картин, около 100 000 гравюр, 34 000 книжных иллюстраций и несколько сотен керамических и скульптурных работ — всего почти 148 000 произведений. О том, как Пикассо работал за мольбертом вспоминала в книге «Моя жизнь с Пикассо» возлюбленная художника Франсуаза Жило:
«Пабло простаивал перед мольбертом, почти не двигаясь, часа по три-четыре подряд. Я спросила, не утомляет ли его такое долгое стояние на одном месте. Он покачал головой. „Нет. Потому-то художники и живут так долго. Я, пока работаю, оставляю свое тело за дверью, подобно тому, как мусульмане обувь перед входом в мечеть“. Время от времени Пабло отходил в дальний конец мастерской и садился в плетеное кресло с высокой готической спинкой, изображенное на многих его полотнах. Забрасывал ногу на ногу, ставил локоть на колено и, подперев кулаком подбородок, а другую руку заведя за спину, разглядывал холсты по часу. После этого обычно возвращался к работе над портретом. Иногда говорил: „Сегодня не могу развивать дальше эту пластическую идею“ и принимался работать над другим холстом. У него всегда бывал выбор из полудюжины неоконченных полотен. Так он работал с двух часов дня до одиннадцати вечера».