Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Я художник, я так вижу»: как живописец Павел Михайлов фиксировал открытия антарктической экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена

В ту пору его зарубежные коллеги романтизировали далекие края и их жителей, однако Михайлов, следуя полученным указаниям, старался не приукрашивать действительность

1 февраля 2025Обсудить

Когда первопроходцы колесили по неизведанным еще морям в поисках новых земель, на корабли брали профессиональных художников, которые должны были четко фиксировать все увиденное. Люди смотрели на мир их глазами. Рисовальщики, которых брали в экспедиции, должны были фиксировать все увиденное. А подробное описание составляли капитаны кораблей. Но эта схема не всегда срабатывала должным образом.

«Я художник, я так вижу»: как живописец Павел Михайлов фиксировал открытия антарктической экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена

«Военные пляски Южной Новой Зеландии»

Источник:

из атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов: рис. с натуры / П. Михайлов. — 1831 / Научная библиотека РГО

Техзадание для бортового живописца

Европейская публика начала XIX века находилась под большим впечатлением от открытия экзотических островов и изрядно романтизировала происходящее там, рисуя в своем воображения этакий Эдем на Земле. Модные веяния находили прямое отражение в картинах, которые писали рисовальщики, сопровождавшие экспедиции англичан и французов.

Разочаровывать почтеннейшую публику им не хотелось, поэтому островные аборигены обретали классические черты и величие античных героев, а сами острова — явственно узнаваемый облик библейского рая, что было, как правило, весьма далеко от оригинала. Охочая до сенсаций аудитория, конечно, радовалась. Но с точки зрения научной ценности эти картины были пустышками, поскольку решительно не позволяли составить адекватное представление о далеких землях.

«Я художник, я так вижу»: как живописец Павел Михайлов фиксировал открытия антарктической экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена

«Вид островов Маркиза де Траверсе»

Источник:

из атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов: рис. с натуры / П. Михайлов. — 1831 / Научная библиотека РГО

Когда в Санкт-Петербурге начали собирать экспедицию с тем, чтобы «изведать страны Южного полюса» и «поверить все неверное в южной половине Великого океана», как писал в служебной записке Иван Крузенштерн, одной из задач было найти хорошего художника-графика, который смог бы достоверно отобразить все увиденное.

С этим морской министр де Траверсе обратился к президенту Академии художеств Алексею Оленину, который порекомендовал ему Павла Михайлова. И сам составил для выпускника Академии четкую подробную инструкцию, где однозначно говорилось: «Надобно сколько возможно избегать того, чтоб виденное дополнять или украшать воображением. Несоблюдение сего важного правила делает совершенно бесполезными рисунки к разным путешествиям. Для Вас это было бы непростительно». Следовательно, работать живописцу надлежало так, «чтобы все представляемое <…> было самым верным изображением видимого Вами. По сей причине Вы, отнюдь не должны ничего рисовать по одной памяти».

Биографическая справка

«Я художник, я так вижу»: как живописец Павел Михайлов фиксировал открытия антарктической экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена

Автопортрет Павла Николаевича Михайлова

Источник:

П. Н. Михайлов / Научная библиотека РГО

Павел Михайлов родился в семье актера Императорских театров в 1786 году. Мальчику было девять лет, когда его приняли в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. Михайлов обучался у портретиста Степана Щукина и собрал в ходе обучения немало наград.

В восемнадцать и девятнадцать лет он удостоился малой и большой серебряных медалей за рисунки с натуры, в двадцать — малой золотой медали за программу «Представить художников, рисующих виды и разговаривающих между собой о своем художестве». Тогда же он получил и звание художника 1–й степени.

Во время войны с Наполеоном 1812 года Павел Михайлов пошел служить в ряды ополчения, когда настало мирное время, вернулся к своей профессии. Занимался преимущественно миниатюрной живописью, выполняя частные заказы.

В 1815 году за портрет графа Ф. П. Толстого получил звание академика. По возвращении из двух кругосветок художник получил орден Св. Владимира 4–й степени и пенсион, но почивать на лаврах не стал. До самой смерти в 1840 году он продолжал рисовать.

Мастер на все жанры

Сюжетов для кисти Михайлова в путешествии Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, более 200 лет назад открывших Антарктиду, оказалось предостаточно. Живописец зарисовывал необычных представителей фауны.

«Я художник, я так вижу»: как живописец Павел Михайлов фиксировал открытия антарктической экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена

Михайлов фиксировал все увиденное с фотографической точностью, четко прорисовывая фактуры и формы животного и растительного мира

Источник:

из атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов: рис. с натуры / П. Михайлов. — 1831 / Научная библиотека РГО

Комментарии о его работе то и дело мелькают в отчете руководителя экспедиции, который аккуратно фиксировал события каждого дня: «30 сентября 1819 года. В полдень поймали на уду прожору, (акулу — прим. ред.), а вместе с ней подняли на шлюп рыбу прилипалу, которая всегда держится около первых, пользуется остатками их добычи. <…> Художник Михайлов нарисовал обе добычи, а штаб-лекарь Берх снял их кожу и приготовил для сохранения».

«5 января 1820 года. Художник Михайлов нарисовал изображение животного, имевшего в длину 12, а в толщину — 6 футов. Голова его была несколько похожа на собачью голову, хвост был короткий, верхняя часть тела имела серо-зеленоватый цвет с бурыми пятнами, а низ был желтым».

Не оставались без внимания и пейзажи: «Мы пошли вдоль по песчаному взморью к мысу Венеры, где нашли художника Михайлова и астронома Симонова, окруженных множеством островитян обоего пола и различного возраста. Художник Михайлов занимался рисованием вида Матавайской гавани…»

При встрече с аборигенами делал их портреты: «Между тем художник Михайлов, отойдя шагов на шесть в сторону, срисовывал всю королевскую группу, сидящую за завтраком. Прочие островитяне окружали художника Михайлова, сердечно смеялись, и о каждой вновь изображаемой фигуре рассказывали королю».

«Я художник, я так вижу»: как живописец Павел Михайлов фиксировал открытия антарктической экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена

«Портреты островитян»

Источник:

из атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов: рис. с натуры / П. Михайлов. — 1831 / Научная библиотека РГО

Рисовал жанровые сценки: «После сего забавлялись своею пляскою, состоящею из разных кривляний при громком пении, топании ногами и движении руками; лица искривляли так, что неприятно было смотреть; глаза иногда подводили под лоб. Пляска сия казалась воинственною, изъявляла презрение к неприятелю и победу над оным. Художник Михайлов нарисовал сию пляску; изобразил все кривляния лиц, глаз, положение частей тела и чрезмерно напрягаемые мускулы».

Работы художника позволяли зафиксировать максимум деталей, которые видели путешественники. «13 июля. <…> Художник Михайлов изобразил с точностью посетителей наших, начальника стоящего, женщину и мужчину сидящих; рисунок его изображал также коральный берег и растущий на оном лес».

Войти в историю

Михайлов привозил на корабль находки, показавшиеся ему любопытными, пополняя таким образом научные коллекции экспедиции. А еще не брезговал баловать своим мастерством островитян, которым тоже временами дарил сделанные им изображения: «Художник Михайлов весьма сходно нарисовал их портреты, при чем они сами находили сие сходство и радовались, как дети».

Только за первый год кругосветки Беллинсгаузен упоминает своего рисовальщика свыше 25 раз. Всего же Михайлов привез в Петербург из путешествия 167 зарисовок и эскизов, дополнив увлекательный отчет капитана о новых землях красочными и достоверными иллюстрациями. Взамен руководитель экспедиции назвал в честь художника один из открытых островов, так на карте появился остров Михайлова.

«Я художник, я так вижу»: как живописец Павел Михайлов фиксировал открытия антарктической экспедиции Лазарева и Беллинсгаузена
Источник:

из атласа к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света в продолжении 1819, 1829 и 1821 годов: рис. с натуры / П. Михайлов. — 1831 / Научная библиотека РГО

Парадоксальным образом, самой Антарктиды среди работ художника нет, но здесь особенно нечему удивляться. Бесконечные льды писать просто не было смысла, а именно в таком виде предстал перед первооткрывателями шестой континент: «…встретили матерый лед чрезвычайной высоты <…> простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение», — описывал знаменательное событие Михаил Лазарев.

Одной кругосветкой дело не закончилось. Павел Михайлов зарекомендовал себя настолько ответственным и надежным работником, что вскоре его вновь позвали совершить плавание вокруг света. В 1826 году в путь отправилась экспедиция Михаила Станюковича и Федора Литке с тем, чтобы подробно изучить побережье Берингова моря и центральную часть Тихого океана. Пусть до изобретения фотоаппаратов было еще далеко, верный глаз и твердая рука художника вполне успешно их заменяли.

Материал опубликован в феврале 2025

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения