«Я рожден летать на ракетах»: на МКС отправился корабль «Союз МС-26» с самым пожилым действующим астронавтом NASA

Дональд Петтит впервые побывал на орбите более 20 лет назад, а теперь летит в космос в четвертый раз

11 сентября 2024Обсудить

11 сентября с 31-й площадки космодрома Байконур к Международной космической станции (МКС) был запущен пилотируемый корабль «Союз МС-26» с тремя членами экипажа.

Роскосмос ТВ / YouTube

Пуск ракеты-носителя «Союз 2.1а», которая вывела корабль на орбиту, состоялся в 19 часов 23 минуты по московскому времени и обошелся без сбоев. «Выведение „Союза МС-26“ на заданную орбиту, его отделение от третьей ступени ракеты, раскрытие антенн и панелей солнечных батарей корабля прошли в штатном режиме», — сообщили в Роскосмосе.

До МКС корабль должен добраться всего за три часа — по плану он должен пристыковаться к малому исследовательскому модулю «Рассвет» российского сегмента станции в 22 часа 33 минуты по Москве.

На борту «Союза МС-26» находятся российские космонавты Алексей Овчинин и Иван Вагнер, а также астронавт NASA Дональд Петтит. Для Вагнера этот полет в космос стал вторым в карьере, для Овчинина — четвертым, если считать его полет на корабле «Союз МС-10» в октябре 2018 года, закончившийся аварийной посадкой корабля через несколько минут после старта.

Дональд Петтит, Алексей Овчинин и Иван Вагнер

ЦПК / Роскосмос

69-летний Дональд Петтит — самый возрастной действующий астронавт NASA и самый опытный участник этой экспедиции. Впервые он отправился в космос в 2002 году на шаттле «Индевор» (Endeavour) и провел на МКС 161 день, совершив два выхода в открытый космос. На Землю он вернулся на корабле «Союз ТМА-1». Тогда пребывание астронавтов на станции продлили почти вдвое из-за гибели шаттла «Колумбия» (Columbia) в феврале 2003 года.

Петтит работает в открытом космосе, январь 2003 года

NASA, Public domain, via Wikimedia Commons

Второй полет на орбиту Петтит совершил в ноябре 2008 года на том же челноке «Индевор» в рамках миссии по доставке и установке нового оборудования на МКС. В этот раз астронавт провел в космосе около 16 суток. В третий раз Дональд Петтит полетел на МКС в декабре 2011 года на корабле «Союз ТМА-03М». На нем же он вместе с космонавтом Роскосмоса Олегом Кононенко и астронавтом Европейского космического агентства Андре Кёйперсом вернулся на Землю в июле 2012-го. Всего к настоящему времени Петтит провел в космосе 370 суток.

<p>Дональд Петтит</p>

«Некоторые люди рождены быть ковбоями и ездить на лошадях. Я рожден летать на ракетах и находиться в космосе. Так что я с нетерпением жду возвращения»

Если полет «Союза МС-26» пройдет по плану, то на Землю Петтит, Вагнер и Овчинин вернутся на этом же корабле 1 апреля 2025 года — за 19 дней до 70-го дня рождения американского астронавта, который появился на свет 20 апреля 1955 года.

Сейчас на МКС находятся космонавты Роскосмоса Олег Кононенко, Николай Чуб и Александр Гребёнкин, а также астронавты NASA Мэттью Доминик, Майкл Барратт, Джанетт Эппс, Трейси Дайсон, Барри Уилмор и Сунита Уильямс.

Самые возрастные астронавты

Стоит отметить, что Петтит — далеко не самый старый человек, побывавший в космосе. Например, астронавт Джон Гленн в 1998 году полетел на орбиту в возрасте 77 лет. В 1962-м он стал первым американцем, совершившим орбитальный полет.

Рекорд же принадлежит американскому актеру Уильяму Шетнеру, известному по роли капитана Кирка в сериале «Звездный путь», и несостоявшемуся астронавту Эдварду Дуайту. Оба они совершили суборбитальные туристические полеты на корабле New Shepard компании Blue Origin в возрасте 90 лет, но Дуайт, исполнивший свою мечту в мае 2024 года, на момент полета был на 48 дней старше Шетнера.

Среди женщин рекордсменкой является летчица Уолли Фанк, участвовавшая в частной программе подготовки женщин-астронавтов «Меркурий-13» в начале 1960-х, но побывавшая в космосе только в качестве туристки во время суборбитального полета на корабле New Shepard. На тот момент ей было 82 года.