Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства

Детское восхищение красотой убранства церкви определило жизненный путь Филиппо Сорчинелли

19 мая 2023Обсудить

Даже в XXI веке жизнь верхушки Католической церкви остается окутанной тайнами, а Ватикан продолжает хранить свои секреты. Но времена меняются, и теперь обыватели могут узнать некоторые подробности о жизни Папы Римского. Точнее, о его одежде.

Некоторыми подробностями о работе над костюмами для понтифика в эксклюзивном интервью порталу «Вокруг света» поделился Филиппо Сорчинелли — бывший профессиональный органист, а ныне парфюмер и владелец ателье LAVS, специализирующегося на пошиве облачений для священнослужителей.

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Источник:
Коллаж: Александр Чатикян

«Я до сих пор ощущаю себя маленьким мальчиком в постоянном поиске красоты»

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Филиппо Сорчинелли
Источник:
filipposorcinelli

Филиппо, когда у вас возник интерес к церкви?

— В детстве я получил самый прекрасный опыт, сформировавший меня и позволивший стать тем, кто я есть сегодня. Я родился в маленьком итальянском городке Мондольфо. Моя мама была верующей католичкой. Она работала уборщицей в местной церкви и часто брала меня с собой. Я разглядывал архитектуру и убранство храма, восхищался ими. В это время я и открыл для себя свои будущие увлечения, которые, несмотря на разные области, так или иначе касались церкви.

Однажды, заглянув в ризницу, я обнаружил священные облачения и висящую там кадильницу. Потом я поднялся выше по пыльной лестнице и нашел в одном из помещений огромный церковный орган. Помню восторг и страх, который испытал перед этим инструментом. Столько лет прошло, но я до сих пор ощущаю себя маленьким любознательным мальчиком, который находится в постоянном поиске красоты. 

Случайная встреча с музыкальным инструментом предопределила вашу профессию: вы стали органистом. Но что привело вас в мир моды и такой узкоспециализированный сегмент, как одежда для богослужений?

— Свое основное образование я получил в художественной и музыкальной школах. В мир церковных облачений я пришел благодаря своей страсти к литургии, моей любви к священному искусству и визуальному опыту, полученному в подростковом возрасте. Дело в том, что у моей тети было маленькое ателье в Мондольфо. В основном там шили платья. Я частенько заглядывал туда.

До того как вы сами начали придумывать одежду для католических священнослужителей, вам нравился их гардероб? У кого из пап, на ваш взгляд, был лучший стиль?

— Конечно, как я уже говорил ранее, я не смог бы пойти по этому пути, если бы еще с раннего детства у меня не возникла страсть к красоте внутри церкви, в том числе и к католическим одеждам. Наверное, в большей степени на мою карьеру стилиста повлияли образы Папы Пия XI и Папы Павла VI.

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Пий XI (1857-1939)
Источник:
INTERFOTO / Alamy via Legion Media
Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Павел VI (1897-1978)
Источник:
CNSCatholic News Service, Public domain, via Wikimedia Commons

«Римская церковь всегда поощряла развитие сакрального искусства»

Сложно ли стать стилистом самого Папы Римского? Как вы им стали? Как и с кем проходило собеседование?

— Я считаю, что хорошо выполнять свою работу — это, прежде всего, услуга, которая окупается со временем. Сотрудничество с Папой родилось естественным образом. Мне позвонил распорядитель литургических торжеств Папы Римского. Он пригласил меня на встречу. Так всё и началось.

Где вы черпаете вдохновение для своих модных идей?

— Главным источником вдохновения для меня является Средневековье. Этот исторический период богат не столько декоративными аспектами, сколько символизмом. Он далек от идей барокко, и это меня в нем привлекает.

1 из 6
Источник:
filipposorcinelli

В православном богослужении сложно привнести что-то новое в одеяние священника. А как обстоят дела в Католической церкви? Где установлены творческие рамки?

— Даже в Католической церкви должна соблюдаться определенная строгость, которой требуют литургические каноны, каждая деталь, будь то состав тканей, цвет, фактура или аксессуары, четко регламентируется.

В равной степени верно и то, что Римская церковь всегда поощряла развитие сакрального искусства с учетом особенностей современного человека и общества. Но всё это не исключает того, что работа над одеждой для католических богослужений — это возможность лично мне проявлять свое творчество, свою свободу.

Вы одевали Бенедикта XVI, сейчас работаете с Франциском. Расскажите о вашем самом любимом костюме для Папы. Какой понтифик его носил и где?

— Несомненно, это священные одежды Папы Бенедикта XVI, которые были сшиты для его визита в Геную. На эту работу ушло три месяца. Я помню, как по телевизору наблюдал за его появлением в Генуе. Репортер, комментировавший это событие, воскликнул: «Наконец-то Папа Римский выглядит как Папа Римский!»

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Бенедикт XVI (1927-2022) во время визита в Геную в 2008 году. Он был понтификом с 2005-го по 2013 год, а после отречения стал первым Папой Римским на покое

Паоло Соррентино обращался к вам за консультациями по костюмам, когда снимал сериалы «Молодой папа» и «Новый папа»?

— У меня не было никаких контактов с Паоло Соррентино. Я разрабатываю дизайн и шью священные облачения. Сценические костюмы — это не мое дело. Граница здесь тонкая, но разница есть, и для меня она существенная.

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Кадр из сериала «Молодой папа» (2016). Роль вымышленного понтифика Пия XIII в нем исполнил Джуд Лоу
Источник:
polyband / YouTube

«Я могу рассказывать о своей жизни и с помощью ароматов»

Предъявляет ли главный ватиканский офис особые требования к вашему поведению, внешнему виду? Что-то вам запрещено?

— Самая первая и важная вещь — это уважительное отношение. И оно должно быть взаимным, это лежит в основе всего. Я прекрасно знаком с внутренним протоколом Католической церкви и знаю, как следует себя вести там. Но я бы не сказал, что эти правила кардинально отличаются от общепринятых.

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Источник:
filipposorcinelli
Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Источник:
filipposorcinelli

Сколько у вас татуировок? Что они означают?

— Я никогда их не считал. Но они были сделаны не наугад. Десять лет назад в моей жизни произошел переломный момент, своего рода короткое замыкание. И мне захотелось навсегда запечатлеть это особое состояние души, как если бы это было разбитое зеркало.

Я у Папы — модельер: как итальянский органист начал одевать понтификов и представителей католического духовенства
Источник:
filipposorcinelli

Расскажите про еще одну вашу страсть — парфюмерию. Здесь тоже без религии не обошлось?

— Мое увлечение созданием ароматов родилось в процессе работы над священными облачениями. Первый парфюм был создан, чтобы просто ароматизировать готовые заказы для представителей церкви перед их отправкой. Однако постепенно я понял, что могу рассказывать о своей жизни и с помощью ароматов. И, так как моя жизнь неотъемлемо связана с католичеством, то и парфюмерия, которую я создаю, связана с религией и церковью.

Вы думали, чем будете заниматься, когда закончите работать на Папу?

— Я открыт к предложениям.

Фото предоставлены героем публикации, если не указано иное

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения