Даже в XXI веке жизнь верхушки Католической церкви остается окутанной тайнами, а Ватикан продолжает хранить свои секреты. Но времена меняются, и теперь обыватели могут узнать некоторые подробности о жизни Папы Римского. Точнее, о его одежде.
Некоторыми подробностями о работе над костюмами для понтифика в эксклюзивном интервью порталу «Вокруг света» поделился Филиппо Сорчинелли — бывший профессиональный органист, а ныне парфюмер и владелец ателье LAVS, специализирующегося на пошиве облачений для священнослужителей.
«Я до сих пор ощущаю себя маленьким мальчиком в постоянном поиске красоты»
Филиппо, когда у вас возник интерес к церкви?
— В детстве я получил самый прекрасный опыт, сформировавший меня и позволивший стать тем, кто я есть сегодня. Я родился в маленьком итальянском городке Мондольфо. Моя мама была верующей католичкой. Она работала уборщицей в местной церкви и часто брала меня с собой. Я разглядывал архитектуру и убранство храма, восхищался ими. В это время я и открыл для себя свои будущие увлечения, которые, несмотря на разные области, так или иначе касались церкви.
Однажды, заглянув в ризницу, я обнаружил священные облачения и висящую там кадильницу. Потом я поднялся выше по пыльной лестнице и нашел в одном из помещений огромный церковный орган. Помню восторг и страх, который испытал перед этим инструментом. Столько лет прошло, но я до сих пор ощущаю себя маленьким любознательным мальчиком, который находится в постоянном поиске красоты.
Случайная встреча с музыкальным инструментом предопределила вашу профессию: вы стали органистом. Но что привело вас в мир моды и такой узкоспециализированный сегмент, как одежда для богослужений?
— Свое основное образование я получил в художественной и музыкальной школах. В мир церковных облачений я пришел благодаря своей страсти к литургии, моей любви к священному искусству и визуальному опыту, полученному в подростковом возрасте. Дело в том, что у моей тети было маленькое ателье в Мондольфо. В основном там шили платья. Я частенько заглядывал туда.
До того как вы сами начали придумывать одежду для католических священнослужителей, вам нравился их гардероб? У кого из пап, на ваш взгляд, был лучший стиль?
— Конечно, как я уже говорил ранее, я не смог бы пойти по этому пути, если бы еще с раннего детства у меня не возникла страсть к красоте внутри церкви, в том числе и к католическим одеждам. Наверное, в большей степени на мою карьеру стилиста повлияли образы Папы Пия XI и Папы Павла VI.
«Римская церковь всегда поощряла развитие сакрального искусства»
Сложно ли стать стилистом самого Папы Римского? Как вы им стали? Как и с кем проходило собеседование?
— Я считаю, что хорошо выполнять свою работу — это, прежде всего, услуга, которая окупается со временем. Сотрудничество с Папой родилось естественным образом. Мне позвонил распорядитель литургических торжеств Папы Римского. Он пригласил меня на встречу. Так всё и началось.
Где вы черпаете вдохновение для своих модных идей?
— Главным источником вдохновения для меня является Средневековье. Этот исторический период богат не столько декоративными аспектами, сколько символизмом. Он далек от идей барокко, и это меня в нем привлекает.
В православном богослужении сложно привнести что-то новое в одеяние священника. А как обстоят дела в Католической церкви? Где установлены творческие рамки?
— Даже в Католической церкви должна соблюдаться определенная строгость, которой требуют литургические каноны, каждая деталь, будь то состав тканей, цвет, фактура или аксессуары, четко регламентируется.
В равной степени верно и то, что Римская церковь всегда поощряла развитие сакрального искусства с учетом особенностей современного человека и общества. Но всё это не исключает того, что работа над одеждой для католических богослужений — это возможность лично мне проявлять свое творчество, свою свободу.
Вы одевали Бенедикта XVI, сейчас работаете с Франциском. Расскажите о вашем самом любимом костюме для Папы. Какой понтифик его носил и где?
— Несомненно, это священные одежды Папы Бенедикта XVI, которые были сшиты для его визита в Геную. На эту работу ушло три месяца. Я помню, как по телевизору наблюдал за его появлением в Генуе. Репортер, комментировавший это событие, воскликнул: «Наконец-то Папа Римский выглядит как Папа Римский!»
Паоло Соррентино обращался к вам за консультациями по костюмам, когда снимал сериалы «Молодой папа» и «Новый папа»?
— У меня не было никаких контактов с Паоло Соррентино. Я разрабатываю дизайн и шью священные облачения. Сценические костюмы — это не мое дело. Граница здесь тонкая, но разница есть, и для меня она существенная.
«Я могу рассказывать о своей жизни и с помощью ароматов»
Предъявляет ли главный ватиканский офис особые требования к вашему поведению, внешнему виду? Что-то вам запрещено?
— Самая первая и важная вещь — это уважительное отношение. И оно должно быть взаимным, это лежит в основе всего. Я прекрасно знаком с внутренним протоколом Католической церкви и знаю, как следует себя вести там. Но я бы не сказал, что эти правила кардинально отличаются от общепринятых.
Сколько у вас татуировок? Что они означают?
— Я никогда их не считал. Но они были сделаны не наугад. Десять лет назад в моей жизни произошел переломный момент, своего рода короткое замыкание. И мне захотелось навсегда запечатлеть это особое состояние души, как если бы это было разбитое зеркало.
Расскажите про еще одну вашу страсть — парфюмерию. Здесь тоже без религии не обошлось?
— Мое увлечение созданием ароматов родилось в процессе работы над священными облачениями. Первый парфюм был создан, чтобы просто ароматизировать готовые заказы для представителей церкви перед их отправкой. Однако постепенно я понял, что могу рассказывать о своей жизни и с помощью ароматов. И, так как моя жизнь неотъемлемо связана с католичеством, то и парфюмерия, которую я создаю, связана с религией и церковью.
Вы думали, чем будете заниматься, когда закончите работать на Папу?
— Я открыт к предложениям.
Фото предоставлены героем публикации, если не указано иное