Летним знойным днем на кустах акации, пионах, ирисах, лилиях и других благоухающих цветах нетрудно заметить ярко окрашенных жуков, которые собрались будто для того, чтобы похвастаться своим блестящим хитиновым одеянием. У одних надкрылья красные с черными пятнами, у других — зеленые с бронзовым отливом, у третьих они черны словно фрак дирижера, но при этом имеют красный «воротник». Собравшиеся франты никуда не спешат, поглощают нежную мякоть лепестков. Но пусть это мирное, казалось бы, ничем не примечательное собрание не вводит вас в заблуждение: возможно, вы никогда не видели в одном месте столько опасных и в то же время полезных для медицины насекомых. Это представители нарывников — широко распространенного семейства, насчитывающего более 7500 видов.
Помощники и вредители
Цветоводы недолюбливают нарывников, повреждающих цветы. В то же время эти жуки оказывают человеку услугу, помогая бороться с саранчой, способной в кратчайшие сроки уничтожить посевы. После спаривания самка нарывника откладывает яйца, из них вылупляются личинки, наделенные потрясающей способностью разыскивать кубышки саранчовых. Найдя кубышку, голодная личинка забирается в нее и поедает яйца. Таким образом, нарывники оказывают лимитирующий эффект на численность саранчи.
Однако есть виды этих жуков, чьи личинки ведут паразитический образ жизни в пчелиных ульях, чем, конечно, наносят ущерб пчеловодству.
Прежде чем стать взрослыми, они проходят через несколько стадий превращения: от подвижного хищника до неподвижной ложнокуколки, или гипнотеки. В таком состоянии насекомое способно пережить сильнейшую засуху или морозы. После стадии гипнотеки происходит возврат к личиночной стадии, и только потом происходит окукливание, как и у всех жуков.
Носители яда
Яркая окраска нужна нарывникам отнюдь не для красоты. Так они посылают окружающему миру четкий сигнал: осторожно, мы ядовиты! Их организм содержит сильный яд — кантаридин. Он вызывает раздражения на коже, нарывы, волдыри, рвоту, головные боли. Даже незначительной его дозы (0,03 мг) достаточно, чтобы убить человека. По статистике, от отравления кантаридином ежегодно погибает от трех до пяти человек. Известны случаи гибели верблюдов, случайно съевших вместе с растениями нарывников.
При этом безо всяких видимых последствий для себя жуков едят лягушки и жабы, однако сами при этом становятся ядовитыми: мясо лягушек, придерживающихся «нарывниковой» диеты, опасно для тех, кто решит отведать сей деликатес.
Нарывников спокойно поедают и другие животные: чайки, дрофы, куры и ежи. Возможно, чтобы спастись от вездесущих ежей, ядовитые жучки предпочитают занимать верхние части растений.
От лечения до оргий
Тибетские мудрецы утверждали, что даже самый сильный яд может быть полезен, нужно только правильно уметь его применять. Существует немало доказательств их правоты. Как известно, из змеиного яда или ядовитых растений делают лекарства, спасающие жизнь миллионам людей.
В недавнем прошлом нарывники были ценным живым сырьем для производства различных снадобий. К примеру, в европейских и российских аптеках в XVIII и даже в начале XX века можно было купить пластыри, мази и настойки, одним из компонентов которых были толченные шпанские мушки — представители семейства нарывников. Пластыри часто употреблялись чтобы вызвать нарывы, а также для лечения воспалительных заболеваний.
Однако в основном препараты на основе порошка из жуков использовали для усиления полового влечения. О столь пикантном его эффекте знали еще лекари Античности, но особую популярность шпанская мушка приобрела в XVIII века. Ее подсыпали в вино, если хотели устроить незабываемый вечер. Знаменитого маркиза де Сада обвиняли в том, что он угощал таким зельем гостей. Не чужды были подобные забавы и русской аристократии. К сожалению, периодически они заканчивались смертью некоторых участников: у снадобий на основе кантаридина есть сильные побочные эффекты и множество противопоказаний. Тем не менее торговля шпанскими мушками активно велась еще в 30-е годы XX века. По некоторым данным, одним из поставщиков нарывников на европейский рынок был Советский Союз.
Сейчас в большинстве стран нарывники живут спокойно, их никто не «заготавливает», так как природному кантаридину нашли замену в виде синтетических и более безопасных препаратов.
Фото и видео: автора