Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты

В этом году один из главных музеев мира отмечает 260-летие. День рождения — отличный повод взглянуть на залы Эрмитажа как на часть его коллекции

7 декабря 2024Обсудить

7 декабря 2024 года Государственному Эрмитажу исполняется 260 лет. Чтобы обойти все открытые для посетителей 365 залов музея, останавливаясь хотя бы на минуту у каждого экспоната его более чем трехмиллионной коллекции, потребуется больше 8 лет. И это — без учета времени на перемещение по залам и любование их интерьерами. А полюбоваться есть чем — Vokrugsveta.ru выбрал девять выдающихся залов Эрмитажа, каждый из которых можно назвать экспонатом музея. О том, как создавались и отделывались эти залы, нам рассказали научные сотрудники Архитектурной службы Государственного Эрмитажа.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Малахитовый зал (Малахитовая гостиная)

Зимний дворец, зал № 189, второй этаж

Малахитовая гостиная была создана в 1838–1839 годах архитектором Александром Брюлловым при восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года. Старший брат живописца Карла Брюллова воспроизвел композиционное решение стен, придуманное Огюстом де Монферраном в начале 1830-х годов, когда тот декорировал гостиную императрицы Александры Федоровны.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

До пожара гостиная называлась Яшмовой — этим серо-фиолетовым камнем были отделаны колонны, пилястры и камины. После пожара по желанию императора Николая I в декоре интерьера появился другой материал. «Богатая Сибирь заменила свою яшму своим же золотом и малахитом», — рассказывает об этом писатель Александр Башуцкий в книге «Возобновление Зимнего дворца в Санкт-Петербурге» (1839).

Яшмовая гостиная на рисунке Григория Чернецова 1833 года и сделанная из нее Малахитовая гостиная на картине Константина Ухтомского 1865 года

Источник:
Wikimedia Commons, akg-images via Legion Media

Малахит в качестве отделочного материала был выбран неслучайно. Уже во второй половине XVIII — первой трети XIX века этот поделочный материал использовали для изготовления небольших вещей — шкатулок, подсвечников, ваз, а после открытия в начале 1830-х годов грандиозных залежей этого минерала на принадлежащем Демидовым руднике в Меднорудянске неподалеку от Нижнего Тагила появилась возможность более широкого его применения. Именно у Демидовых купили малахит для парадной гостиной императрицы. На эту работу пошло 133 пуда (свыше 2 тонн) малахита.

Яркость и декоративность малахита предопределили использование Брюлловым в оформлении зала и других столь же звучных колористических акцентов: архитектор перекрыл гостиную сводчатым потолком и украсил его вызолоченным орнаментом. Золотом были покрыты и сложные орнаменты на дверях зала. Такое обилие позолоты позволило современникам называть гостиную, не только Малахитовой, но и Золотой, хотя стараниями Брюллова во дворце появилась и своя Золотая гостиная, о которой речь пойдет ниже.

Смысловым центром отделки зала была роспись на стене напротив окон. Она существовала еще в Яшмовой гостиной Монферрана, и при восстановлении дворца Николай I поручил реставрацию Антонио Виги — автору первоначальной росписи. 74-летний мастер взялся за исполнение заказа, «держась прежней живописи». Центральная из трех женских фигур — аллегория Поэзии — была копией медальона «Поэзия» работы Рафаэля, венчающего фреску «Парнас» в комнате Станца делла Сеньятура Папского дворца в Ватикане. По ее сторонам изображены аллегорические фигуры, олицетворяющие День и Ночь, прообразами которых послужили барельефы датского скульптора Бертеля Торвальдсена.

+1

Красота и роскошь отделки Малахитового зала не имеет себе равных в Зимнем дворце — сегодня, как и в XIX веке, попадающие сюда посетители, по меткому наблюдению Башуцкого, не знают, «чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».

Петровский (Малый тронный) зал

Зимний дворец, зал № 194, второй этаж

Один из залов Парадной анфилады Зимнего дворца, ведущей к Тронному (Георгиевскому) залу и предназначавшейся для церемониальных выходов императорской семьи, приемов и балов, был оформлен по проекту де Монферрана в 1833–1834 годах и посвящен Петру Великому. После пожара 1837 года зал был восстановлен архитектором Василием Стасовым. В декоре помещения нашли отражение мотивы прославления Петра Великого и возвеличивания имперской власти.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты

Малый тронный зал на картине Эдуарда Гау 1863 года

Источник:

Wikimedia Commons

Главным композиционным и смысловым акцентом зала стало полотно венецианского художника Якопо Амигони, на котором Петр I представлен рядом с богиней мудрости Минервой. В люнетах свода размещены изображения двух главных баталий Северной войны, определивших победу России в войне со Швецией: сражения при деревне Лесной и Полтавской битвы.

В декор зала в 1830-е годы были включены элементы государственной символики: на бархатной обивке стен повторялись части российского герба — бронзовые вызолоченные двуглавые орлы. В полукруглой нише (экседре) был установлен трон. В 1858 году, в царствование Александра II, бархатную обивку зала поменяли в связи с геральдической реформой.

+1

Гербовый зал

Зимний дворец, зал № 195, второй этаж

Изначально называвшийся Белым, этот зал входил в комплекс Парадной анфилады Зимнего дворца. После пожара его восстановлением занимался архитектор Василий Стасов, который внес кардинальное объемно-планировочное изменение, увеличив длину помещения на 12 метров за счет пристройки со стороны Большого двора. В результате зал стал одним из самых больших во всем дворце.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:

ruelleruelle via Legion Media

Сохранив «допожарное» композиционное решение интерьера, архитектор ввел сплошную позолоту ордерных элементов для создания более торжественного образа зала. Свое новое название ставший Гербовым Белый зал получил по изображениям гербов российских губерний. Еще в 1826 году в зале у торцовых стен были установлены скульптурные группы русских витязей. На древках их копий по указанию императора Николая I поместили гербы губерний, а во время реставрации позолоченными изображениями этих гербов были украшены и люстры зала.

Преображение зала можно увидеть, сравнив картины Адольфа Лардюрнера «Вид части Белого (Гербового) зала в Зимнем дворце» (1838) и Эдуарда Гау «Гербовый зал» (1863)

Источник:

Album via Legion Media

В царствование Николая I во время балов в Гербовом зале устраивали балы (его вторым названием было Танцевальный). При Александре II произошли изменения, сохранившиеся и в последующие царствования: танцевали в Николаевском зале Невской анфилады, а ужинали в Гербовом. Гербы на древках копий витязей, демонтировали в 1915 году при устройстве в зале лазарета для нижних чинов.

+1

Георгиевский (Большой Тронный) зал

Зимний дворец, зал № 198, второй этаж

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:

Pavel Losevsky via Legion Media

В 1785–1795 годах к Зимнему дворцу был пристроен отдельный корпус, в котором разместился новый Большой Тронный зал. Зал был построен по проекту знаменитого итальянского архитектора Джакомо Кваренги, приглашенного в Россию Екатериной II, однако основой для него послужил неосуществленный проект перестройки Белого (ныне Гербового) зала, созданный еще в 1764 году Юрием Фельтеном. Именно этот архитектор первым предложил использовать в отделке цветной мрамор. Свое второе и более известное название — Георгиевский — зал получил в честь освящения в день святого Георгия Победоносца 26 ноября 1795 года.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты

Фрагмент Большого Тронного зала на рисунке Джакомо Кваренги, 1796 год

Источник:

Album via Legion Media

Огромное — около 800 м2 — двухсветное помещение, ставшее местом проведения главных придворных церемоний, выглядело торжественно: вдоль продольных стен расположились парные колонны, увенчанные балюстрадой с вазами, в отделке использовались позолоченная бронза и натуральный мрамор разных оттенков: белого, серого, розового и голубоватого. Ближе к тронному месту, завершавшемуся полукруглой экседрой с двумя фигурами гениев Славы и щитом с вензелем Екатерины II, в нишах располагались аллегорические скульптуры «Вера» и «Закон».

В начале царствования Павла I зал был реконструирован под руководством Винченцо Бренны. Экседру над тронным местом сменил барельеф с крылатыми гениями, поддерживающими щит с изображением Георгия Победоносца. Затем отделка зала была практически полностью уничтожена пожаром 1837 года.

Новый проект зала был создан Василием Стасовым. К середине лета 1841 года работы были завершены, однако 9 августа в зале обрушился потолок и многое пришлось делать заново. Окончательно восстановление было завершено только в 1843 году. Обновленный зал из белого каррарского мрамора стал монументальнее и строже, Стасов отказался от живописных плафонов на потолке, заменив их орнаментальными кессонами, повторяющими узор паркета. Кроме того, из интерьера исчезли аллегорические скульптуры и вазы с балюстрад.

+1

Золотая гостиная

Зимний дворец, зал № 304, второй этаж

Золотая гостиная была создана по проекту Александра Брюллова в 1838–1841 годах к свадьбе наследника престола великого князя Александра Николаевича, будущего императора Александра II, с принцессой Гессенского дома Максимилианой Вильгельминой, получившей в православии имя Марии Александровны. Обильное введение позолоты в отделку гостиной определило ее название.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Зал перекрыт коробовым сводом с мощными распалубками. Стены и пилоны сплошь покрыты рельефным орнаментом, сплетенным из завитков и пальметок. По замыслу Брюллова, орнамент легкой сеткой выделялся на фоне покрытых белым стуком (искусственный мрамор) стен, законченных внизу панелью из голубого стука. Зал казался воздушным и легким.

«Большая золотая гостиная по образцу тронного зала баварских королей», — описывала это помещение Мария Александровна в письме к брату Карлу, подчеркивая сходство отделки Золотой гостиной Зимнего дворца и Тронного зала королевы Терезы, жены баварского короля Людвига I, в знаменитой Мюнхенской резиденции.

В 1850 году зал был обставлен золоченым мебельным гарнитуром, исполненным в подражание формам барокко и украшенным сплетенным вензелем «А» и «М» под императорской короной. Для обивки употребили пунцовый штоф, двери и окна украсили драпировками из той же материи. «В Золотой гостиной новая мебель малинового цвета <…> очень хороша», — сообщала жена наследника престола в письме на родину.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты

Александр Кольб. «Виды залов Зимнего дворца. Золотая гостиная». Середина XIX века

Источник:

Album via Legion Media

До настоящего времени в Золотой гостиной в основном сохранилась отделка, выполненная по проекту Александра Брюллова, однако в конце 1860-х годов стены вместе с рельефным орнаментом были сплошь вызолочены.

К сожалению, историческое колористическое решение интерьера, построенное на царственном сочетании позолоты и малиновых тканей, нарушили в советское время. В процессе реставрационных работ в 1961 году в Золотой гостиной была заменена обивка на мебели и все драпировки. Ее изготовили по старым образцам, но вместо малинового цвета использовали ткань голубого тона — под цвет окраски нижних панелей стен зала.

Зал Леонардо да Винчи

Большой Эрмитаж, зал № 214, второй этаж

Зал был оформлен Андреем Штакеншнейдером в конце 1850-х годов для сына Александра II Николая Александровича. После смерти 21-летнего цесаревича в 1865 году зал стали использовать для размещения высочайших гостей императора. Здесь останавливались во время визитов в Российскую империю принц уэльский, шах персидский, эмир бухарский, король сербский.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:

Lisa Strachan via Legion Media

Большой двусветный зал, как в то время называлось это помещение, отличался самым эффектным интерьером во всем Большом Эрмитаже. Он оформлен мраморными колоннами, поднятыми на высокие постаменты шокшинского порфира с бронзовым декором. Во фризе размещены семь панно с изображением морских божеств — нимф и тритонов.

Три живописных плафона на потолке, созданы Николаем Майковым. На центральном представлены боги Олимпа. В руках у Славы развернутый свиток. На боковых плафонах — аллегории искусства, науки и торговли. В простенках между дверьми западной и восточной стен — мраморные камины с инкрустациями из лазурита и вставками флорентийской мозаики.

Особо следует отметить уникальные двери с отделкой в технике «Буль», названной в честь французского мастера XVII века Андре-Шарля Буля, использовавшего для декорирования дверных полотен пластинки из черепахового панциря с накладным орнаментом из латуни и бронзы.

Над дверьми зала помещены шесть овальных медальонов с рельефными портретами генералиссимуса Суворова, генерал-фельдмаршалов Кутузова, Румянцева, Потемкина, Паскевича и Долгорукова.

Двадцатиколонный зал

Новый Эрмитаж, зал № 130, первый этаж

Новый Эрмитаж, или Императорский музеум, был возведен в 1842–1851 годах специально для размещения художественных коллекций императорского двора по проекту одного из крупнейших немецких архитекторов Лео фон Кленце. Он стал первым в России зданием, построенным специально для музея, и архитектор стремился отразить как в его внешнем облике, так и в убранстве залов историю искусства разных эпох.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты

Новый Эрмитаж на литографии по рисунку Иосифа Шарлеманя. Вторая половина XIX века

Источник:

Wikimedia Commons

Двадцатиколонный зал, созданный фон Кленце в 1852 году специально для выставки античных расписных ваз, первоначально назывался Залом греко-этрусских ваз. Основная идея архитектора заключалась в том, чтобы экспонированные в нем предметы представляли единое произведение искусства.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:
Viktor Karasev

Два ряда отполированных монолитных колонн из сердобольского гранита отделяют центральный неф зала от боковых. Пол, в соответствии с античной традицией, покрыт мелкой мраморной мозаикой, исполненной на Петергофской гранитной фабрике. Стены, как и перекрытие, украшены орнаментальной росписью. В верхней части расположены двенадцать композиций, представляющих развернутые на плоскости сюжеты вазовых росписей (сами вазы представлены в витринах под ними). Так, на одной из стенных картин Геба с чашей и лекифом в руках предлагает нектар и амброзию восседающим на Олимпе Зевсу, Гере и Афине. На другой стене изображена сцена мифа о Триптолеме, обучавшем людей земледелию.

Римский дворик (II зал Древней скульптуры)

Новый Эрмитаж, зал № 108, первый этаж

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:

Lanazykina, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Зал, известный как Римский дворик, изначально назывался II залом Древней скульптуры и предназначался для коллекции античных статуй. Прообразом для него послужил перистиль — окруженный колоннадой внутренний двор, обязательная часть богатого римского дома или загородной вилы. Узор мраморного пола с орнаментом в центре напоминает об имплювии — бассейне для сбора дождевой воды, традиционно находившемся в центре такого двора.

Потолок в центре расчленен мелкими кессонами, а по периметру зала — более крупными, с прихотливыми лепными узорами. Стены облицованы искусственным мрамором необычного темно-сиреневого цвета. Как и в других залах Нового Эрмитажа, предназначенных для экспонирования скульптуры, пышный декор сосредоточен в районе пола и потолка, чтобы гладкие стены искусственного мрамора могли служить контрастным фоном для выставленных в зале произведений искусства.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:

ruelleruelle via Legion Media

Лоджии Рафаэля

Новый Эрмитаж, зал № 227, второй этаж

Идея строительства в Петербурге специального здания для размещения копий фресок Лоджий Рафаэля в Ватиканском дворце возникла у императрицы Екатерины II в 1778 году, когда она рассматривала раскрашенные гравюры Джованни Вольпато и Джими Оттавиани с изображениями этих произведений искусства.

Юбилейный тур: 9 залов Эрмитажа, которые сами по себе музейные экспонаты
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Оформление Лоджий было заказано Рафаэлю Папой Львом X. Художник расписывал их вместе со своими учениками. Библейские сцены, написанные на сводах галереи и в нижней части стен (так называемая «Библия Рафаэля») выполнены в лучших традициях монументальной живописи Ренессанса. Гротески (затейливые композиции, сочетающие изображения растений, животных, птиц, фантастических существ) обильно покрывают стены, пилястры, проемы окон. Подобные рисунки были открыты в Риме в XVI веке в глубоких подземных гротах, являвшихся остатками засыпанных землей античных сооружений. Эти рисунки очень вдохновили Рафаэля, и он подражал им в своих росписях.

По поручению Екатерины II организацией и практическим осуществлением копирования ватиканских Лоджий Рафаэля занимался Иоганн Рейфенштейн. Одновременно с этим в 1783 году в Петербурге под руководством Джакомо Кваренги началось строительство галереи для размещения фресок. Несмотря на то, что архитектор сделал обмеры Ватиканского дворца, размеры заказанных императрицей холстов, привезенных художниками из Ватикана оказались меньше предназначенных для них простенков и столбов. Пришлось увеличить оконные проемы и изменить ширину столбов.

Корпус с Лоджиями Рафаэля был частично перестроен архитектором Лео фон Кленце при возведении Нового Эрмитажа. Основное отличие Лоджий в Эрмитаже от ватиканского оригинала состоит в том, что окна помещения находятся на противоположной стороне. В Эрмитаже также отсутствует стуковая лепка, обильно украшающая стены ватиканской галереи. Стук заменен гризайльными композициями, имитирующими скульптуру. В середине свода центрального компартимента — двуглавый орел с шифром Екатерины II.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения