Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу

Она возникла и исчезла одинаково внезапно, но ее достижения не пропали зря

29 августа 2023Обсудить

Практически каждый слышал о цивилизации инков, процветавшей в Перу вплоть до прихода туда европейцев в начале XVI века. Значительно меньше людей знают о предшественниках инков — культурах Чиму, Уари, Тиауанако, Наска, Мочика, Паракас. И уж совсем мало кто в курсе, что еще до них в Южной Америке появилась культура Чавин. Существовала она в X–III вв. до н. э., а сохранившиеся до наших дней артефакты свидетельствуют о высоком уровне развития чавинцев.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Источник:
El Comercio / Globe Photos via Legion Media

Храм скрещенных рук

Чавин, впрочем, тоже не возник на голом месте. Первые люди (охотники-собиратели) появились на территории современного Перу около 15 тыс. лет назад. Первопоселенцы много работали с камнем — археологи находят изготовленные древнейшими перуанцами каменные ножи, топоры и наконечники копий. Также в пещерах центрального Перу, расположенных на высоте более 2500 метров над уровнем моря, ученые нашли хорошо сохранившиеся останки перуанцев, живших до 10 тыс. лет назад. Они были облачены в примитивно выделанные ткани из волокон кактуса и плащи из шерсти викуньи.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Свой охотничий быт древние индейцы изображали в виде рисунков — до нас дошли целые «галереи», сохранившиеся на стенах перуанских пещер (на фото запечатлен фрагмент рисунка из пещер Токепала на юге Перу). А еще они умели искусственно деформировать черепа — этот обычай сохранился в Южной Америке вплоть до прихода испанцев!
Источник:
Diomedes Poloh, CC BY-SA 4.0 , via Wikimedia Commons

Заселившие Перу люди активно осваивали и развивали сельское хозяйство — доколумбово земледелие знает свыше сорока возделываемых культур. Важнейшими из них были кукуруза, картофель, батат, фасоль, табак, авокадо, чилийский перец и тыква. Переход к оседлому образу жизни привел к появлению постоянных поселений — археологи находят в Перу остатки деревень, существовавших уже свыше 5500 лет назад. Жилища в них представляли собой конусообразные хижины, наклонные стены которых подпирались китовыми костями. В каждом из таких домов проживали 10-15 семей.

Приблизительно 5,5 тыс. лет назад в Перу появилось гончарное дело, а несколько позже местные жители додумались до примитивного ткацкого станка. Развивалась и духовная сторона жизни: развитие религии привело к появлению святилищ и храмов. Близ современного города Уанако сохранились остатки памятников протокультуры Котош, относящейся к 2300-1200 гг. до н. э. Важнейшей из тамошних находок стали развалины здания, которое обследовавшие его археологи назвали Храмом скрещенных рук благодаря украшавшим его барельефам, изображающим тонкие предплечья и кисти рук, сложенные крест-накрест.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Храм скрещенных рук — древнейшее из известных нам американских культовых строений
Источник:
Luis Rosendo/Heritage Images/Getty Images

Возможно, для древних перуанцев это был такой же символ веры, как крест для современных христиан.

Три стадии культурного развития

К моменту появления культуры Чавин древние перуанцы, проделав огромный путь, уже давно не являлись примитивными дикарями. И тем не менее, как пишет чешский этнолог Милослав Стингл, появление создателей этой культуры было поистине эффектным.

Милослав Стингл

«На сцене перуанской истории появление культуры Чавин напоминает скорее взрыв, неожиданную вспышку, последствия которой ощущались на протяжении многих столетий»

Что же касается названия, то эта культура получила его по имени селения Чавин-де-Уантар, находящегося на северном нагорье Анд, в долине Мосна, где сливаются реки Мосна и Уачекса. Перуанский археолог Хулио Сеcap Тельо, открывший цивилизацию Чавин, считал, что слово «чавин» восходит к индейским языкам, на одном из которых «чави» означает «ягуар», а «чавинави» — «сыновья ягуара с копьями».

Впрочем, о Чавине знали еще испанцы, пришедшие в Перу в XVI веке. Хронист Антонио Васкес де Эспиноса в 1620 году в своем труде «Сумма и описание Западных Индий» писал: «В этом селении (Чавин-де-Уантар. — Прим. авт.) есть большое здание из отесанного камня. Это самое знаменитое святилище, которое почитается так, как у нас почитаются Рим или Иерусалим; сюда собирались индейцы совершать свои жертвоприношения, потому что дьявол этого места разъяснял им многие приметы, и сходились они со всей империи…»

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Руины построек времен культуры Чавин
Источник:
Prisma via Legion Media

Чавин лежит на высоте около 3200 метров над уровнем моря, в местности, окруженной ледниками и никогда не тающим снежным покровом Анд. Ученые выделяют несколько стадий развития этой культуры. Первая, получившая условное наименование Урабарриу, длилась с 900 по 500 годы до н. э. В то время время чавинцев насчитывалось всего несколько сотен человек — они промышляли охотой, рыбной ловлей, выращивали кукурузу и картофель, изготавливали керамику.

С 500 по 400 годы до н. э. длилась стадия Чакинани — чавинцев стало больше и они начали активно переходить с охоты на животноводство и налаживать торговлю с окрестными племенами. Третья стадия (Харабарриу) длилась примерно с 400 по 250 годы до н. э. Именно ей мы обязаны большинством дошедших до нас чавинских артефактов.

Смысловым центром этой культуры являлись два храма. Один из них, в Чавин-де-Уантар, был построен из белого гранита и черного известняка (оба материала пришлось доставлять издалека) и окружен системой дренажных каналов, часть которых проложили прямо под храмом.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Сохранившиеся фрагменты храма в Чавин-де-Уантар
Источник:
United Archives via Legion Media

Второй храм, получивший название Кунтур-Уаси (на языке кечуа это означает «Дом кондора») тоже находится на Андском нагорье — на реке Хекетепеке, в окрестностях города Кахамарка. Некоторые исследователи выделяют создателей Кунтур-Уаси в отдельную культуру Куписнике (или Ламбайеке), позже слившуюся с Чавином. Сооружения Кунтур-Уаси состоят из находящегося на вершине холма храмового здания, окружающих его четырехугольных платформ, двора и ряда комнат.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Руины комплекса Кунтур-Уаси
Источник:
Yanacochito, CC BY-SA 3.0 , via Wikimedia Commons

Чавинцы достигли больших успехов во многих ремеслах, включая металлургию и связанное с ней ювелирное дело: до нас дошли созданные ими золотые диадемы, шейные украшения и другие предметы подобного рода. Чавинская керамика восхищает богатством форм и изображений.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Золотое нагрудное украшение времен культуры Чавин
Источник:
Historical Views via Legion Media

Наконец, чавинцы могли похвастать развитым скотоводством: они одомашнили лам. Этих животных использовали в качестве вьючного скота, а также источника мяса, которое вялили и продавали жителям окрестных земель. На продажу выставлялись и плоды земледелия: картофель, кукуруза, киноа и т. д. Высоких урожаев удавалось достигнуть благодаря системе орошения полей при помощи разветвленной сети каналов и акведуков. А еще чавинцы сумели построить то, чего не было у их предшественников, — государство.

Жрецы, воины, инженеры, чиновники

О чавинском государстве нам известно немногое. Поскольку письменности у них не было, мы можем лишь догадываться о происходивших в этой стране событиях. Известно, впрочем, что власть в государстве находилась в руках жрецов, так что его можно назвать теократией. Судить же о религии чавинцев можно по сохранившимся предметам, на которых часто встречаются изображения орлов и ягуаров — и, насколько можно судить, крупная кошкоподобная фигура, повторяющаяся на многих резных изображениях и в виде скульптур, имела очень важное религиозное значение.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Каменная голова похожего на кошку существа из коллекции музея в Чавин-де-Уантар
Источник:
Design Pics Editorial via Legion Media

Интереснейшим артефактом является гранитный столб «Лансон» высотой 4,5 метра, проходящий сквозь потолок чавинского храма. На нем вырезано изображение жуткого существа. «Это божество с человеческим телом и многими чертами ягуара до сих пор выглядит весьма устрашающе. Какое же впечатление оно производило на верующих три тысячи лет назад! В нижней части пасти хищника выступают острые клыки, глаза подняты к небу. Пояс на туловище чавинского божества украшен головами ягуаров. Сзади из-под пояса свисают две змеиные головы. Правая рука бога поднята, левая опущена», — описывает Стингл.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Копия стелы «Лансон»
Источник:
Design Pics Editorial via Legion Media

Очень похожее изображение украшает и так называемый «обелиск Тельо», находящийся ныне в Национальном музее антропологии и археологии в Лиме.

Помимо главного божества (по мнению ученых, оно поддерживало природное равновесие), археологи выделяют еще несколько чавинских богов. Один, изображавшийся в виде летучего каймана, отвечал за насыщение. Второй, носивший облик анаконды, ведал подземным миром. Третий, воплотившийся в виде ягуара, повелевал духами.

Всем этим божествам чавинцы посвящали сложные церемонии, элементами которых являлись замысловатые костюмы и музыка духовых инструментов, изготовленных из раковин. Судя по некоторым находкам, эти церемонии не обходились без употребления психотропных препаратов.

Судя по всему, чавинцам приходилось вступать в вооруженные конфликты. В перуанской долине Касма, в местности Серро-Сечин, находятся более 300 грубо обтесанных камней с изображениями мужчин-воинов. Кроме того, в Серро-Сечин были обнаружены остатки сооружения, которое, возможно, было основной ступенью пирамиды. На монолитах, обрамляющих ее фасад сохранились изображения вооруженных мужчин в высоких шлемах.

«На одном из монолитов перед нами предстает военачальник или „император“ в роскошном одеянии. А чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что именно он стоит во главе победителей, на специальном пояске у него висят отрубленные головы четырех повергнутых врагов», — пишет Стингл.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Кроме памятников воинам в Серро-Сечин найдены камни и стелы с изображением человеческих голов, которые, по всей видимости, принадлежали погибшим в бою врагам или принесенным в жертву пленникам. Не исключено, что эти монументы отражают более ранний этап развития чавинской цивилизации, когда ее представители отвоевывали новые территории
Источник:
DeAgostini/Getty Images

Неподалеку, в местечке Мохеке, была обнаружена еще одна чавинская пирамида. Это тридцатиметровое сооружение имело ниши, в которых сохранились фрагменты огромных глиняных статуй, раскрашенных в синий, красный, черный и зеленый цвета.

А в долине реки Непенья археологи нашли монументальные чавинские здания, стены которых украшали изображения клыков и глаз ягуара. Там же представители исчезнувшей цивилизации возвели мощную плотину — созданное с ее помощью водохранилище питали два искусственных канала, протяженность одного из них составляла 20 километров. Чтобы построить все эти сооружения требовалось не только множество рабочих рук, но и развитая административная система.

Откуда они взялись?

Цивилизация Чавин исчезла около 200 года до н. э. так же внезапно, как и возникла. Существовала она не напрасно — впоследствии в Перу появились новые культуры, которые с успехом использовали и развивали достижения чавинцев. А ученые уже много десятилетий ведут ожесточенные споры, пытаясь понять, откуда же взялись чавинцы. Многие не могут смириться с предположением, что столь развитая культура зародилась в Перу, и ищут ее истоки в других краях.

За 1300 лет до инков: как культура Чавин принесла цивилизацию в Перу
Образец чавинской керамики
Источник:
Sailko, CC BY 3.0 , via Wikimedia Commons

Одни исследователи, включая открывшего культуру Чавин археолога Хулио Сесара Тельо, считали, что ее носители вышли из западной Амазонии, с правого берега реки Мараньон, где в обилии проживают почитавшиеся ими ягуары. Другие, в числе которых был и Милослав Стингл, указывали на сходство чавинских изображений с артефактами культуры ольмеков, существовавшей в Мексике с 1500 года до н. э. до 400 года до н. э. — ольмеки тоже очень уважали ягуаров.

Но выдвигались и куда более экзотические гипотезы. Так, австрийский ученый Роберт Гейне-Гельдерн находил сходство между искусством культуры Чавин и произведениями китайских художников, творивших примерно за 300 лет до н. э. Другие исследователи обращали внимание на общие черты чавинской керамики и керамики древнеяпонской культуры Дзёмон. Впрочем, пока нет никаких доказательств контактов между цивилизациями, существовавшими в те времена на противоположных берегах Тихого океана, так что широкой поддержки подобные теории не находят.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения