Практически каждый слышал о цивилизации инков, процветавшей в Перу вплоть до прихода туда европейцев в начале XVI века. Значительно меньше людей знают о предшественниках инков — культурах Чиму, Уари, Тиауанако, Наска, Мочика, Паракас. И уж совсем мало кто в курсе, что еще до них в Южной Америке появилась культура Чавин. Существовала она в X–III вв. до н. э., а сохранившиеся до наших дней артефакты свидетельствуют о высоком уровне развития чавинцев.
Храм скрещенных рук
Чавин, впрочем, тоже не возник на голом месте. Первые люди (охотники-собиратели) появились на территории современного Перу около 15 тыс. лет назад. Первопоселенцы много работали с камнем — археологи находят изготовленные древнейшими перуанцами каменные ножи, топоры и наконечники копий. Также в пещерах центрального Перу, расположенных на высоте более 2500 метров над уровнем моря, ученые нашли хорошо сохранившиеся останки перуанцев, живших до 10 тыс. лет назад. Они были облачены в примитивно выделанные ткани из волокон кактуса и плащи из шерсти викуньи.
Заселившие Перу люди активно осваивали и развивали сельское хозяйство — доколумбово земледелие знает свыше сорока возделываемых культур. Важнейшими из них были кукуруза, картофель, батат, фасоль, табак, авокадо, чилийский перец и тыква. Переход к оседлому образу жизни привел к появлению постоянных поселений — археологи находят в Перу остатки деревень, существовавших уже свыше 5500 лет назад. Жилища в них представляли собой конусообразные хижины, наклонные стены которых подпирались китовыми костями. В каждом из таких домов проживали 10-15 семей.
Приблизительно 5,5 тыс. лет назад в Перу появилось гончарное дело, а несколько позже местные жители додумались до примитивного ткацкого станка. Развивалась и духовная сторона жизни: развитие религии привело к появлению святилищ и храмов. Близ современного города Уанако сохранились остатки памятников протокультуры Котош, относящейся к 2300-1200 гг. до н. э. Важнейшей из тамошних находок стали развалины здания, которое обследовавшие его археологи назвали Храмом скрещенных рук благодаря украшавшим его барельефам, изображающим тонкие предплечья и кисти рук, сложенные крест-накрест.
Возможно, для древних перуанцев это был такой же символ веры, как крест для современных христиан.
Три стадии культурного развития
К моменту появления культуры Чавин древние перуанцы, проделав огромный путь, уже давно не являлись примитивными дикарями. И тем не менее, как пишет чешский этнолог Милослав Стингл, появление создателей этой культуры было поистине эффектным.
Что же касается названия, то эта культура получила его по имени селения Чавин-де-Уантар, находящегося на северном нагорье Анд, в долине Мосна, где сливаются реки Мосна и Уачекса. Перуанский археолог Хулио Сеcap Тельо, открывший цивилизацию Чавин, считал, что слово «чавин» восходит к индейским языкам, на одном из которых «чави» означает «ягуар», а «чавинави» — «сыновья ягуара с копьями».
Впрочем, о Чавине знали еще испанцы, пришедшие в Перу в XVI веке. Хронист Антонио Васкес де Эспиноса в 1620 году в своем труде «Сумма и описание Западных Индий» писал: «В этом селении (Чавин-де-Уантар. — Прим. авт.) есть большое здание из отесанного камня. Это самое знаменитое святилище, которое почитается так, как у нас почитаются Рим или Иерусалим; сюда собирались индейцы совершать свои жертвоприношения, потому что дьявол этого места разъяснял им многие приметы, и сходились они со всей империи…»
Чавин лежит на высоте около 3200 метров над уровнем моря, в местности, окруженной ледниками и никогда не тающим снежным покровом Анд. Ученые выделяют несколько стадий развития этой культуры. Первая, получившая условное наименование Урабарриу, длилась с 900 по 500 годы до н. э. В то время время чавинцев насчитывалось всего несколько сотен человек — они промышляли охотой, рыбной ловлей, выращивали кукурузу и картофель, изготавливали керамику.
С 500 по 400 годы до н. э. длилась стадия Чакинани — чавинцев стало больше и они начали активно переходить с охоты на животноводство и налаживать торговлю с окрестными племенами. Третья стадия (Харабарриу) длилась примерно с 400 по 250 годы до н. э. Именно ей мы обязаны большинством дошедших до нас чавинских артефактов.
Смысловым центром этой культуры являлись два храма. Один из них, в Чавин-де-Уантар, был построен из белого гранита и черного известняка (оба материала пришлось доставлять издалека) и окружен системой дренажных каналов, часть которых проложили прямо под храмом.
Второй храм, получивший название Кунтур-Уаси (на языке кечуа это означает «Дом кондора») тоже находится на Андском нагорье — на реке Хекетепеке, в окрестностях города Кахамарка. Некоторые исследователи выделяют создателей Кунтур-Уаси в отдельную культуру Куписнике (или Ламбайеке), позже слившуюся с Чавином. Сооружения Кунтур-Уаси состоят из находящегося на вершине холма храмового здания, окружающих его четырехугольных платформ, двора и ряда комнат.
Чавинцы достигли больших успехов во многих ремеслах, включая металлургию и связанное с ней ювелирное дело: до нас дошли созданные ими золотые диадемы, шейные украшения и другие предметы подобного рода. Чавинская керамика восхищает богатством форм и изображений.
Наконец, чавинцы могли похвастать развитым скотоводством: они одомашнили лам. Этих животных использовали в качестве вьючного скота, а также источника мяса, которое вялили и продавали жителям окрестных земель. На продажу выставлялись и плоды земледелия: картофель, кукуруза, киноа и т. д. Высоких урожаев удавалось достигнуть благодаря системе орошения полей при помощи разветвленной сети каналов и акведуков. А еще чавинцы сумели построить то, чего не было у их предшественников, — государство.
Жрецы, воины, инженеры, чиновники
О чавинском государстве нам известно немногое. Поскольку письменности у них не было, мы можем лишь догадываться о происходивших в этой стране событиях. Известно, впрочем, что власть в государстве находилась в руках жрецов, так что его можно назвать теократией. Судить же о религии чавинцев можно по сохранившимся предметам, на которых часто встречаются изображения орлов и ягуаров — и, насколько можно судить, крупная кошкоподобная фигура, повторяющаяся на многих резных изображениях и в виде скульптур, имела очень важное религиозное значение.
Интереснейшим артефактом является гранитный столб «Лансон» высотой 4,5 метра, проходящий сквозь потолок чавинского храма. На нем вырезано изображение жуткого существа. «Это божество с человеческим телом и многими чертами ягуара до сих пор выглядит весьма устрашающе. Какое же впечатление оно производило на верующих три тысячи лет назад! В нижней части пасти хищника выступают острые клыки, глаза подняты к небу. Пояс на туловище чавинского божества украшен головами ягуаров. Сзади из-под пояса свисают две змеиные головы. Правая рука бога поднята, левая опущена», — описывает Стингл.
Очень похожее изображение украшает и так называемый «обелиск Тельо», находящийся ныне в Национальном музее антропологии и археологии в Лиме.
Помимо главного божества (по мнению ученых, оно поддерживало природное равновесие), археологи выделяют еще несколько чавинских богов. Один, изображавшийся в виде летучего каймана, отвечал за насыщение. Второй, носивший облик анаконды, ведал подземным миром. Третий, воплотившийся в виде ягуара, повелевал духами.
Всем этим божествам чавинцы посвящали сложные церемонии, элементами которых являлись замысловатые костюмы и музыка духовых инструментов, изготовленных из раковин. Судя по некоторым находкам, эти церемонии не обходились без употребления психотропных препаратов.
Судя по всему, чавинцам приходилось вступать в вооруженные конфликты. В перуанской долине Касма, в местности Серро-Сечин, находятся более 300 грубо обтесанных камней с изображениями мужчин-воинов. Кроме того, в Серро-Сечин были обнаружены остатки сооружения, которое, возможно, было основной ступенью пирамиды. На монолитах, обрамляющих ее фасад сохранились изображения вооруженных мужчин в высоких шлемах.
«На одном из монолитов перед нами предстает военачальник или „император“ в роскошном одеянии. А чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что именно он стоит во главе победителей, на специальном пояске у него висят отрубленные головы четырех повергнутых врагов», — пишет Стингл.
Неподалеку, в местечке Мохеке, была обнаружена еще одна чавинская пирамида. Это тридцатиметровое сооружение имело ниши, в которых сохранились фрагменты огромных глиняных статуй, раскрашенных в синий, красный, черный и зеленый цвета.
А в долине реки Непенья археологи нашли монументальные чавинские здания, стены которых украшали изображения клыков и глаз ягуара. Там же представители исчезнувшей цивилизации возвели мощную плотину — созданное с ее помощью водохранилище питали два искусственных канала, протяженность одного из них составляла 20 километров. Чтобы построить все эти сооружения требовалось не только множество рабочих рук, но и развитая административная система.
Откуда они взялись?
Цивилизация Чавин исчезла около 200 года до н. э. так же внезапно, как и возникла. Существовала она не напрасно — впоследствии в Перу появились новые культуры, которые с успехом использовали и развивали достижения чавинцев. А ученые уже много десятилетий ведут ожесточенные споры, пытаясь понять, откуда же взялись чавинцы. Многие не могут смириться с предположением, что столь развитая культура зародилась в Перу, и ищут ее истоки в других краях.
Одни исследователи, включая открывшего культуру Чавин археолога Хулио Сесара Тельо, считали, что ее носители вышли из западной Амазонии, с правого берега реки Мараньон, где в обилии проживают почитавшиеся ими ягуары. Другие, в числе которых был и Милослав Стингл, указывали на сходство чавинских изображений с артефактами культуры ольмеков, существовавшей в Мексике с 1500 года до н. э. до 400 года до н. э. — ольмеки тоже очень уважали ягуаров.
Но выдвигались и куда более экзотические гипотезы. Так, австрийский ученый Роберт Гейне-Гельдерн находил сходство между искусством культуры Чавин и произведениями китайских художников, творивших примерно за 300 лет до н. э. Другие исследователи обращали внимание на общие черты чавинской керамики и керамики древнеяпонской культуры Дзёмон. Впрочем, пока нет никаких доказательств контактов между цивилизациями, существовавшими в те времена на противоположных берегах Тихого океана, так что широкой поддержки подобные теории не находят.