Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса

Он стал настоящим благодетелем человечества — работа де Колонга помогла предотвратить десятки кораблекрушений, но имя скромного ученого почти стерлось со страниц истории, оставшись на картах

10 октября 2024Обсудить

Сегодня имя Ивана Петровича де Колонга (или просто Колонга) помнят разве что профессиональные штурманы. Между тем его вклад в развитие мореплавания поистине неоценим — этот замечательный ученый сумел заново «приручить» стрелки корабельных компасов, которые буквально взбесились после того, как во второй половине XIX века в судостроении начали активно использовать железо в больших объемах. Это явление, названное девиацией магнитного компаса, причинило немало бед, и именно де Колонг придумал действенный способ борьбы с ним. Так он снова сделал компас верным помощником мореплавателей и уберег тысячи жизней.

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса
Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Выходец из провинции

Урожденный Жан-Александр-Генрих Клапье де Колонг появился на свет 2 марта (по н. ст.) 1839 года в городке Динабург (ныне это латвийский город Даугавпилс). В ту пору в Динабурге, находившемся на западном рубеже Российской империи, строилась мощная крепость, в гарнизоне которой служил отец нашего героя. Петр Иванович Клапье де Колонг был отпрыском знатного португальского рода. В XIV веке Клапье де Колонги перебрались во французский Прованс, а в XVIII один из отпрысков рода приехал в Россию, положив начало местной ветви де Колонгов.

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса

Константин Клапье де Колонг (1859-1944)

Источник:

из собрания А. В. Плотто

С тех пор по меньшей мере три его потомка служили на российском флоте. Из них наиболее известен Константин Константинович Клапье де Колонг, дальний родственник Ивана Петровича. Константин Константинович делал блестящую карьеру — в 1904 году он был назначен главой походного штаба командующего 2-й Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала Зиновия Рожественского. Константину Клапье де Колонгу посчастливилось уцелеть в разгромном Цусимском сражении, но его карьера на этом окончилась — по возвращении в Петербург капитана 1 ранга Клапье де Колонга и еще нескольких офицеров отдали под суд за сдачу японцам без боя русского миноносца «Бедовый». Константина Константиновича приговорили к исключению со службы без лишения чинов.

Жана-Александра-Генриха ждала совсем иная флотская судьба. В десятилетнем возрасте родители отдали его в Морской корпус в Петербурге, где мальчик, ставший просто Иваном, проявил недюжинные математические способности и быстро стал одним из лучших учеников. Раскрытию его таланта поспособствовали преподаватели — Колонга учили знаменитые математики Михаил Остроградский, Виктор Буняковский и Осип Сомов.

В мае 1858 года де Колонг выпустился из Морского корпуса в чине мичмана, а через пять лет был произведен в лейтенанты. 4 февраля 1864-го Ивана Петровича назначили на должность помощника начальника компасной лаборатории, только что созданной в Кронштадте по инициативе штурмана и ученого Ивана Петровича Белавенца, героя знаменитой обороны Севастополя.

Как раз в ту пору на смену судам с деревянными корпусами пришли металлические. В 1857 году в России была отменена программа строительства винтовых деревянных кораблей и разработан план перестройки адмиралтейств, заводов, верфей и мастерских для нужд броненосного кораблестроения с одновременным расширением металлургической и металлообрабатывающей промышленности. В 1862-м в состав российского флота вступил первый отечественный железный броненосный корабль «Опыт», а вскоре таких кораблей оказалось в гаванях Петербурга и Кронштадта свыше десятка. Но этот технологический скачок обернулся серьезной проблемой, над решением которой безуспешно бился Белавенец.

Как компас вышел у человека из доверия

Уже с давних пор люди знали о свойствах магнитной стрелки указывать стороны света. Сперва с ее помощью ориентировались на суше, а затем и на море. Родиной компаса считается Китай, а в Европе его начали использовать только в XII или XIII веке. Долгое время компасы представляли собой закрепленную на пробке магнитную стрелку помещенную в емкость с водой.

Считается, что в начале XIV века главный навигационный прибор заметно усовершенствовал итальянец Флавио Джойя, который насадил магнитную стрелку на вертикальную шпильку и добавил к этой конструкции картушку — разбитый на 16 секций (румбов) круг. Сегодня историки ставят под сомнение факт существования Джойи, но признают, что такой компас действительно использовался в Италии в то время.

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса

В XVI веке картушку начали делить уже на 32 румба, а компасы стали закреплять на кардановом подвесе, чтобы устранить влияние качки. Но фото: морской компас конца XVIII века

Источник:
Getty Images

Долгое время компасы вполне исправно служили мореходам. Правда, они заметили, что магнитная стрелка устанавливается не точно по линии север — юг, а составляет с ней некоторый угол. Угол этот назвали склонением и научились его учитывать. Но когда при постройке судов начали использовать больше железа, компасы утратили былую точность — в присутствии большой массы металла их стрелкам уже нельзя было доверять, как прежде.

Из-за девиации компасов участились случаи кораблекрушений. Например, 19 января 1854 года британский металлический клипер «Тайлёр» вышел в свое первое плавание из Ливерпуля с 652 людьми на борту. Ни капитан Джон Нобл, ни кто-либо из членов его экипажа не подозревали, что железный корпус стал причиной ошибки в показаниях магнитного компаса. На «Тайлёре» считали, что, пересекая Ирландское море, держат курс на юг, тогда как на самом деле шли на запад — прямо в сторону ирландского берега. 21 января судно оказалось в тумане близ острова Ламбей и налетело на прибрежные скалы. Спущенную шлюпку разбило в бурном море, но берег оказался так близко, что на него удалось положить срубленную мачту и начать эвакуацию по ней. Всего удалось спасти 290 человек, а 362 пассажира и члена экипажа погибли вместе с судном.

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса

Погибший в первом рейсе «Тайлёр» иногда называют первым «Титаником» — клипер принадлежал той же компании White Star Line, основанной в 1845 году

Источник:

John Raphael Isaac, Public domain, via Wikimedia Commons

В том же году без вести пропал английский пароход «Сити оф Глазго» — это было одно из первых трансатлантических судов с железным корпусом. «Сити оф Глазго» успешно эксплуатировался в течение почти четырех лет, пока не исчез в одном из плаваний. Покинув Ливерпуль 1 марта 1854 года с 480 пассажирами на борту (экипаж состоял из 76 человек), лайнер словно растворился в океанском безмолвии — его судьба до сих пор неизвестна, но многие тогда подозревали, что судно могла погубить девиация компаса, занесшая его в район, полный айсбергов…

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса

Иван Белавенец (1829-1878)

Источник:

Wikimedia Commons

С девиацией нужно было что-то делать, но сперва ее требовалось изучить. Именно эту задачу поставил перед собой Иван де Колонг. Опорой для работы уроженца Динабурга стали изыскания Ивана Белавенца, предложившего ряд методов уменьшения погрешности магнитных компасов и научившегося находить на кораблях места для компасов, в которых эти приборы в наименьшей степени подвергались воздействию девиации.

В 1863-м Белавенцу удалось небывалое — он установил эффективно работающий компас внутри подводной лодки (речь идет об экспериментальной субмарине, построенной по проекту инженера Оттомара Герна). Но идеи Белавенца нуждались в развитии и доведении до совершенства.

Теория и практика

Иван де Колонг полностью отдался решению проблемы девиации. В 1865–1867 гг. он опубликовал в журнале «Морской сборник» несколько статей, в которых были описаны новые способы определения девиации. Через некоторое время его предложения вошли в «Руководство по девиации», изданное в Англии авторитетным математиком Арчибальдом Смитом.

В 1870 году де Колонга перевели в Николаевскую морскую академию. С 1872-го по 1895 год Иван Петрович состоял в ней преподавателем теории девиации компасов и руководителем практических занятий по этому предмету. В 1873-м он написал труд «Математическая теория девиации», в котором указал на погрешности в формулах Смита, предложившего свой способ уничтожения полукруговой девиации.

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса

Иллюстрация явления девиации. Пунктирной стрелкой отмечено направление на Север, обычной — направление, указанное компасом, находящимся под воздействием девиации

Источник:

SkipperCheck / YouTube

Иван Петрович был не только теоретиком, но и практиком. В 1875 году он разработал инклинатор — прибор для уничтожения полукруговой и креновой девиации, пока еще весьма несовершенный. Спустя два года он опубликовал еще пять научных трудов, посвященных девиации, а в 1879-м построил новый прибор — дефлектор для измерения горизонтальных магнетических сил, который впоследствии значительно усовершенствовал. Это устройство Ивана Петровича сильно облегчило работу по определению и уничтожению девиации.

Изыскания де Колонга высоко ценили в Российской Академии наук — в 1882-м году ему присудили почетную Ломоносовскую премию, а в 1896-м избрали его членом-корреспондентом Академии.

Знаменитый кораблестроитель, академик Алексей Николаевич Крылов в молодости работал в компасной части Главного гидрографического управления под началом де Колонга. «Учение о девиации компасов благодаря трудам И. П. Колонга, охватывающим промежуток времени около сорока лет, стояло в нашем флоте гораздо выше, нежели в любом из иностранных флотов. Наряду с Пуассоном, Арчибальдом Смитом, Томсоном Иван Петрович является истинным творцом в этой области знаний, столь важной для мореплавания, а теперь для авиации», — писал он впоследствии о своем учителе.

В мемуарах Крылов также отмечает одну особенность Ивана Петровича:

<p>Алексей Крылов</p>

«Колонг отлично и ясно излагал свои печатные статьи, но совершенно не умел объяснять изустно, входил в излишние подробности, которые не уясняли, а затемняли дело, по пословице — из-за деревьев леса не было видно. Подвел меня Колонг к стоящему посередине мастерской на поворотной платформе главному компасу его системы и начал длинное объяснение. Я сперва даже не мог уловить, что ему надо было»

Но все же в итоге де Колонг и Крылов успешно сработались. Они посещали корабли, которым вскоре предстояло отправиться в плавание, и занимались на них «уничтожением девиации». Этот хитроумный процесс заключался в установке вокруг корабельного компаса магнитов и брусков железа — таким образом, чтобы нейтрализовать с их помощью силы, вызывающие девиацию.

Крылов приводит и типичный пример их с де Колонгом совместной деятельности: «На лето 1885 г. уходили во внутреннее плавание 20 миноносок; почему-то они были снабжены шлюпочными компасами шведского Общества, устанавливаемыми на маленьком деревянном кронштейне, прикрепленном к боевой рубке миноноски. На эту рубку они и показывали при всяком курсе, так что девиация их доходила до 180°. <…> Так как дефлектора для этих компасов не было, то единственным применимым методом был метод Эри, причем сперва, прикрепляя к рубке добавочный магнит, надо было довести девиацию примерно до 45°. Колонг на эти работы брал меня с собой и поручал мне самостоятельно уничтожать девиацию на одном миноносце, а он делал то же самое на другом».

За свои научно-практические заслуги в 1866-м Колонг был награжден орденом Св. Станислава III степени, в 1879-м — орденом Св. Анны II степени, в 1890-м — орденом Св. Владимира III степени, в 1895-м — орденом Св. Станислава I степени. А в 1892-м Ивану Петровичу вручили золотой компас с тридцатью двумя бриллиантами, по одному на каждом румбе.

Работа над прообразом пенсионного фонда

Математические способности Колонга проявились и во время его работы в эмеритальной (пенсионной) кассе Морского ведомства, где ему были поручено вести расчеты для определения суммы пенсий и других выплат по льготам. На базе теории вероятности и статистических данных Колонг составил практические формулы, правильность которых вскоре подтвердилась практикой.

Забытый победитель девиации: как Иван де Колонг заново «приручил» стрелку компаса

Иван де Колонг. Фото из Военной энциклопедии Сытина

Источник:

Wikimedia Commons

В 1885 году в Российской империи было принято «Положение о морском цензе для офицеров флота». Введение этого регламента условий службы военных моряков привело к тому, что количество офицеров, ежегодно выходящих в отставку, настолько превзошло «исчисленное», что встал вопрос принятия мер, «потребных для предохранения кассы от опасности сделаться несостоятельною».

Однако Колонг сумел вывести доказательство, «что ценз скоро обещает уменьшение числа вновь поступающих пенсионеров, и что следует ожидать в последующие годы постепенного понижения расхода кассы» на 2000 рублей. Так и вышло. Вскоре его пригласили рассчитать систему пенсий, начисляемых для выходящих на покой горных инженеров.

В 1893-м де Колонгу присвоили звание генерал-майора, а незадолго до этого он занял пост заместителя начальника Главного гидрографического управления российского флота, где прежде заведовал компасным делом в мастерской мореходных инструментов. Умер Иван Петрович 26 мая 1901 года, на 63-м году жизни. Захоронен на Смоленском лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.

К сожалению, де Колонг, несмотря на свои заслуги, не был широко известен даже при жизни, а сегодня о его трудах знают в основном учащиеся морских вузов, которые постигают азы борьбы с девиацией компаса. Но все же фамилию де Колонг можно найти на географических картах: в 1900 году путешественник Эдуард Толль, руководивший полярной экспедицией на шхуне «Заря», назвал в честь Ивана Петровича один из полуостровов на побережье Карского моря и венчающий его мыс, а в 1962-м советские полярники так же окрестили близлежащую бухту.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения