Российская империя, 1914 год
31 августа (18-го по старому стилю) столица Санкт-Петербург стала называться Петроград
Получив ультиматум от Германии, 1 августа 1914 года Россия официально вступила в Первую мировую войну. В стране нарастали антигерманские настроения, из репертуаров театров изымались пьесы Шиллера и Гёте, в столице толпа разграбила посольство Германии, разгромила немецкие магазины. Некоторые обрусевшие немцы, опасаясь за жизнь, переиначивали фамилии на русский манер.
Между тем российская армия потерпела первое чувствительное поражение. Тогда Николай ІІ переименовал Санкт-Петербург в Петроград (за это еще в 1870-е годы XIX века ратовали славянофилы). Подобное, кстати, произошло и в Париже: Германская улица стала улицей Жореса, Берлинская улицей Льежа.
Современник приводит ответ Николая одному из министров, упрекнувшему самодержца: «Петра Великого поправлять!» — «Что же! Царь Петр требовал от своих генералов рапортов о викториях, а я рад был бы вестям о победах. Русский звук сердцу милее…» Стали обсуждать и другие «антинемецкие» переименования городов и должностей. Общественность, однако, сочла новое имя столицы недобрым знаком: в потере первой части названия видели отказ от покровительства святого Петра.
Западная Африка, 1984 год
4 августа вместо республики верхняя вольта появилась Буркина-Фасо
В 1983 году в западноафриканской Республике Верхняя Вольта произошел военный переворот — далеко не первый в этой стране. К власти пришел капитан Тома Санкара. Его называли африканским Че Геварой. Молодой офицер, писатель, музыкант, байкер, он был любим народом за аскетизм: Санкара жил на зарплату армейского капитана, а президентскую перечислял в сиротский фонд, ездил на дешевой машине и отказался от кондиционера в кабинете, чтобы быть в равных условиях с гражданами.
Санкара решил провести преобразования во всех сферах жизни страны. А через год после переворота переименовал ее, сменил герб и девиз, сам написал гимн. Прежнее название, на его взгляд, было наследием колониального прошлого и не годилось для свободного государства. Французская колония Верхняя Вольта именовалась так по главной водной артерии страны, которую века назад португальцы окрестили рекой Возвращения (Rio de Volta), они останавливались там перед отплытием на родину.
Имидж старого названия и правда был подорван: в мировой прессе распространилась фраза, якобы сказанная канцлером ФРГ Гельмутом Шмидтом об СССР, — «Верхняя Вольта с ракетами».
Ответ
Чтобы поощрить патриотические настроения во время политических катаклизмов