Загадка Ганимеда: откуда на обратной стороне крупнейшего спутника Солнечной системы борозды и круги?

Ученый выяснил, что заставило луну отвернуться от хозяина

6 сентября 2024Обсудить

Снимок Ганимеда, сделанный аппаратом Juno 7 июня 2021 года во время 34-го облета планеты.

NASA via Legion Media

Исследователь из Университета Кобе (Япония) Наоюки Хирата пришел к выводу, что самый большой спутник в Солнечной системе — Ганимед — был смещен со своей оси в результате мощнейшего столкновения с астероидом. Планетолог установил, что гигантский камень (в 30 раз больше того, что уничтожил динозавров), врезался в луну Юпитера около 4 миллиардов лет назад. При этом он не только оставил крупнейший ударный кратер во внешней части нашей системы, но и перевернул спутник другой стороной к его планете. Доказательства Хирата представил в научном журнале Scientific Reports.

Спутник Юпитера Ганимед: краткое описание, факты, история

Ганимед — это один из галилеевых спутников Юпитера и крупнейший в Солнечной системе, кстати, он даже больше Меркурия. Так же, как и Луна, он удерживается приливными силами гравитации планеты-хозяина, поэтому всегда повернут к ней одной стороной. На обратной стороне Ганимеда в 1980-х годах ученые обнаружили древнюю структуру — систему борозд, которые образуют концентрические круги вокруг условной точки.

Предыдущие исследования заключили, что это результат крупного столкновения. Судя по масштабам события, оно должно было серьезно повлиять на историю Ганимеда. Однако до сих пор последствия той катастрофы были мало изучены из-за удаленности спутника и нехватки данных.

Хирата первым обратил внимание на то, что центр системы борозд находится на меридиане, наиболее удаленном от Юпитера, и точно совпадает с приливной осью Ганимеда, чему раньше никто из планетологов не уделял внимания. Это указывает на то, что спутник был переориентирован под воздействием астероида.

Ученый сопоставил картину столкновения на Ганимеде с ударом на Плутоне, который вызвал смещение оси карликовой планеты, что было доказано благодаря данным зонда New Horizons. Сходство двух столкновений и последствий подтвердило догадки планетолога. Будучи специалистом по моделированию импактных (ударных) событий, Хирата смоделировал и рассчитал вид и силу воздействия на спутник Юпитера.

HIRATA Naoyuki (CC BY)

Расчеты показали, что систему борозд мог сместить на ось приливов астероид диаметром 300 километров. То есть он был в 20–30 раз больше Чикшулуба, который обвиняют в вымирании динозавров. Гигантский камень врезался в поверхность Ганимеда под углом от 60° до 90° и привел к образованию кратера диаметром 1400–1600 километров.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="http://www.planet.sci.kobe-u.ac.jp/astro/HirataE.html">Наоюки Хирата</a></p>

«Гигантский удар, должно быть, оказал значительное влияние на раннюю эволюцию Ганимеда, но тепловые и структурные эффекты воздействия на внутренние части Ганимеда еще не исследованы. В дальнейшем можно было бы провести исследования внутренней эволюции ледяных спутников Юпитера, что помогло бы понять их происхождение и раннюю историю».

Добавим, что Ганимед сегодня привлекает внимание ученых своими океанами жидкой воды под ледяной поверхностью. Для более подробного изучения к нему и двум другим галилеевым спутникам сейчас летит космический зонд Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE). Станция должна добраться до Ганимеда к 2034 году. Недавно, кстати, она облетела Луну, совершив изящный гравитационный маневр.