Археологи нашли уже более 200 «палеолитических венер» по всей Евразии, от Средиземноморья до Прибайкалья. Так называют статуэтки из разных материалов — камня, кости, даже керамики, изображающие, как правило, обнаженных женщин. Они небольшие: почти все умещаются на ладони. Некоторые из них впечатляют выразительностью гипертрофированных форм — но на самом деле эти «венеры» очень разные. Разнятся между собой и версии, чем были эти фигурки для древнего человека.
Первую такую фигурку обнаружил в 1864 году археолог-любитель Поль Юро, маркиз де Вибре, на стоянке каменного века Ложери-Бас на юго-западе Франции. Удачливому исследователю вспомнился античный канон изображения богини любви и красоты Venus pudica, «Венера стыдливая»: обнаженная женщина будто пытается прикрыться руками от взгляда непрошеного зрителя. Найденная маркизом доисторическая фигурка ничего не прикрывала; у нее и рук-то не было, как и головы. Поэтому он назвал ее «Венерой бесстыдной», и с тех пор статуэтки подобного типа, созданные в позднем палеолите, носят имя античной богини.
Далекая бесписьменная эпоха не дает современным исследователям ответа, точно ли это изображения божества. С одной стороны, у многих таких «венер» гипертрофированы черты женщины, прежде всего — матери: большие груди, ягодицы, широкие бедра, выступающий живот — возможно, знак беременности. При всем разнообразии этих статуэток во внешнем виде многих из них от Центральной Европы до русской равнины прослеживается единый изобразительный канон такой дамы с пышными формами. Он был столь важен людям граветтской культурной общности, что они переносили его на расстояние в тысячи километров.
«Венер» часто находят возле места, где был очаг, порой их клали в специально выкопанную яму, иногда намеренно разбивали — возможно, это следы ритуалов.
Гипотезу, что статуэтки — это изображения Богини-Матери, отвечавшей в картине мира древних охотников и собирателей за плодовитость, жизненные силы и изобилие природы, высказывали еще в XIX веке. Есть и мнение, что так изображали сверхъестественных существ рангом пониже. Например, советский ученый Сергей Токарев, основываясь на обширном этнографическом и археологическом материале разного времени, доказывал, что «венер» могли почитать как духов-хранительниц семейного очага.
Другие версии: статуэтки считались либо вместилищами духов — помощников шамана, либо оберегами, которые, например, должны помочь женщине при родах. Одна из последних гипотез — что это портреты или автопортреты реальных представительниц эпохи позднего палеолита. Есть даже версия, что это своеобразный доисторический пин-ап, которую, впрочем, критикуют как не учитывающую реалий древности, когда нагота не была чем-то редким и табуированным.
Как бы там ни было, статуэтки обнаженных женщин встречаются на стоянках каменного века в разных точках Евразии — неутилитарные предметы, которые тем не менее изготавливали снова и снова, хранили, передавали изобразительный канон от племени к племени — значит, они были чем-то большим, нежели элемент интерьера. Что же в них общего и чем они отличаются?
1. «Венера из Холе-Фельс»
Пещера Холе-Фельс, Германия
Это старейшая из найденных «палеолитических венер», рукотворное происхождение которых доказано. Это важная оговорка. Дело в том, что на двух куда более ранних стоянках, возраст которых исчисляется сотнями тысяч лет, — Тан-Тан в Марокко и Берехат-Рам на Голанских высотах — ученые обнаружили камни, напоминающие фигуру человека. Древние люди хранили их и слегка дорабатывали, усиливая это сходство, но назвать их полноценной скульптурой еще нельзя.
Статуэтке из Холе-Фельс, вырезанной из бивня мамонта, минимум 35 000 лет. Это очень характерная «венера» с акцентированными женскими признаками. Голову ей намеренно не сделали, на этом месте отверстие, возможно, чтобы продеть веревку и носить фигурку как амулет. Кстати, в том же регионе, где ее обнаружили в 2008 году, найдена и самая древняя в мире скульптура «человеколев».
2. «Виллендорфская венера»
Виллендорф, Австрия
Это, вероятно, самая известная из таких фигурок, эталонное воплощение палеолитического канона. 11-сантиметровая статуэтка возрастом примерно 29 500 лет, вырезанная из привозного известняка и когда-то подкрашенная охрой, имеет все черты, символизирующие плодовитость: выдающаяся грудь, полные бедра, выступающий живот.
Вся фигура вписывается в ромб, самая широкая часть приходится на область таза. Для древнего искусства характерен символизм через буквализм: отвлеченное понятие воплощается через утрирование соответствующих ему внешних признаков.
Орнамент, покрывающий голову статуэтки почти полностью, ученые трактуют как плетеный головной убор. «Сохранение текстильных и плетеных изделий в иконографии, — отмечают американские антропологи Олга Соффер, Джеймс Адовазио и Дэвид Хайленд, — говорит о том, что они, видимо, были символами превосходства».
3. «Венера Брассампуйская»
Брассампуй, Франция
От статуэтки сохранилась только голова, и это, возможно, древнейшее реалистичное изображение человеческого лица в истории скульптуры. Часть фигурки из бивня мамонта, которую вырезали 24–26 тысяч лет назад, была найдена в 1894 году вместе с несколькими другими женскими статуэтками.
Ее прозвали «дама в капюшоне» за схематичное изображение не то головного убора, не то прически. Некоторые исследователи считают, что это именно сетка для волос, поскольку уже доказано: жители Европы той эпохи практиковали сетчатое плетение, хотя и это ремесло, и ткачество ассоциируются с гораздо более поздней эпохой неолита.
Ученые, проанализировав отпечатки на керамике граветтского периода со стоянки в Чехии, убедились, что людям позднего палеолита эти техники были знакомы. Для изготовления нитей и веревок использовались волокна растительного происхождения.
4. «Венера из Дольни-Вестонице»
Брно, Чехия
Эта статуэтка возрастом около 26 тысяч лет вместе с несколькими другими фигурками, обнаруженными на стоянке людей каменного века в окрестностях чешского города Брно, — древнейшие в мире керамические изделия.
Они созданы задолго до эпохи неолита (а ведь именно с неолитом, начавшимся в разных регионах от 12 до 7 тысяч лет назад, обычно ассоциируется появление и распространение керамики), за 14 тысяч лет до первой глиняной посуды.
У этой «венеры» очень большая грудь и широкие бедра, а из черт лица — только схематично показанные глаза, что отражает характерный для палеолитического искусства принцип «часть вместо целого».
5. «Венера из Леспюга»
Леспюг, Франция
Эта статуэтка из бивня мамонта, созданная приблизительно 25 000 лет назад, выделяется преувеличенными формами даже на фоне других «венер». В конце прошлого века историк искусства Лерой Макдермот выдвинул гипотезу, что подобные фигурки — это скульптурные автопортреты женщин каменного века, исследовавших и фиксировавших таким образом изменения собственного тела в период беременности.
Ученый сравнивал современные ему снимки будущих матерей в ракурсе, в котором человек смотрит на себя без зеркала, с соответствующе искаженными пропорциями, и вид сверху «палеолитических венер».
Статуэтка из Леспюга, с ее внушительными грудями, выступающим животом и укороченными ногами, — одна из очень похожих на такие фотографии. Искажение пропорций сохранялось в других ракурсах, поскольку гипотетический скульптор не мог посмотреть на себя со стороны.
6. «Мальтинская венера»
Мальта́, Иркутская область, Россия
Не все «палеолитические венеры» отличаются пышными формами, не у всех гипертрофированы те или иные половые признаки. Статуэтки возрастом около 22–19 тыс. лет, найденные в окрестностях сел Мальта и Буреть, старейшие скульптуры из обнаруженных в Сибири, — в основном изображают стройных женщин.
В одном и том же археологическом памятнике могут быть статуэтки женщин самого разного типа. Исследователи считают, что жители некоторых стоянок каменного века, например, в Гагарино или Авдеево, намеренно создавали и хранили скульптурные образы представительниц трех-четырех разных возрастов, от юной девушки, еще не знавшей материнства, до пожилой женщины.
Кстати, не все «мальтинские венеры» обнаженные: по мнению исследователей, многочисленные мелкие насечки на некоторых из них могут обозначать меховую одежду.
7. «Костёнковская венера»
Костёнки, Воронежская область, Россия
Одна из нескольких женских статуэток из Воронежской области, вырезанных из известняка или кости около 21–23 тысяч лет назад. Ее создатель следовал тому же канону, что и резчик «виллендорфской венеры»: большая грудь и сложенные на ней тонкие руки, выпуклый живот, широкие бедра, орнаментально обозначенный головной убор.
В дополнение к версии, что пышные формы этих статуэток могли символизировать плодовитость, врач Ричард Джонсон, профессор из Университета Колорадо, высказал такую гипотезу: в довольно суровых условиях ледникового периода изображение упитанной дамы могло воплощать просто-напросто жизнеспособность, желанную для древнего человека черту.
Перевязь или ожерелье вокруг груди у этой статуэтки — очень важная деталь. Это оберег, призванный защищать женщину от злых сил — чтобы у нее было достаточно молока для ее ребенка. По мнению некоторых исследователей, орнамент неслучайно совпадает с узором на спине гадюки и может указывать на связь с животным миром.
КАРТА
Где нашли фигурки
«Венера из Холе-Фельс» — Германия
«Виллендорфская венера» — Австрия
«Венера Брассампуйская» — Брассампуй, Франция
«Венера из Дольни-Вестонице» — Чехия
«Венера из Леспюга» — Леспюг, Франция
«Мальтинская венера» — Иркутская область
«Костенковская венера» — Воронежская область
Фото: HILDE JENSEN / TUEBINGEN UNIVERSITY; NATURHISTORISCHES MUSEUM, VIENNA; JEAN-GILLES BERIZZI / MUSÉE D’ARCHÉOLOGIE NATIONALE AT SAINT-GERMAIN-EN-LAYE; NÁRODNÍ MUZEUM, PRAHA; MUSÉE DE L’HOMME, PARIS; Государственный Эрмитаж
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, май 2024