

- Источник:
- Legion Media, REUTERS / Yiannis Kourtoglou
Кипрские исследователи обнаружили под картиной Тициана Ecce Homo 1570 года скрытый мужской портрет, который веками оставался незамеченным, сообщает
На картине Ecce Homo (в русской традиции этот евангельский сюжет называется «Се человек» — Прим. ред.) изображена сцена перед распятием Иисуса Христа — тот, связанный и в терновом венце, стоит перед Понтием Пилатом. Картину готовили к консервации, когда исследователи поместили ее под микроскоп и заметили, что через кракелюры — узор из мелких трещин, которые образуются на поверхности старых картин, — проступают другие пигменты.
Используя различные неинвазивные аналитические техники, позволяющие увидеть то, что скрыто под поверхностным красочным слоем, не повреждая его, ученые буквально собрали по кусочкам изображение, все эти годы таившееся под картиной религиозного содержания. «Это было похоже на сбор головоломки», — рассказал глава группы реставраторов, профессор Николас Бакирцис.
На картине изображен неизвестный мужчина с тонкими усиками и пером в руке, стоящий рядом со стопкой бумаг или книг — довольно прозаический образ по сравнению со сценой, которую Тициан позже написал поверх него.
«Это явно портрет банкира, юриста, какого-то профессионала в его рабочем пространстве», — считает Бакирцис.
Специалистам хорошо известно, что Тициан любил повторно использовать холсты, рисуя новые картины поверх незавершенных работ. Но в этом случае портрет мужчины, поверх которого появилась Ecce Homo, был полностью завершен, что представляет собой уникальный случай.
По мнению Бакирциса, рисуя новую картину, Тициан использовал элементы более ранней, например, линия подбородка мужчины вписана в изображение веревок, связывающих запястья Христа. Это показывает руку уверенного в себе художника, мастера, что подтверждает авторство самого Тициана, а не кого-то из его учеников, считает Бакирцис.
Ранее искусствоведы вернули на картину XVIII века черного шекспировского демона, которого закрасили возмущенные современники.