В вашей семье случилось долгожданное пополнение? Поздравляем и напоминаем, что возить ребенка в автомобиле можно только в специальном и правильно установленном кресле. О том, какие бывают детские автокресла, а также как и где их нужно устанавливать — в материале Vokrugsveta.ru.
Что говорит закон
Пожалуй, сегодня уже не встретишь автомобиль без ремней безопасности — если только дедушка не смахнет пыль с «Победы» или 21-й «Волги», чудом сохранившейся в гараже на ходу. Если ремней нет, то ехать в машине непристегнутыми могут и взрослые, и дети. Немного парадоксально, но это так.
Если же автомобиль оснащен ремнями безопасности, то, согласно ПДД, младенцев необходимо перевозить в автолюльке. Ее можно устанавливать на заднем сиденье перпендикулярно ходу движения или на переднем — так, чтобы грудничок лежал спиной по ходу движения. В последнем случае необходимо предварительно отключить подушку безопасности переднего пассажира — если она сработает при аварии, малыш может получить тяжелые травмы.
Ребенка в возрасте от 1 года до 7 лет можно перевозить только лицом по ходу движения в подходящем ему по росту и весу автокресле или аналогичном удерживающем устройстве, которое разрешается устанавливать как на переднем, так и на заднем сиденье.
Детей в возрасте от 7 до 11 лет закон предписывает перевозить в автокреслах на переднем сиденье, а при езде сзади можно ограничиться штатным ремнем безопасности, если рост ребенка превышает 150 см. При этом ремень, скорее всего, будет проходить через его шею, поэтому нужно обзавестись треугольным адаптером — специальной накладкой, которая корректирует положение ремня. Помните, что сам по себе адаптер не является детским удерживающим устройством, это лишь вспомогательный аксессуар.
Ребенок от 12 лет ростом свыше 150 см и весом более 36 кг, может ездить где угодно, лишь бы был пристегнут.
Само собой, вы получите штраф, если вытащили громко кричащего отпрыска из кресла на ходу. Расшатанные нервы родителей не разжалобят инспектора — штраф для водителя за такое деяние и любое иное нарушение приведенных правил перевозки ребенка в машине составляет 3000 рублей.
Какие бывают детские автокресла
До 2010 года в России действовал отдельный ГОСТ с требованиями к автомобильным детским удерживающим устройствам, но он утратил силу — сейчас вместо него применяется технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который предписывает сертифицировать детские автокресла по требованиям европейского стандарта ECE 44. Последний документ делит удерживающие устройства на пять групп по весу и примерному возрасту детей:
Группа 0 — для детей весом до 10 кг. Это автолюльки для новорожденных и детей в возрасте до полугода, которые очень много спят. В таких люльках младенцев забирают из роддома — не стоит забывать, что к выписке нужны не только конверт и коляска!
Группа 0+ — для детей весом до 13 кг. Обычно в таких креслах дети могут ездить до годовалого возраста, но месяцам к 10-11, когда малыши начинают активно познавать мир, им интереснее полноценное кресло, в котором они сидят, а не полулежат. При рождении ребенка можно сразу покупать такую люльку, но к ней дополнительно нужен анатомический вкладыш, чтобы не болталась головка.
Группа 1 — для детей весом 9-18 кг в возрасте примерно от 9 месяцев до 4 лет. Эти устройства устанавливают лицом по ходу движения, и дети садятся в них намного охотнее.
Группа 2 — для детей весом 15-25 кг в возрасте от 3 до 7 лет.
Группа 3 — для детей весом 22-36 кг в возрасте от 6 до 12 лет. Кресла этой и предыдущей группы предназначены для перевозки подросших детей. У таких удерживающих устройств есть поддержка головы и боковая защита.
Как видно, группы пересекаются между собой. Дети очень разные и развиваются тоже по-разному. Иногда смена люльки на кресло следующей группы помогает скорректировать поведение ребенка в машине: ему становится удобнее и лучше видно, и он меньше капризничает в дороге. На каждом кресле производитель указывает группу, массу ребенка, а также размещает иллюстрированную инструкцию по установке.
Отдельно стоит сказать о бустерах — детских сиденьях без спинки, которые, по сути, представляют собой дополнительную подушку. Бустер стоит недорого, прост в использовании и легко влезает в багажник. Ребенок садится на него — и вот его уже можно пристегнуть обычным ремнем. Однако от бокового удара бустер не защитит, поэтому полноценное кресло в этом плане гораздо надежнее.
Специалисты настоятельно рекомендуют использовать бустеры с жестким каркасом и только в качестве альтернативы автокреслам третьей группы.
В чистоте и не в обиде
Детское кресло — одно из самых грязных мест в машине, особенно после дальней дороги. Грязь с ботинок, крошки печенья, слой размазанного по чехлу яблочного пюре, немного пластилина и следов от фломастера — обычное дело.
Конечно, можно вообще ничего не давать ребенку в дороге, и, возможно, на свете есть родители, которым это удается. Но чехол с детского кресла все равно нужно время от времени снимать и стирать.
Как установить и пристегнуть детское автокресло в машине
У разных детских удерживающих устройств разные крепления — порой они настолько отличаются, что даже опытные многодетные родители, приобретая новое кресло, поначалу не всегда могут понять, как закрепить его в машине.
Остановимся чуть подробнее на способах установки детских автокресел.
Isofix
Это самая популярная система фиксации, которой оснащается большинство автомобилей, выпущенных после 2010 года. Она представляет собой П-образные металлические петли, приваренные непосредственно к кузову автомобиля или каркасу сиденья. Детское автокресло крепится к ним при помощи автоматически защелкивающихся карабинов — для установки нужно найти петли, спрятанные между спинкой и подушкой сиденья (на некоторых моделях машин они прикрыты пластиковыми заглушками), поместить направляющие кресла с карабинами напротив них и задвинуть до щелчка. Во многих креслах предусмотрена различного рода индикация, подтверждающая правильность установки.
Так выглядит процесс установки детского кресла с системой Isofix. В данном случае у кресла есть еще и дополнительная «нога», которая упирается в пол автомобиля, снижая нагрузку на основные крепления
Дополнением к базовой версии системы Isofix является так называемый якорный ремень, который позволяет прикрепить к надежной петле и верхнюю часть детского кресла. Проушины для якорного ремня, если они есть, обычно располагаются либо на задней спинке сиденья, либо на полу багажника. При аварии такой ремень защищает ребенка от травм шеи и головы. Как и обычные петли Isofix, эти крепления зачастую маркируются заметными ярлычками.
Система Isofix считается самой надежной и безопасной, но, увы, ей оснащены не все автомобили. Поэтому существует альтернативный способ крепления детского кресла.
Крепление при помощи штатных ремней безопасности
Для установки таким способом на детских автокреслах имеются специальные пазы — их может быть несколько и в разных местах. К примеру, автолюльку ремень, вставленный в штатный замок, должен опоясать сзади, затем спереди.
Иногда кресло с младенцем размещают прямо на сиденье, но бывают также специальные утяжеленные базовые платформы с пазами — сначала люлька защелкивается в них, а потом уже вся конструкция крепится ремнем к заднему или переднему сиденью. Надо заметить, что автолюлька вообще штука универсальная — можно приобрести модель, которая переставляется на шасси с колесами и может использоваться уже как прогулочная коляска.
Пример крепления автолюльки на заднем сиденье при помощи ремня безопасности
Кресла для детей постарше точно так же устанавливаются и фиксируются ремнем, пропущенным через несколько пазов. Очень важно, чтобы установленное сиденье не болталось. Проделав все по инструкции, обязательно покачайте кресло — если оно подвижно, натяните ремень и заправьте его заново.
Такой способ крепления кресла требует больше времени и навыков. Кроме того, ремни не обеспечивают столь же надежную фиксацию автокресла, как крепкие петли. Наконец, неудобства могут доставить различия в геометрии детского кресла и собственно сиденья автомобиля или недостаточная длина ремня безопасности.
Пристегните ремни
Мало правильно установить само кресло, нужно еще надежно зафиксировать юного пассажира. Тут тоже есть разные способы — обычный диагональный трехточечный ремень, поясной ремень, который захватывает только бедра с двух сторон либо комбинированный пятиточечный ремень, фиксирующий и бедра, и плечи, и грудь — такой чаще используется в автолюльках для самых маленьких.
По мере того, как ребенок растет, ремням требуется регулировка, чтобы они не пережимали ноги и руки — для этого предусмотрены специальные гнезда.
Бывает соблазн закрепить только бедра, когда ребенок уже подрос — имея больше свободы, он занимается своими делами и меньше капризничает. Но лучше не пренебрегать безопасностью, особенно, если предстоит дальняя поездка по трассе.
Куда лучше всего устанавливать детское кресло
На этот счет нет единого мнения. Если вы не знаете, как отключить подушку безопасности пассажира или это по каким-то причинам невозможно сделать, откажитесь от идеи установить кресло рядом с мамой или папой на переднем сиденье.
Многие считают, что самое безопасное место в легковой машине — за водителем, который будет инстинктивно уворачиваться от возможного удара. С другой стороны, находясь за передним пассажирским сиденьем ребенок, во-первых, видит родителя за рулем, во-вторых, находится дальше от встречной полосы. Но на каком бы из этих двух мест ни сидел ребенок, есть опасность, что он попробует самостоятельно открыть дверь — во избежание этого нужно заблаговременно активировать так называемый «детский замок».
Многие эксперты советуют устанавливать детское кресло посередине заднего пассажирского дивана: так он точно не достанет до ручки открывания двери к радости сидящих впереди родителей.
* * *
Помните, что неправильный выбор детского автокресла, его ненадлежащее качество или установка не по инструкции могут привести к серьезным травмам или даже гибели ребенка в ДТП — не экономьте на защите и пользуйтесь автокреслами правильно, соблюдая указания производителя и требования закона.