Необычную историю переезда в Индонезию порталу Vokrugsveta.ru рассказала Ольга Балута, бизнес-тренер, создатель детского сада BALU KIDS на острове Бали. Далее текст от первого лица.
Детям негде гулять
Если вы знаете, что такое ноябрь в Москве, то не имеет смысла объяснять, как сильно оттуда тянет в тепло и солнце. Для нашей семьи ноябрь стал отправной точкой: неожиданно для нас арендодатель квартиры сообщил, что возвращается в квартиру, а значит, нам придется переезжать. Последнее, чего мне хотелось, — переезд по предзимней слякоти, обустройство и адаптация в новой квартире. У нас на тот момент было двое детей, две собаки, а также моя третья беременность, и я предложила полететь зимовать на Бали, муж согласился. Обратные билеты взяли на апрель.
Прилетев на Бали, мы поселились в Семиньяке, потом переехали в Чангу. Туристов было немного, дороги свободные, не было трафика. Знаю, звучит как небылица, но это правда.
Няню детям мы нашли заранее через агентство: посмотрели ее видеоприветствие, созвонились — она нам очень понравилась. Няня была с нами девять месяцев, дети ее очень полюбили, до сих пор вспоминают с теплом. Нам пришлось переехать в другой район — это час езды, поэтому няне стало сложнее с логистикой. Встал вопрос поиска садика.
Мы нашли австралийский сад, но график у него был неудобный: в 13:30 заканчивалась группа у старшего, в 12:30 — у младшего. Малыши засыпали прямо на байке по пути домой. Стоимость тоже не радовала. И даже при возможности проводить время с детьми после садика — проводить его было негде: здесь нет парков, аллей, дворов, детских площадок. Можно только находиться на вилле. Занять детей на весь день — это было насущной проблемой. Тогда я стала думать про собственный детсад.
Во время проживания в районах возле океана я чувствовала себя неважно: беременность росла, мне становилось очень жарко, я сидела под кондером сутками, иногда просила мужа покатать меня на байке, чтобы проветриться. Начало тянуть в джунгли, потому что там прохладнее — на несколько градусов меньше. Мы начали искать виллу в Убуде.
Убуд — это духовный район. Люди со всего мира сюда съезжаются для просветления, разных практик, медитаций и так далее. В Убуде я почувствовала себя спокойно, стало так хорошо на душе, появилось ощущение, что мы там, где нужно.
«Работники могут уходить внезапно»
Однажды, когда мы ехали среди джунглей из лиан и деревьев, которые, знаете, туннелем-навесом обступают дорогу, мне в голову пришло слово «Балу», я сидела сзади мужа и сказала, что так будет называться наш детский сад. Он ответил: «Что? Какой детский сад?» Его эта мысль не бодрила так, как меня. Но я чувствовала, что решение верное, что за этим есть будущее. Стала вникать в процесс: нашла место, заказала мебель, занялась организацией.
Детсад сначала ютился на 25 м2. Это была комната в доме у педагога, соседняя с нашей вилла. Очень быстро по рекомендациям, по сарафанному радио, мы набрали в сад десять детей.
Муж вдохновился тем, какой отклик мы получили от родителей по детскому саду. Он предложил расширить пространство и нашел участок на 1000 м2.
Мы начали строить садик и за два месяца мы его построили. Муж, кстати, настолько увлекся стройкой, что через полгода после открытия садика создал компанию по реновациям вилл. И теперь уже построил 13 вилл на Бали.
Когда я решила найти управляющего, в тот же день мне написал педагог из Москвы, что хочет лететь на Бали и ищет работу. Теперь он работает у нас, уже обучил команду педагогов работе с материалами Монтессори. А я вышла из операционки через восемь месяцев после начала выстраивания системы.
Дети у нас до шести лет. Недавно воспитанники поставили спектакль «Теремок» на русском языке. А старшая группа учится читать и писать по-английски. Мне очень нравится, что в симбиозе культур и языков дети становятся многогранными: сыновья в силу возраста на разных уровнях говорят на русском, английском, индонезийском.
Дети, кстати, все время ходят босиком по разным поверхностям — по грязи, по камням, по травке, по асфальту — и я считаю, что это очень хорошо для их здоровья, для закалки.
Индонезийцы очень приятные люди. У нас работают балийцы, которые адаптировались к нашим условиям. Но вообще найти здесь достойных кандидатов из местных сложно: многие не приходят на собеседования или уходят без объяснения. Я слышала, что работники могут уходить внезапно, но у меня такого не было.
Помните, я рассказывала про пустые дороги в самом начале нашего проживания? Забудьте. Я научилась водить байк на седьмом месяце беременности — получить местные права обязательная процедура. Движение на Бали левостороннее, теперь еще и плотное.
Очень многие люди не умеют водить: дети просто берут у родителей мотоцикл и ездят по деревне. Потом, видимо, вырастают и так же ездят по дорогам.
При этом, несмотря на жуткий трафик, пробки, аварии из-за неумения водить (так говорят туристы), я вижу на дороге много взаимоуважения — за редким исключением кто-то ошалело сигналит или ругается. Балийцы, в целом, спокойные люди.
День тишины
В Индонезии есть праздник Ньепи в марте, который считается индонезийским Новым годом. В это время проводится множество церемоний, и основное событие — сжигание огромных фигур, называемых Ого-Ого.
Третий день праздника — день тишины, когда никто не выходит из дома, не использует электричество и не разговаривает. В этот день даже самолеты не летают, магазины не работают — все сидят дома, и мы тоже. Правда, мы готовим, пользуемся интернетом, дома играем с детьми, но чтим традиции в меру своих сил, то есть не устраиваем никакие громкие посиделки, вечеринки, не ходим по улице.
Вообще, балийцы — народ добрый, миролюбивый. Но они не приемлют неуважения к своим традициям, насмешек над их нацией или обычаями. Это то, за что могут депортировать. К примеру, если будут посты, сторис у блогеров, которым что-то не нравится в стране, ее религиях, традициях. Это отслеживается.
Для детей и для взрослых, которые устали крутиться в суете жизни, Бали — замечательное место. Здесь можно замедлиться, наполниться, услышать себя, услышать других. Мы продолжаем здесь жить, развиваться, развивать это место, вкладываться в него. Чувствуем, как Бали нам отвечает благодарностью, энергообменом.
Приезжая в другую страну жить, нужно понимать, что страна не подстроится под тебя, но ты должен под нее адаптироваться, тогда будет легче принять ситуацию, легче найти контакт. Если ты добр и щедр, не пытаешься изменить всё вокруг, но пробуешь сделать что-то от себя, в меру своих сил и с пользой для других, то ты неизменно получишь отдачу.
Реальные истории людей, переехавших из России в другие страны, читайте в разделе «Эмиграция» на Vokrugsveta.ru.