Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Новгородские грамоты стали важнейшим источником для историков, изучающих быт и языки Древней Руси

21 декабря 2024Обсудить

В эпоху мессенджеров и электронной почты люди каждый день отправляют и получают множество сообщений. Однако жители средневекового Новгорода в этом не сильно от нас отличались и постоянно обменивались короткими записками: для этого у них был свой доступный материал.

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Аполлинарий Васнецов «Прошлое Великого Новгорода», 1901 г.

Источник:

Fine Art Images via Legion Media

26 июля 1951 года Нина Акулова, сотрудница экспедиции Московского университета и Института археологии Академии наук СССР в Новгороде, расчищала средневековую деревянную мостовую в Неревском раскопе. Женщина вынула из слоя кусок бересты — и разглядела на нем черточки, складывающиеся в буквы.

Когда находку передали руководителю экспедиции, Артемию Арциховскому, тот целую минуту на виду у всего раскопа не мог произнести ни слова, а потом не своим голосом выкрикнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!» То была первая новгородская берестяная грамота.

После Крещения Руси, в конце X — начале XI века, из Византии приехали священники, проповедовавшие христианство. Они были грамотными и привезли с собой не только пергамент, чернила и перья, но и церы со стилосами — письменные принадлежности, известные еще с Античности.

Цера — это деревянная дощечка с выдолбленным углублением, в которое ровным слоем залит воск. Стилос, или стило, — деревянная, металлическая или костяная палочка, с одной стороны заостренная, а с другой оформленная в виде лопатки. Острием писали по восковому слою церы, а лопаткой стирали написанное. Получалась вечная записная книжка — удобная и практичная. Церами люди пользовались на протяжении всего Средневековья, и их тоже находят при раскопках русских городов.

Примерно во второй четверти XI века кто-то из жителей Древней Руси попробовал писать стилосом на бересте, выдавливая буквы на ней так же, как на воске. Новый материал был доступен в любом дворе и почти ничего не стоил — в отличие от баснословно дорогого пергамента. При этом он был достаточно прочным и практичным: прочерченные буквы не стирались и не боялись воды — идеальный материал для коротких писем, учебных упражнений и бытовых заметок.

После того как грамоты становилась ненужными, их сжигали или разрывали и выбрасывали. Так они попадали в культурный слой. Ну а стилос, со временем получивший название «писало», был практически вечным пером, не требовавшим чернил. Поскольку каждый грамотный человек носил писало с собой, этому инструменту нашли и еще одно применение. Им стали процарапывать на штукатурке граффити — надписи, которые исследователи русского Средневековья теперь в изобилии находят на стенах храмов. И это тоже важный исторический источник.

Трудно сказать, насколько повсеместно береста как материал для письма была распространена на Руси. Всего обнаружено больше 1300 средневековых берестяных грамот, и не только в Великом Новгороде, но и в двенадцати других городах. Однако разрыв в количестве таких находок весьма большой. Так, на осень 2024 года в Новгороде было обнаружено 1228 грамот, в Старой Руссе — 59, Торжке — 19, Смоленске — 16, а в остальных городах — пока меньше десятка.

Изобилию грамот в Новгороде может быть два объяснения. Первое: в этих местах лучше условия для образования культурного слоя, сохраняющего органику. Второе: из-за особого устройства Новгорода и его экономики грамотность его жителей действительно была выше, чем в других городах. В нем большую роль играло народное собрание, вече, и многие горожане активно участвовали в политической жизни; также первостепенное значение для Новгорода имела торговля. Все это требовало оживленной переписки — так и вышло, что знание грамоты для бояр и купцов стало необходимым. Соответственно, людям, работавшим на них, тоже нужно было уметь читать и писать.

Береста и писала широко использовались до середины XV века, а после вышли из обращения. О берестяных грамотах осталось только несколько смутных упоминаний в письменных источниках, и о них забыли. Вплоть до XX века бересту эпизодически еще использовали как альтернативу бумаге, однако писали на ней уже чернилами. Объемный и многогранный исторический источник скрылся под землей на полтысячи лет.

Эти берестяные грамоты — деловые записи, черновики документов, бытовая переписка, упражнения учеников, загадки и заговоры, молитвы и многое другое — стали важнейшим источником для историков, изучающих быт и языки Древней Руси. А 26 июля в память о первой такой находке новгородские археологи каждый год празднуют День бересты.

«Грамотная» десятка

1. Первая найденная: грамота № 1

Номера берестяным грамотам присваивают в том порядке, в каком их находят. Грамота, обнаруженная раньше всех, 26 июля 1951 года, и, соответственно, получившая № 1, оказалась сильно поврежденной, текст — обрывочным, но относительно длинным. Она датирована концом XIV века и представляет собой роспись податей, получаемых некими Тимофеем, Фомой и Иевом с нескольких сел. Это «поземъ» (поземельный налог) и «даръ» (оброк), которые крестьяне платили землевладельцам.

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Государственный Исторический музей

Названия упомянутых в тексте сел происходят от имен жителей. Среди них: Семен, Василий, Лутьян, Овсей, Шадра, Осип (?), Ошва, Гафан, Бабины, Харьян… Подати платились деньгами и продуктами, в числе которых солод, овес и рожь, измеряемые в кадях, а также «полти» (полутуши) мяса.

Впоследствии были найдены десятки грамот, связанных с податями, долгами и прочими экономическими отношениями. Такие документы не только дают информацию об экономике древнего Новгорода, но и сообщают множество имен и названий населенных пунктов. Анализ этих сведений позволяет немало узнать о населении и географии Руси.

2. Старше всех: грамота № 915-И

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Эта самая ранняя по датировкам грамота, и довольно необычная. По сути, она представляет собой эскиз иконы. Это прямоугольный фрагмент размером 4х10 см, найденный в слоях первой трети XI века. На одной стороне прочерчены изображение женщины с нимбом и подпись: «Варвара», — а на другой нацарапана фигура с крестчатым нимбом и пояснением: «Иисус Христос». Интересно, что буквы прочерчены неровно: рука их автора явно была непривычна к письму на бересте.

3. Самый старый текст: грамота № 246

Записка с требованием долга считается одной из трех древнейших грамот с текстами (конец XI века). Она хорошо показывает обстоятельства, приведшие к появлению грамот: такое сообщение важно было передать без искажений, и послание на бересте позволяло это сделать лучше устного.

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

«От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты поклялся мне на кресте и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен долга, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром».

Особенность древнерусской правовой системы: люди в социальных группах несли ответственность друг за друга. Если человек не отдавал долг, кредитор мог возместить его за счет другого новгородца, а тот уже решал вопрос с неплательщиком. Но это требовало хлопот и расходов, поэтому кредитор предупреждает последний раз, фактически отправляя официальное извещение должнику.

4. Когда устал учиться: грамота № 200

Значительную часть грамот составляют упражнения в письме, а самые интересные из таких написаны и изрисованы мальчиком Онфимом.

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Помимо бересты с изображением всадника среди грамот Онфима — донце туеска, отданное мальчику для упражнений, и рисунок с фразой, переписанной им из делового документа

Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Онфим жил в Новгороде в середине XIII века. Этот шести-восьмилетний мальчик мало отличался от сверстников: играл, бегал по улицам, учился грамоте и любил рисовать. Вероятно, в один прекрасный (для археологов) день Онфим потерял целую пачку листов бересты, на которых упражнялся в письме, или же их выбросила за ненадобностью его мама.

Листы пролежали в культурном слое Новгорода семь веков, и летом 1956 года их нашли на Неревском раскопе. Всего обнаружено 12 грамот, написанных Онфимом, и несколько рисунков на бересте. На некоторых он изобразил себя и подписал свое имя. Так он вошел в историю и стал одним из самых известных новгородцев.

На этой грамоте, отвлекшись от написания азбуки, мальчик нарисовал всадника, поражающего врага копьем, и подписал рядом свое имя «Онфиме», подразумевая себя.

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

5. Недобрый Прокоша: грамота № 1189

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Скриншот из доклада Елены Рыбиной. Берестяная грамота № 1189, найденная в 2024 году в Великом Новгороде

Источник:

Новгородский музей-заповедник

Послание от некоего Прокоши к некоему Нечаю, если не считать адресной формулы, состоит всего из одного слова: «Удавися!» Так что эту грамоту можно назвать не только самой недоброй, но и самой лаконичной.

6. Самое короткое «смс»: грамота № Ст. Р. 33

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Но если считать по общему количеству слов, то еще короче послание в грамоте № 33, найденной в Старой Руссе в слоях середины XII века. Там этих слов всего два: «Зелени добре», — что значит: «Всходы хорошие». Его, вероятно, прислали из деревни землевладельцу, беспокоящемуся о посевах.

7. Романтичное послание: грамота № 752

Самое яркое из берестяных любовных посланий найдено в слоях конца XI века. Оно было разорвано еще в древности и сохранилось в виде двух связанных узлом лент — это начало и конец письма, а середина утрачена.

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Начальная часть: «Я посылала к тебе трижды. А в се воскресенье что за зло на меня держих, если ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под глаз и притек…» Финальная часть: «…теперь где-нибудь в другом месте. Отпиши же мне про… Буде даже тебя задела своим безумием, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит Бог и моя худость».

Представьте: на дворе конец XI века, а женщина пишет мужчине и упрекает его, что он не пришел к ней. Имена в тексте не называются, а письмо разорвано — значит, переписка (и связь) тайная. Женщина, кстати, была начитанной и использовала в тексте литературные обороты из книг того времени. Так грамота открыла совершенно неизвестную ранее сторону жизни древних новгородцев.

8. Детективная история: грамота № 109

В грамоте, написанной в конце XI — начале XII века, раскрывается целый спектр подробностей древнерусской жизни. «Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила [подразумевается: уличая в краже] княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив на коня княжеского мужа, идти на свод. А ты, если не взял тех денег, не бери у него ничего».

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Из грамоты мы узнаем, что Микула купил в Пскове рабыню, чтобы перепродать в Новгороде. Но оказалось, что та краденая, беглая или незаконно обращенная в рабство. Из-за этого Жизномир, вероятно, компаньон Микулы, арестован княгиней, но благодаря поручительству дружины выпущен. Теперь он пишет Микуле, спрашивая, осталась ли рабыня у человека, которому ее перепродали, и просит не брать денег, чтобы остановить сделку. А сам хочет купить коней и вместе с представителем князя ехать на «свод».

«Свод» — это форма досудебного производства в Древней Руси, когда пострадавший или обвиненный в преступлении сам инициировал и проводил расследование кражи. Для этого шли к человеку, продавшему вещь или невольника, выясняли, у кого он ее купил, и, если он указывал на другого, отправлялись к тому с аналогичным вопросом, пока не находили вора.

9. Самая загадочная: грамота № 10

Этот кусок бересты с текстом был найден на деревянной уличной мостовой в слоях середины XIV века и оказался ободком небольшого туеска. Надпись на этом ободке гласила: «Есть город между небом и землей. К нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную».

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Как нетрудно понять, это загадка. Причем происходящая из апокрифического произведения «Беседа трех святителей», объявленного еретическим в XIV веке, но очень популярного на Руси.

Ответ на нее: город между небом и землей — это Ноев ковчег, немой посол без пути — голубь, а грамота неписаная — это оливковая ветвь, которую он несет, извещая, что воды Всемирного потопа начали уходить.

10. Магическая формула: грамота № 292

Большинство берестяных грамот написаны на разговорном древнерусском языке, но есть и на других. Археологи нашли около 30 на церковнославянском и по одной на древненижненемецком, латыни и греческом. Но в тупик ученых поставила грамота № 292, обнаруженная в 1957 году в слоях середины XIII века. Она была написана кириллицей, но текст, казалось, не имел никакого смысла:

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров
Источник:

Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Когда ее изучили специалисты по финским языкам, то установили, что она написана на древнем диалекте карельского и представляет собой заговор, который переводится примерно так:

«Божья стрела, десять имен твоих,
Стрела, сверкни, стрела, выстрели,
Бог суд так производит».

Как и многие другие заклинания, этот заговор — пережиток язычества, которое в XIII–XV веках сохранялось даже в среде православного населения Новгорода. При раскопках нередко находили и деревянные фигурки домовых.

Грамота № 292 стала древнейшим письменным памятником на прибалтийско-финских языках, оказавшись на шестьсот лет старше всех известных до этого подобных текстов.

Секреты расшифровки

Найти грамоту — огромная удача, и все же это полдела. Правильно развернуть тысячелетний документ, не повредив, и прочесть его — не так-то просто.

В культурном слое древнерусских городов бересты много. Из нее делали короба, туеса, поплавки, использовали ее для гидроизоляции и растопки. Грамота в момент находки чаще всего выглядит как свернувшийся в трубочку фрагмент бересты. Поэтому на раскопе даже мельчайшие кусочки обязательно кладут в ящик для находок, чтоб потом их помыть и внимательно осмотреть: нет ли на них букв.

На грамоту, как на любую другую находку, выписывают «паспорт», в котором указаны дата и все подробности о месте, где ее обнаружили. Также она получает порядковый номер: счет ведется отдельно для каждого города. Грамотой считается и целое письмо, и обрывок, на котором сохранилось хотя бы несколько букв. При этом случалось, что фрагменты, найденные в разные годы, постепенно собирались в один документ.

На раскопе грамоту для сохранности сразу помещают в сосуд с водой. Если этого не сделать, береста высохнет раньше времени, потрескается, станет жесткой, и развернуть ее без повреждений будет невозможно. В сосуде с водой грамота может храниться несколько дней, но обычно развернуть ее стараются сразу.

Разворачивают грамоты в камеральной лаборатории — отдельном помещении, где работают с археологическими находками. Вначале мягкой кисточкой смывают грязь с внешней стороны свитка, потом грамоту заливают горячей водой (фото 1). После того как она распарилась и размягчилась, ее медленно разворачивают при помощи инструментов (фото 2). Главное — не торопиться и дать распаренной бересте возможность спокойно расправиться, при спешке грамоту можно повредить.

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Фото 1

Источник:

Павел Колосницын

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Фото 2

Источник:

Павел Колосницын

Иногда для предотвращения разрыва бересту приходится расслаивать, отделяя верхние слои от нижних (фото 3), потому что при высыхании они сжимаются с разным коэффициентом и рвутся. Если грамота целая, без обрывов и трещин, то разворачивается она быстро. Если же береста была разорвана в древности, смята или обгорела, то действовать приходится медленнее и осторожнее. В конце грамоту отмывают от оставшихся загрязнений. После размачивания бересту нужно подсушить под прессом. Для этого распрямленную грамоту кладут между двумя стеклами или керамическими плитками (фото 4).

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Фото 3

Источник:

Алексей Баринов

Записки из раскопа: что жители средневекового Новгорода писали друг другу в берестяных грамотах — 10 удивительных примеров

Фото 4

Источник:

Павел Колосницын

Позже бересту можно ненадолго достать, чтобы сфотографировать и попытаться прочесть. Потом ее возвращают под пресс, где она лежит еще несколько дней до полного высыхания. Если грамота была разорвана, то фрагменты склеивают. Затем грамоту зажимают между двумя стеклами и хранят уже в таком виде.

Главная сложность в чтении грамот — в языке и особенностях письма. Древнерусский язык сильно отличается от современного (даже знакомые слова могут иметь другое значение), а писали в древности часто без заглавных букв, знаков препинания и даже пробелов между словами. Поэтому нужно не просто разобрать буквы, а, по сути, расшифровать текст, разделив его на слова и предложения.

Текст читают в несколько этапов. Первый — сразу после разворачивания, пока грамота еще влажная. Текст прочитывают и одновременно делают прорись и расшифровку. Именно в этот момент важно зафиксировать все максимально точно: всегда есть риск, что в процессе сушки грамота потрескается.

Потом фотографии и прориси показывают лингвистам, специализирующимся на изучении древних текстов. Тексты некоторых грамот просты и понятны сразу, а вот у других может быть несколько вариантов прочтения букв, разделения слов и предложений, перевода. Только хорошо знающие древнерусский язык специалисты могут учесть все нюансы. Не всегда эксперты сходятся во мнениях сразу, поэтому существует целый ряд грамот с разными вариантами прочтения, сильно отличающимися смыслом. Иногда спустя годы старые грамоты прочитывают в новой трактовке.

Фото: Государственный Исторический музей, Москва; Новгородский государственный объединенный музей-заповедник; Павел Колосницын; Алексей Баринов

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения