Как правильно говорить — «калоши» или «галоши», когда изобрели резиновую обувь для защиты от сырости и как стала популярной на одной шестой части суши, рассказывает историк моды, эксперт Академии дизайна Pentaschool Иван Шуринов.
Слово galochе пришло к нам из французского или английского языка и изначально закрепилось как «калоши». В советские времена такое произношение стало вытесняться как устаревшее, и с 1950-х годов нормой в русском языке стал вариант «галоши». Но так как в статье мы будем говорить об истории этой обуви с XIX века, выберем исторически правильное произношение по словарю В.И. Даля — «калоши».
Как появились калоши?
Настоящий прорыв химической промышленности — вулканизированная резина, которую изобрел Чарльз Гудьир. Новый материал стали применять чуть ли не повсеместно.
Мануфактурщики сразу обратили внимание на новую резину из-за ее водоотталкивающих свойств. И пока в России так и носили лапти и кожаные коты́, производство калош за рубежом переживало свой расцвет. Однако все изменилось с появлением экспорта этой обуви из США.
Калоши обретают популярность в России
В 1850-е годы в Российской империи были открыты первые заморские лавки, где продавались калоши. Покупателей очень заинтересовала новая обувь, но позволить себе это американское чудо могли далеко не все — стоимость была слишком велика.
Однако вскоре комиссионеры из США начали свое производство калош в России, задействуя дешевый рабочий труд. Так в стране и началось развитие резиновой промышленности.
Открытие российско-американской резиновой мануфактуры, или ТРАРМ, известной как «Треугольник», совпало с отменой крепостного права в 1861 году. Это позволило развернуть производство и расширить товарооборот: новые рабочие занялись производством обуви и стали поставлять на прилавки все больше товаров. Блестящие, на красной байковой подкладке и с треугольником на подошве, калоши завоевали огромную популярность среди населения.
Конкуренция не заставила себя ждать — спустя 20 лет в Москве открылась собственная российская фабрика «Богатырь» по производству калош, а в Риге — фабрика «Проводник». Развитие «резиновой империи» вскоре дошло и до поставок в другие страны. Они приносил в казну больше пяти миллионов рублей в год! Российские мануфактуры резиновых изделий открывались по всей стране и даже за рубежом. На долю калош приходилось более 60% экспорта.
Цена на блестящую пару новых калош долго оставалась высокой и составляла почти три рубля. Однако смекалистый рязанский крестьянин по фамилии Плотников изобрел калоши за 45 копеек. Секрет был довольно прост: вместо цельнорезинового изделия Плотников предложил калоши из жести, намазанные лаком и сажей. Выглядели они как настоящие, но не были столь практичными. Из-за своей дешевизны эта «реплика», несмотря на недостатки, пользовалась большой популярностью.
Калоши в СССР
Однако на пороге была Первая мировая война, которая изменила жизнь каждого. К началу Февральской революции производство калош сократилось вдвое. Привезенный каучук шел на военные нужды — шины, противогазы и прочие средства, пригодные для военного дела. Цены на калоши взлетели больше чем в семь раз. К 1917 году одна пара стоила уже 15 рублей.
Очереди в фирменные магазины от мануфактур растягивались на десятки метров. Люди стояли в очередях сутками, и порой дело доходило до потасовок и драк.
С 1 октября 1917 года по решению Мосгордумы было принято решение продавать калоши только по ордерам домовых комитетов, а в 1918 году из-за экономической блокады народ и вовсе остался без калош. Поэтому изделие стало остродефицитным товаром, который выдавался лишь через комитеты и различные инстанции.
Только к 1928 году, когда появилась Новая Экономическая Политика (НЭП), производство резиновых изделий вернулось на дореволюционный уровень.
В то время появилась реклама, дизайн для которой создавал Александр Родченко, а слоганы писал Владимир Маяковский:
«Резинотрест —
защитник в дождь и слякоть.
Без галош
Европе —
сидеть и плакать».
К 1930-му году производство калош было налажено. Это произошло благодаря изобретению синтетического каучука Сергеем Лебедевым. В резиновой обуви ходили все.
Почему калоши утратили популярность
С началом Великой Отечественной войны производство главной защиты от дождя и грязи вновь остановилось. Прийти к довоенному уровню производства смогли лишь к 1950-му году.
В это время калоши подешевели и стали доступны всему населению без ордеров, списков и карточек. С приходом к власти Никиты Хрущева началась массовая «химизация» товаров народного потребления. Это привело к появлению на рынке недорогой и практичной обуви из искусственной кожи на непромокаемой подошве.
Однако теперь калоши носили лишь в деревнях и глубинках. Такую обувь надевали в мокрую погоду и для работы в огороде. Так калоши постепенно стали уходить в прошлое.
Но на этом история резиновой обуви в СССР не закончилась. Были придуманы резиновые полусапожки, которые были близки по своему назначению к калошам. Они имели сложную конструкцию, что приглянулось многим советским женщинам. Несмотря на то, что обувь в СССР не могла похвастать разнообразием фасонов, полусапожки были различных цветов и моделей: на молнии, кнопках, пуговицах. Верх оформлялся мехом или текстильной канвой, для подклада использовали флис, текстиль, байку, трикотаж и даже полубархат.
В магазинах можно было найти даже короткие модели, по конструкции повторяющие туфли — их использовали для сохранения парадной обуви. Но вся эта обувь стала исчезать в 70-х, когда началось постепенное замещение товаров на заграничные.
Еще один вид резиновой обуви родом из СССР — шлепанцы, они же сланцы. В 1962 году в городе Сланцы Ленинградской области построили завод «Полимер». Там изготавливали радиотехнические и резиновые детали, а также обувь. На этом заводе производили шлепанцы. В народе их прозвали сланцами, поскольку на подошве был логотип с местом изготовления. Люди, покупавшие шлепанцы, считали, что это просто название изделия. Завод «Полимер» работает и в наши дни, но шлепанцы уже не производит — их вытеснили на рынке китайские аналоги.
Многие предметы гардероба канули в Лету. Так случилось и с калошами. Но для многих эта обувь ассоциируется с бабушками и дедушками и вызывает самые теплые воспоминания.