Услышав словосочетание «летаргический сон», многие представляют человека, который прилег отдохнуть и провел во сне дни, недели или даже годы. При этом существует миф, что после пробуждения он просто встанет и пойдет по своим делам. Однако такое бывает только в фильмах и книгах, а на деле все происходит несколько иначе. Vokrugsveta.ru рассказывает, что такое летаргия и вспоминает три нашумевших случая так называемого летаргического сна.
С точки зрения медицины
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), летаргия (от др.-греч. λήθη — «забвение», и ἀργία — «бездействие») — это не самостоятельная патология, а симптом какого-либо основного заболевания. Она представляет собой состояние сильной слабости и усталости. А то, что мы называем летаргическим сном, является его крайней степенью.
В этом состоянии биохимические и физиологические процессы в организме замедляются настолько, что человек становится не способен на любую активность. От комы же летаргический сон отличается тем, что во время него организм продолжает функционировать без критических нарушений и без острой угрозы гибели. Тем не менее без медицинского вмешательства человек, впавший в такое состояние, не выживет. Ведь даже при замедлении метаболизма его организм не сможет длительное время обходиться без еды и воды.
Проспавший революцию
Пожалуй, самая известная во всем мире история летаргического сна приключилась с крестьянином Иваном Кузьмичом Качалкиным, который пробыл в этом состоянии целых 22 года. Источники утверждают, что он был убежденным монархистом — сперва Качалкин переживал убийство Александра II в 1881-м, а в 1894 году его подкосило известие о смерти Александра III. Иван Кузьмич стал сам не свой и спустя два года погрузился в глубокий летаргический сон.
Его случай вскоре привлек внимание медиков. Из родной деревни мужчину перевезли сперва в уездный город, а позже направили в столичную клинику. Во всех учреждениях рядом с койкой Качалкина организовывали пост, где постоянно дежурили врачи и медсестры. Они следили за состоянием пациента и кормили его с помощью желудочного зонда.
В первые два года Качалкин иногда подавал признаки жизни: слегка шевелил рукой и иногда даже приоткрывал глаза. Но затем его тело перестало реагировать даже на самые сильные раздражители. Пациент будто бы впал в анабиоз: у него почти невозможно было определить сердцебиение и дыхание, его кожа стала буквально белоснежной, а температура тела значительно снизилась. И все же Качалкин был жив и, казалось, не сильно страдал от своего состояния.
На мужчину приезжали посмотреть медики из Великобритании, Голландии, Австро-Венгрии и Германии. Из русских ученых пациентом заинтересовался физиолог Иван Петрович Павлов. Правда, увидеть Качалкина ему удалось уже после Октябрьской революции — в 1918 году. К тому моменту Иван Кузьмич как раз пробудился от своего длительного сна.
Именно благодаря Качалкину Павлов смог получить доказательство своей теории, согласно которой мы погружаемся в сон при торможении центральной нервной системы (ЦНС), а просыпаемся, когда в ней происходят процессы возбуждения. Павлов полагал, что вся деятельность ЦНС состоит из чередования двух этих явлений. Если же этого не происходит, то могут возникнуть определенные патологии, как, например, в случае с Иваном Кузьмичом.
К слову, после летаргического сна Качалкин так и не смог вернуться к полноценной жизни. Он был не в состоянии передвигаться без посторонней помощи, а его желудок усваивал лишь жидкую пищу. Умер Иван Кузьмич от проблем с сердцем в том же 1918 году. Есть версия, что его пробудило и окончательно «добило» услышанное сквозь сон известие о революции и падении монархии.
Послеродовой «отдых»
Через год после смерти Качалкина мир потрясла новость об еще одной «жертве» летаргического сна. Только на этот раз дело было в Норвегии, где в 1919 году молодая женщина Августина Леггард перенесла сложнейшие роды. Сразу после них норвежка уснула и проспала… те же 22 года, очнувшись только в 1941 году.
О дальнейшей судьбе женщины ничего неизвестно, однако ее случай интересен тем, что за все время в летаргии внешне она нисколько не состарилась. Правда, природу не обманешь, и уже через два года после пробуждения Леггард выглядела примерно так же, как ее ровесницы: замедлившийся процесс старения быстро наверстал упущенное.
Непереносимая обида
В 1954 году в летаргический сон впала 34-летняя Надежда Лебедина из Днепропетровской области. Накануне она в очередной раз серьезно поссорилась с мужем. По его словам, на этот раз у супруги случилась настоящая истерика, в ходе которой она то плакала, то смеялась, после чего обессиленно упала на кровать и уснула. Весь следующий день близкие пытались разбудить Лебедину, но та не реагировала. Тогда пришлось обратиться за помощью к медикам.
Врачи сперва решили, что женщина впала в кататонический ступор, который часто сопровождает психические расстройства, а потому определили ее в соответствующую клинику с диагнозом «шизофрения». Там Надежда провела четыре года, но так и не очнулась. В итоге мать женщины приняла решение забрать дочь домой.
Спустя год умер муж Лебединой, а ее дочь, которая оставалась с отцом, забрали в приют, так как бабушка не могла заботиться еще и о внучке. В 1974-м мать Надежды Лебединой скончалась, и почти сразу та, уже подававшая признаки пробуждения, окончательно очнулась от своего сна.
Проведя во сне 20 лет, Надежда, как и Августин Леггард, выглядела значительно моложе своих сверстниц, но довольно быстро у женщины появились и морщины, и седина. Со временем Лебедина стала чувствовать себя лучше и даже устроилась на работу. Под присмотром дочери она прожила еще 20 лет.
Причины летаргического сна
Даже по приведенному описанию трех случаев летаргического сна можно предположить, что одна из самых главных причин этого состояния — психическое перенапряжение. К такому выводу пришел и Иван Павлов. По его мнению, когда мозг сталкивается с нервным истощением, он запускает защитную реакцию, тормозя все системы организма и погружая его в глубокий сон.
Кроме того, существует версия, что причиной летаргии может стать поражение ЦНС. Так, британский врач Рассел Дейл и его коллеги, изучавшие эпидемию летаргического энцефалита, случившуюся в Европе на рубеже 1910-1920-х годов,