Даже в наш век крупные суда порой пропадают при загадочных обстоятельствах, а в прошлом такие исчезновения случались намного чаще, порождая жуткие истории о кораблях-призраках, которые уже десятки лет вдохновляют писателей и режиссеров. Vokrugsveta.ru и эксперты сервиса путешествий
«Любовь Орлова»
Кораблями-призраками принято называть суда, которые дрейфуют в океане без экипажа. Одним из самых известных и «молодых» морских призраков можно назвать круизный лайнер «Любовь Орлова» («Lyubov Orlova»).
Построенное по заказу СССР в Югославии судно спустили на воду в 1975 году, а в конце 1990-х лайнер решили переоборудовать и использовать для экспедиционных круизов к берегам Антарктиды. С тех пор теплоход «Любовь Орлова» ходил под флагом Островов Кука, а в 2013 году его решено было отправить на металлолом. В конце января лайнер начали буксировать из Канады в Доминиканскую республику, но налетевший шторм оборвал трос — так бывшее советское судно пустилось в свободное плавание.
В марте 2013-го сообщалось о получении сигнала с установленного на теплоходе аварийного радиобуя — обычно это является признаком гибели корабля. На тот момент лайнер находился в Атлантическом океане на расстоянии около 1300 километров от побережья Ирландии. По всей видимости, тогда же он и затонул, но обломков судна никто не находил, а таблоиды пару раз сообщали, что «Любовь Орлову» якобы видели в открытом океане, хотя эта информация в итоге не подтверждалась.
Подводная лодка С-117
Субмарина Щ-117 проекта «Щука», позднее переименованная в С-117, была спущена на воду в 1934 году и несла службу в составе Тихоокеанского флота СССР вплоть до конца 1952 года.
14 декабря подлодка вышла из Советской Гавани, чтобы принять участие в очередных учениях в Татарском проливе, у берегов острова Сахалин. На следующий день капитан С-117 доложил по радио об успешном ремонте вышедшего из строя дизельного двигателя. Последующие попытки выйти на связь с подлодкой успехом не увенчались, как и масштабные поиски С-117, продолжавшиеся до конца 1953 года. По всей видимости, советская субмарина затонула в Японском море вместе со всем экипажем, но причина ее гибели до сих пор неизвестна. Версий же за 70 лет выдвигалось немало: от подрыва на мине до столкновения с гражданским судном и атаки американской подлодки.
Клипер «Опричник»
Парусно-винтовой клипер «Опричник» пропал без вести в 1861 году, возвращаясь с Дальнего Востока в Кронштадт.
Шестипушечный корабль вышел из Шанхая 31 октября после небольшого ремонта и взял курс на Джакарту, куда прибыл в начале декабря. Пополнив припасы, «Опричник» взял курс к мысу Доброй Надежды. В последний раз его видели в Индийском океане в конце декабря. Согласно выводам комиссии, которая расследовала исчезновение клипера, корабль оказался в эпицентре урагана и затонул в ночь на 26 декабря 1861 года, но вещественных свидетельств его гибели так и не нашли.
Шхуна «Стрела»
Шхуна «Стрела», вошедшая в состав Балтийского флота Российской империи осенью 1829 года, прослужила недолго: уже в 1831-м по пути из Ботнического залива к мысу Дагерорт в составе небольшого отряда военных кораблей «Стрела» попала в шторм. Найти шхуну, на борту которой находились 50 моряков, так и не удалось — вскоре ее признали погибшей.
Корабль-призрак Ладожского озера
Корабль-призрак Ладожского озера отличается от других из нашей подборки, ведь он, скорее всего, никогда не существовал, однако легенда о нем остается популярной уже не один десяток лет, а некоторые любители разного рода аномалий упорно продолжают искать таинственное судно.
Согласно популярной версии мифа о ладожском призраке, в конце 1930-х в город Приозерск (тогда это был финский Кякисалми) из Швеции приехал моряк по имени Юхан Сигвард. Он отличался тяжелым нравом и не жаловал соседей. Сигвард раздобыл небольшой мотобот, назвал его «666» и регулярно совершал на нем плавания. Местные рыбаки считали, что нелюдимый швед ищет сокровища и проводит на своем корабле колдовские обряды. И Сигвард, и его овеянный дурной славой мотобот пропали после небывалого урагана, но с тех пор зловещий корабль с мертвецом у штурвала периодически является туристам и местным жителям.
Проверить эту легенду можно самостоятельно во время путешествия по Ленинградской области и Карелии, а начинать расследование лучше всего с Приозерска: дорога до него на поезде из Санкт-Петербурга займет всего пару часов.