Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Заветные атмосферы: что нужно знать о давлении в шинах автомобиля зимой и летом

Езда с чрезмерно накачанными или спущенными колесами чревата неприятностями

28 ноября 2023Обсудить

В 1888 году шотландский ветеринар Джон Данлоп запатентовал надувную велосипедную шину. Хотя первый патент на это изобретение был получен во Франции его соотечественником Робертом Томсоном на 42 года раньше, именно шины Данлопа привлекли всеобщее внимание и были запущены в массовое производство. Вскоре надувными шинами начали оснащать первые автомобили, и с тех пор принципиально в этой сфере ничего не изменилось — автомобильные колеса по-прежнему требуется накачивать воздухом, поддерживая нужное давление. Vokrugsveta.ru рассказывает, каким должно быть давление в шинах вашего автомобиля в разных условиях и как за ним следить.

Заветные атмосферы: что нужно знать о давлении в шинах автомобиля зимой и летом
Источник:

Depositphotos via Legion Media

Почему важно следить за давлением в шинах

Большинство автовладельцев проверяют давление в колесах лишь дважды в год, во время сезонного «переобувания». Да и то, многие перекладывают эту ответственность на работников шиномонтажа. При обычной эксплуатации автомобиля водители зачастую ограничиваются лишь визуальным контролем колес и обращают внимание только на явно спущенные шины.

Между тем от давления в колесах во многом зависит, как автомобиль будет вести себя на дороге, как быстро будет приходить в негодность его подвеска и как часто придется править диски. Кроме того, резина изнашивается быстрее, если давление не соответствует норме, а недокачанные колеса повышают расход топлива. В общем, на содержании машины можно неплохо сэкономить буквально благодаря воздуху.

Проверять давление в шинах рекомендуется хотя бы раз в месяц, а также после длительной стоянки автомобиля, перед дальними поездками и через день-другой после замены резины. Производить измерения нужно «на холодную» — давление в разогретых во время движения шинах немного повышается.

Каким должно быть давление в шинах

— Если мы берем категорию B, к которой относится большинство личных автомобилей, то обычно на водительской двери и в инструкции по эксплуатации есть рекомендации завода-изготовителя относительно давления в колесах. Если вы не нашли этих рекомендаций, то можно ориентироваться на 2-2,2 атмосферы — среднее рабочее давление, — объясняет директор петербургского филиала Центра высшего водительского мастерства Андрей Герасенков.

Однако всё же лучше следовать заводским рекомендациям. Можно поискать их в интернете, на сайте производителя или внимательно осмотреть автомобиль — если заветной наклейки нет на торце или пороге водительской либо пассажирской двери, она может найтись на внутренней стороне крышки бензобака или в бардачке. На стикере обычно указывается, какой уровень давления необходимо поддерживать в шинах в зависимости от размера покрышек, количества пассажиров и скорости движения. Какие-то производители расписывают много вариантов, а какие-то — приводят всего одно значение давления, предлагая искать подробности в инструкции по эксплуатации.

Требуемый уровень давления может быть указан в барах (бар), килопаскалях (кПа) или фунтах на квадратный дюйм (psi). Чаще всего автопроизводители приводят по меньшей мере две из этих единиц измерения. Разобраться в них несложно: 1 бар практически равен 1 атмосфере (применительно к давлению в шинах эти единицы можно считать идентичными), а килопаскали переводятся в атмосферы делением на 10. Если же у вас перед глазами есть значение давления только в фунтах на квадратный дюйм, то для точного перевода в атмосферы его нужно разделить на 14,7.

Заветные атмосферы: что нужно знать о давлении в шинах автомобиля зимой и летом

В заводских рекомендациях может быть указано как одинаковое, так и немного отличающееся давление для передних и задних колес. Например, в данном случае, производитель рекомендует накачивать колеса на обеих осях до 2,3 атмосферы (230 килопаскалей или 33 фунтов на квадратный дюйм), а запасное — до 4,2 атмосферы, поскольку речь идет о «докатке»

Источник:

YouTube

Помните, что рекомендуемые нормы давления не годятся для нештатных низкопрофильных шин, которые куда хуже переносят неправильное давление по сравнению с обычными. Перед установкой такой резины нужно проконсультироваться со специалистом.

Чем чревато неправильное давление

При низком давлении колесо заметно хуже преодолевает ямы и неровности, а автомобиль, как уже было сказано, тратит больше топлива. При слишком высоком давлении динамика автомобиля улучшается, а горючее расходуется медленнее, но это происходит в ущерб управляемости на большой скорости и в поворотах. Также сильно перекачанное колесо может лопнуть при наезде даже на небольшое препятствие. Даже если этого не случится, подвеска будет страдать от излишней нагрузки. Наконец, повышенное давление в колесах увеличивает тормозной путь, особенно на скользкой дороге.

Заветные атмосферы: что нужно знать о давлении в шинах автомобиля зимой и летом

Многие современные автомобили оснащены системой контроля давления в шинах TPMS (Tire Pressure Monitor System). Впрочем, владельцам таких машин все равно стоит время от времени проверять давление вручную. Хуже точно не будет

Источник:

Depositphotos via Legion Media

— Если колесо перекачано, пятно контакта будет меньше, это означает повышенный износ резины, причем быстрее будет приходить в негодность внутренняя часть колеса. А если давление ниже нормы, то точно так же неравномерно будет изнашиваться внешняя его часть, — говорит Андрей Герасенков. — Рабочая температура колеса составляет порядка 90-100 °C. Если давление слишком низкое, то колесо будет перегреваться. Напротив, при чрезмерно высоком давлении — останется холодным. И то, и другое неправильно, потому что за пределами рабочей температуры колесо плохо держит дорогу.

Отдельно стоит подчеркнуть, что хуже всего на поведение автомобиля и состояние покрышек влияет разное давление в каждом из колес.

Когда следует изменить давление в шинах

В некоторых дорожных ситуациях колеса требуют дополнительной подкачки или же, наоборот, стравливания воздуха. Например, на бездорожье, если машина забуксовала, рекомендуется спустить колеса примерно на 0,5-0,7 атмосферы, чтобы увеличить пятно контакта — этот прием с большой вероятностью поможет выехать. Также можно чуть-чуть снизить давление в зимних шинах при езде по обледенелой дороге. Если же гололедица застала вас на летней резине, то колеса потребуется спустить на 0,4-0,5 атмосферы, но лучше всего отказаться от поездки.

Заветные атмосферы: что нужно знать о давлении в шинах автомобиля зимой и летом
Источник:

blickwinkel via Legion Media

Повысить давление в шинах на 0,2-0,3 атмосферы можно, если вам предстоит долгая поездка по скоростной магистрали. Примерно так же стоит подкачать хотя бы задние колеса сильно загруженного автомобиля.

Как на давление в шинах влияет температура воздуха

Из школьного курса физики все помнят, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении — сжимается. Таким образом, давление в шинах, накачанных летом, снизится с наступлением холодов, и наоборот.

Изменение температуры на 10 °С приводит к соответствующему изменению давления на 0,1 атмосферы. Так что если вы поставили зимнюю резину при температуре около 5 °С, а затем ударили морозы, то колеса потребуется немного подкачать.

С летней резиной может произойти обратная ситуация: в жару имеет смысл проверить давление в колесах и немного снизить его, если показатели окажутся выше нормы.

Как подкачивать колеса

Проще всего, конечно, доехать до ближайшего шиномонтажа и попросить привести давление в шинах в норму за символическую сумму. Самостоятельно сделать это можно на АЗС, где возле таблички «Воздух» вы найдете «пистолет» с манометром на длинном тонком шланге, закрученном спиралью. Далее потребуется открутить колпачок ниппеля, подсоединить «пистолет» и проверить показания манометра. Если давление окажется ниже нормы, то достаточно прижать «пистолет» плотнее и нажать на кнопку подачи воздуха, а затем дождаться, когда манометр покажет требуемое значение.

Впрочем, в машине всегда нужно иметь хотя бы самый простой насос, а еще лучше — компрессор, работающий от прикуривателя, который позволит подкачать все колеса буквально за пару минут.

Заветные атмосферы: что нужно знать о давлении в шинах автомобиля зимой и летом

Компрессор избавляет от необходимости накачивать колеса ножным или, не дай бог, ручным насосом

Источник:

Depositphotos via Legion Media

Не забывайте проверять давление и в запасном колесе — его лучше держать накачанным до рекомендуемого производителем давления. У полноценной запаски оно будет соответствовать давлению в остальных колесах, а «докатку» нужно накачивать до 4-4,5 атмосферы.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения