16 мая 1764 года в Санкт-Петербурге открыли первое учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц. О его истории рассказывает Надежда Проняева, преподаватель Национального социально-педагогического колледжа.
Детище императрицы
Открытию Смольного института предшествовали размышления государыни Екатерины Великой и ее сподвижника, видного государственного деятеля Ивана Ивановича Бецкого, о роли и значении образования для русских дворянок. Изначально учебное заведение называлось «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Его цель, как было прописано в Уставе, — «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Екатерина II Великая была независимой и сильной женщиной и вращалась среди выдающихся умов эпохи Просвещения. Поэтому она понимала, что российское общество не будет прогрессивно развиваться, пока девушки воспитываются в невежественной среде. Особенно это касалось ситуации в российской глубинке, куда царские указы доходили долго и где люди не спешили менять привычный жизненный уклад.
Императрица, открывая удивительное для России учебное заведение, осуществила амбициозную социальную и образовательную реформу, целью которой было не только «смягчение нравов», но и создание «новой породы людей». Достигалось это нелегким путем.
Согласно уставу заведения, девочки поступали в институт совсем малышками — с шестилетнего возраста — и пребывали в нем двенадцать лет. Родители девочек документально фиксировали, что не будут возвращать дочерей домой до истечения срока обучения. Известны грустные случаи, когда даже прощание с умирающими родителями не было причиной внеочередной встречи с семьей.
Конечно, в процессе обучения были предусмотрены короткие свидания с родственниками. Но в России преодоление расстояния до удаленных губерний многим семьям было не под силу, или по разным причинам девица оставалась сиротой за годы учебы. Поэтому могло быть так, что девочка вырастала и завершала учебу, совсем не встречаясь с родными.
Через год после открытия в Смольном институте появилось отделение для девиц из мещанского сословия, что расширило возможности образования — теперь его могли получать не только аристократки. В Институт принимали девочек не только из России, но и из более века находившейся в составе Российской империи Грузии, дочерей подданных других стран — Швеции, Германии.
Специфика обучения
Поступить в Смольный и учиться в нем было нелегко: будущие «смолянки» сдавали экзамены по русскому и французскому языкам и должны были иметь «крепкое» религиозное воспитание.
Программа обучения в институте благородных девиц была рассчитана на три класса, но каждый из них был растянут на четыре года. Содержание образования было очень обширным: девушки изучали арифметику, грамоту, Закон Божий, историю, три обязательных иностранных языка. Еще девицы постигали эстетические предметы — этикет, музыку, вокал, несложные спортивные занятия, танцы, рисование и кулинарное искусство.
Два раза в год смолянки сдавали экзамены. В зависимости от проявленных результатов девочек распределяли в классы, которые формировались по степени академической успешности воспитанниц.
Смолянки должны были стать «учеными дамами», умеющими поддержать разговор, сдержанными, легкими и грациозными, способными стать украшением общества, ведь в недалеком будущем они становились фрейлинами при дворе, женами влиятельных особ и государственных деятелей.
Воспитанницам было нелегко преодолевать учебные и моральные сложности пребывания в закрытом учебном заведении, но худшие воспоминания оставались у них от скудной, а иногда некачественной пищи. В течение дня у девочек было три приема пищи. На завтрак полагался хлеб с маслом или сыром, молочная каша или макароны и чай. В обед предлагали суп, мясо, вынутое из этого же супа, и пирожок. На ужин подавали чай с булочкой. Это был пример щедрого рациона. В пост же, а также по средам и пятницам девушки питались постными крупяными супами, маленьким куском отварной и, как вспоминали смолянки, совсем не вкусной рыбы. Завершалась трапеза маленьким постным пирожком.
Почему воспитанниц не потчевали обильными и изысканными яствами? Во-первых, на государственном попечении не всегда средства шли по назначению, и девушки-выпускницы конца 90-х гг. XIX века втихаря посмеивались, что «щеки у господина интенданта и его дочерей уж очень пухленькие». Во-вторых, в девицах приветствовалось изящество и стройность, а обильная пища никак этому не способствовала. Но исключения, конечно же, бывали, и девушки приспосабливались и находили выход из любой ситуации. Например, если у девицы появлялись карманные деньги, она могла договориться со служанками, чтобы ей доставили из города какую-то безделушку или любимую сладость.
Смольный институт в 1850-е годы: реформа Константина Ушинского
Смольный институт к середине XIX века потерял былое просветительское значение и превратился в консервативное учебное заведение с казарменными правилами и порядками.
В этот период — в 1859 году — должность инспектора классов в Смольном получает Константин Дмитриевич Ушинский, выдающийся педагог, просветитель и общественный деятель. Он был вторым по значимости должностным лицом после начальницы института.
Константин Ушинский смог реформировать в Смольном устоявшиеся порядки, которые постепенно затягивали в трясину прежде уникальное учебное заведение.
Сокращение срока обучения и пересмотр программы
Девочек стали принимать на учебу с десяти лет, а общий период обучения был сокращен до 9 лет. Содержание и протяженность занятий были преобразованы согласно новому пониманию роли женщины в обществе, поэтому в старших классах девушкам преподавали гигиену и педагогику. Считалось, что выпускницы института должны быть не просто «эфемерными созданиями, вечно отдыхающими на ложе из роз», а стать настоящими помощницами мужей и воспитательницами своих и чужих детей. С этого момента в Смольном институте появились педагогические классы, где готовили профессиональных учительниц.
Внимание к русскому языку и литературе
Ушинский был потрясен тем, что воспитанницы, которые должны были становиться украшением российского общества, практически не могли изъясняться и выражать свои мысли на русском языке. В 1861 году педагог разработал уникальную хрестоматию для чтения «Детский мир» — прообраз современных учебников и хрестоматий по русскому языку. Она стала не просто обучающим пособием, но и эффективным средством для развития речи и мышления.
Хрестоматия состояла из трех разделов. Первый обобщал знания о мире. Его сочинил сам Константина Ушинский. Он хотел, чтобы в молодых умах закрепились разрозненные знания о природе и человеке.
Второй раздел — исторический — включал в себя хрестоматийные литературные произведения: «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина, «Бородино» М.Ю. Лермонтова, «Василий Шибанов» А.К. Толстого, отрывок из его же романа «Князь Серебряный», отрывки из драмы А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», фрагменты из поэмы А.С. Пушкина «Полтава» и другие произведения русской классики.
Наконец, третий раздел получил название «Из географии». В нем Ушинский показывал, как просторы мира расширяются для ребенка, которого он графически изображал центром круга, до границ проживания в конкретном населенном пункте, затем до реки и далее, вплоть до просторов космоса.
Смягчение системы наказаний
Ушинский в свой период работы в Смольном стал добиваться соблюдения педагогического такта и отказа от унижения девочек в глазах сверстниц. До этого за любое нарушение дисциплины или лень в обучении воспитанницы могли быть наказаны особыми способами, которые нам сегодня кажутся нелепыми и безобидными. Но девочки, практически изолированные от внешнего мира, страдали от подобных моральных наказаний.
Например, провинившаяся девица должна была носить неприглядный, или тиковый, передник. Он был сшит из самой простой хлопчатобумажной или льняной ткани, из которой делали покрывала для матрацев. Носить тиковый передник считалось очень зазорным в кругу смолянок. Нарушительницу переводили в столовой за особый стол, где нужно было принимать пищу стоя или вообще стоять неподвижно, пока другие девочки трапезничали.
Благодаря Ушинскому, моральные унижения постепенно искоренялись. На смену им приходили разъяснительные беседы воспитательного характера, а непререкаемый авторитет классной дамы постепенно ослабевал, что тоже значительно смягчило закрепощенный быт смолянок.
Но такие реформы нравились не всем. Только три года смог прослужить Ушинский в Смольном институте, и его деятельность была прекращена после ряда жалоб и доносов. Однако образовательный процесс в Институте благородных девиц все же был улучшен и стал более прогрессивным. Как отмечал в своих мемуарах один из преподавателей Смольного, видный педагогический деятель второй половины XIX века Дмитрий Семенов, «Смольный точно сказочный русский богатырь после долгой столетней спячки воспрянул духом и хотел наверстать потерянное время. Все, и учителя, и ученицы, казалось, спешили отличиться друг пред другом».
Смольный в конце XIX — начале XX века
Конец XIX века был важнейшим и плодотворным периодом в деятельности института. Из его стен вышли как рядовые женщины, ставшие тихими и верными спутницами для своих мужей, так и яркие представительницы своей эпохи. Например, это поэтесса-футуристка Нина Хабиас, возлюбленная Максима Горького — Мария Закревская-Бенкендорф-Будберг, писательница-революционерка Мария Добролюбова. Нельзя не назвать имена лидера белогвардейского Союза Прасковьи Гагариной, разведчицы-террористки Марии Захарченко-Шульц, баронессы Софии Боде, хладнокровной и жестокой командующей отрядом юнкеров, знаменитой арфистки Ксении Эрдели.
Смольный институт стал уникальным учебным заведением в дореволюционной России. За годы его функционирования произошло 86 выпусков. Юбилейный — 85 выпуск — пришелся на грозный 1917 год. Это и было завершением основной деятельности Смольного.
Функционирование института стало невозможным из-за свержения царской власти, которая и субсидировала это сугубо дворянское учебное заведение. В сложную послереволюционную эпоху не находилось богатых меценатов, которые бы вкладывали средства в воспитание оставшихся благородных девиц.
В 1918 году воспитанницы и преподаватели Смольного перебрались в Новочеркасск, а затем в Сербию. Это уже были совершенно иные условия пребывания и обучения, которые не могли быть сопоставимы с классическим образом смолянки. Но в исторической памяти навсегда запечатлен образ легкой, образованной и изящной барышни, которая смогла преодолеть трудности обучения и взросления, став достойной выпускницей Смольного института благородных девиц.