Старинный город Звенигород за несколько столетий существования сохранил компактность, в отличие от многих городов со столь же богатой историей. И в этом его главная прелесть: ландшафты здесь остались те же, что и пару веков назад. Они стали визитной карточкой, настоящим брендом города. Ради них сюда приезжали великие художники, а некоторые даже оставались на долгие годы. Для тех, кто хочет увидеть все красоты Звенигорода, мы составили маршрут по самым интересным локациям подмосковного города.
Точки на карте
Саввинская слобода
Звенигород стал крупным поселением и торговым центром после того, как в 1398 году здесь возвели монастырь. Средства на это выделил князь Юрий Дмитриевич Звенигородский — сын Дмитрия Донского. В XVII веке именно этот монастырь стал любимым молельным местом царя Алексея Михайловича. Все это время окрестности обители постепенно обживали новые поселенцы, которым удавалось сохранять местные красоты.
Именно Саввинская слобода стала местом паломничества русских пейзажистов в XIX–XX вв. Художники, включая самых известных, приезжали сюда писать на пленэре. Например, в 1884 году Исаак Левитан и Константин Коровин с целью запечатлеть эти ландшафты вместе снимали домик под Звенигородом.
В своих воспоминаниях Коровин так писал о Саввинской слободе: «Здесь было так много красивых и разнообразных кусков природы, каких-то очаровательных деревьев, холмов, что, кажется, целому поколению художников могла бы дать природа этих мест темы для их произведений».
Легенда гласит, что традиция называть эти места русским Барбизоном или Подмосковной Швейцарией пошла как раз с Левитана и Коровина. Хотя до них тут писали и Алексей Саврасов, и академик Императорской академии художеств Лев Каменев (именно он так привязался к местным красотам, что остался на два десятка лет и практически сроднился с этой землей).
Что здесь нужно сделать
Насладиться видами от монастыря на Москву-реку;
Посетить сам монастырь и историческую экспозицию в нем (часть Звенигородского государственного музея-заповедника);
Потратить 15 минут и дойти от монастыря до Саввинского скита и часовни;
Если у вас будет запас времени, то можно прогуляться или доехать на автобусе до поселка дома отдыха «Связист» — там работают музей лего, музей русских бань и музей печи и хлеба.
Чеховский пейзаж
В 1884 году в Звенигороде жил и работал Антон Павлович Чехов, поэтому многие туристы едут в город, чтобы посетить чеховские места. Их не так много: земская больница, где он служил, домик по соседству, который снимал (ни то, ни другое не стало музеем). Также в городе была любимая липа писателя, под которой он любил сидеть, наслаждаясь видами.
Сегодня от липы остался внушительный пень с мемориальной табличкой. Но самое главное — сохранились виды, которые вдохновляли великого фельетониста. И вы можете в буквальном смысле слова посмотреть на Звенигород глазами Чехова. От его липы виден кремлевский вал и Успенский собор — сердце Звенигородского Городка.
Что здесь нужно сделать
Устроить своеобразный квест по поиску чеховских мест: на территории больницы их притаилось два, а третье находится на Московской улице, куда мы дойдем чуть позже;
Спуститься по улице Красная гора до Малинового оврага;
Дойти до Музея русского десерта;
Зайти в кафе «Пристань» или в городской парк.
Верхний Звенигородский посад
Доподлинно известно, что впервые Звенигород упоминается в духовной грамоте московского князя Ивана Даниловича Калиты в 1339 году («А се даю сыну своему Ивану Звенигород»). Но есть версия, что уже в 1152 году город основали по указу Юрия Долгорукого. В любом случае, укладу, сформировавшемуся к XVII веку, пришел конец, когда в Смутное время Лжедмитрий II по пути в Москву полностью разорил звенигородский посад.
К моменту когда царь Алексей Михайлович избрал Саввино-Сторожевский монастырь своим «собственным государевым богомольем», сложились три основных поселения. Уже упомянутый Городок с Кремлем (сохранились вал и Успенский собор), Нижний Посад (или Вознесенская слобода) — по левому берегу реки и Верхний Посад (или Рождественская слобода) — по правому берегу реки на возвышенности.
Сегодня одной из точек притяжения на стороне бывшего Верхнего Посада является Мясина гора. Отсюда открывается невероятный вид на реку и ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря.
Что здесь нужно сделать
Посмотреть Рождественскую церковь;
Сходить на пляж.
Нижний Звенигородский посад
Нижний Посад простирался вдоль Большой московской дороги. Сегодня это Московская улица, где сосредоточены все основные достопримечательности города: Вознесенский собор, памятник воину-освободителю, центр Любови Орловой, памятник Чехову на лавочке в сквере возле дома 12, Церковь Александра Невского и, конечно, Звенигородский манеж. Это памятник архитектуры начала XIX века, реконструированный специально под один из самых современных мультиформатных и мультимедийных музеев города.
И это только кажется, что в самом центре города, на главной торговой улице с хорошо сохранившимися домами зажиточных и известных жителей различных эпох, не найти пейзажей, что тут — лишь городские виды, милые, но далекие от природы.
На самом деле как раз сейчас это не так, ведь именно тут — на Московской улице, в Звенигородском манеже — до 12 января проходит выставка «Преображенная природа Пейзаж XIX–XX вв. из собрания Русского музея», где можно увидеть сразу более 40 пейзажей Звенигорода и всей России.
Что здесь нужно сделать
Зайти в кафе «Здесь был Чехов» (ранее в этом историческом здании была аптека, где, по городской легенде, писатель-врач заказывал необходимые пилюли и снадобья);
Изучить экспозицию музея «Назад в СССР».
Все пейзажи в одной точке
На выставке «Преображенная природа» представлены работы Алексея Саврасова (так любившего звенигородские ландшафты, как мы теперь знаем), Ивана Айвазовского, Архипа Куинджи, Ильи Репина, Игоря Грабаря, Федора Васильева и многих их учеников. Работы из экспозиции принадлежат разным эпохам и выполнены в различных техниках, но все показывают красоту и величие природы российских широт.
Это уже второй совместный проект «Русского музея» и Звенигородского музея-заповедника. Предыдущий был посвящен творчеству Левитана, который, как сейчас бы сказали, «распиарил» звенигородские виды. Теперь художественная палитра стала еще шире, а у выставки появилась особая внутренняя динамика — посетители проходят через все метаморфозы природы, видя и образы идеального штиля, и бурю, и солнечные моменты, и драматическое небо перед грозой, и все оттенки времен года и времен суток.
Среди сокровищ «Русского музея» есть и звенигородские жемчужины. Из коллекции Звенигородского музея-заповедника здесь представлена картина Михаила Абакумова «Перед грозой» (1982) — после прогулки по городу и окрестностям легко ощутить, что буквально несколько минут назад вы сами проходили мимо этой картины или видели ее от чеховской липы.
То же самое можно сказать и о работе Антонины Софроновой «На Звенигородском Посаде» (1952) — теперь вы точно знаете, красоты каких мест художница запечатлела на холсте.
Что здесь нужно сделать
Выяснить, как на выставке русской пейзажной живописи оказался «Вид Константинополя» Александра Дорогова;
Сравнить облака Аркадия Рылова, Григория Бобровского, Виктора Борисова-Мусатова, Александра Герасимова, Александра Локтионова и др.;
Подольше задержаться в зале «Радуга»: как ни странно, это природное явление не так часто попадало на картины русских пейзажистов, и тем ценнее представленные здесь работы Алексея Саврасова, Николая Дубовского, Александра Гауша, Андрея Полюшенко;
Сравнить закаты Архипа Куинджи и Ивана Айвазовского;
Сравнить лунные ночи Льва Лагорио и Карла Рабуса;
Сравнить «Цветник» Михаила Демьянова и «Цветущие вишни» Петра Петровичева;
Сравнить ночную и утренние волны Куинджи, штиль и бурю Айвазовского;
Узнать, почему первой в экспозиции оказалась работа Бориса Щербакова «На Волге».
Выяснить, отчего кураторы выставки особенно влюблены в картины Руфина Судковского («Днепровские лиманы перед грозой» и «Штиль»);
Увидеть картину, на которой Репин в деталях запечатлел начало шторма, свидетелем которого стал лично;
Посетить постоянную экспозицию Звенигородского манежа.